Различные методы в вокально-хоровой деятельности

Принципы вокально-хоровой работы в младшем хоре

 

Основные принципы вокально-хоровой работы одинаковы как для детей, так и для взрослых, как при индивидуальном, так и при коллективном (хоровом) обучении. Но учебный материал, педагогические приемы и пояснения для каждого возраста имеют свои различия.

Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению. Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящихся педагогом.

Песенные отрывки находятся в примерном соответствии с вокально-хоровыми упражнениями, они полезны тем, что дают детям хорошую эмоциональную разрядку после сугубо технической работы над гласными и согласными.

Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе доля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем до первой — ре второй октавы.

В практическом использовании вокально-хоровых упражнений на занятиях приходится иногда делать поправки к некоторым общеизвестным методическим положениям. Например, многие педагоги вполне обоснованно рекомендуют начинать распевание с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Понятие «примарный тон», или «примарный звук», относится обычно к голосам с нормальным диапазоном. Так, у детей с нормальным певческим развитием примарными звуками будут фа и соль первой октавы.

Но при поступлении в школу преобладающая часть детей имеет голос с маленьким диапазоном, который содержит всего лишь три-четыре звука нижнего регистра, т. е. ми, ре, до первой и иногда си, си бемоль малой октавы (чаще всего такой диапазон встречается у мальчиков). Эти звуки многие дети воспроизводят довольно правильно в интонационном отношении, что свидетельствует о наличии у них музыкального слуха. Вместе с тем короткий диапазон голоса говорит о неразвитости певческого аппарата.

Применительно к таким голосам понятие «примарный» звук является условным, и начинать распевание со звуков фа и соль здесь бесполезно, так как они у детей отсутствуют.

Для того, чтобы не оставлять отстающих ребят без внимания и не лишать их перспективы развития, преподаватель иногда предлагает учащимся петь упражнения в объеме секунды или терции, начиная со звуков нижнего регистра, то есть с доре первой октавы.

Исполняя упражнения полутон за полутоном вверх, дети будут постепенно расширять диапазон своего голоса. Некоторые педагоги боятся применять такой способ распевания, полагая, что дети с нормальным диапазоном голоса будут «надсаживать» свой голос на звуках нижнего регистра.

Эта опасность существует лишь в том случае, если дети поют напряженно и крикливо. Тогда голос действительно «надсаживается», причем не только на нижнем, но и на всех регистрах и теряет свою эластичность и красоту. Опытные педагоги хорошо знают, какое гибельное влияние оказывает на неокрепший детский голос чрезмерно громкое или, как говорят, форсированное пение. Поэтому с самого начала занятий преподаватель обязан следить за тем, чтобы дети не пели крикливо, и постоянно внушать им, что такое пение не только некрасиво, но и вредно для голоса.

Однако педагог не должен впадать и в другую крайность, заставляя детей всегда петь только тихо. Увлечение тихим пением как постоянным приемом приводит к пассивности голосовых связок и к вялости звучания.

Не слишком громкое и не слишком тихое, но обязательно активное пение предохраняет голосовые связки как от вялости, так и от перенапряжения, а вместе с тем поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.

Одни дети не могут петь звуки среднего и верхнего регистров, но достаточно легко поют в нижнем, другие слабо ориентируются в нижних звуках, но правильно поют мелодию в среднем регистре. Учителю необходима большая гибкость и поиски такого метода воспитания детского голоса, который хотя бы частично помогал ликвидации у детей самых различных певческих дефектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что если в начале одна группа детей поет правильно только нижние, а другая только средние звуки, то со временем диапазон у тех и других непременно расширится и недоступные ранее звуки постепенно станут доступными,

В случае удачного подбора голосов в первом классе, когда все или подавляющее большинство детей обладает нормальным певческим диапазоном, можно упражнения на первую задачу начинать с более высокой тональности, чем та, какая предусмотрена в данном пособии, то есть примерно на тон выше. Однако упражнения с относительно широким диапазонам (квинта и даже кварта) следует исполнять попрежнему в До мажоре.

Различные методы в вокально-хоровой деятельности.

Спецификой вокального обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во всё более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач. То есть решение всех задач вокальной работы в хоре осуществляется относительно одновременно и представляет собой комплексный процесс. Не следует стремиться к большому разнообразию комплекса упражнений, используемых для ежедневной тренировки. Они могут быть и иными, но должны обязательно идти в определённой последовательности. Даже самое простое упражнение может решать одновременно целый комплекс задач. Например, упражнение на стаккато на одном звуке (Приложение 2): - управляет определённой атакой звука; - активизирует краевое смыкание голосовых складок; - уточняет интонацию; - тренирует и активизирует дыхательную мускулатуру. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразя его исполнение различной динамикой, темпом, звуковысотным расположением, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний. Важна определённая последовательность при постепенном усложнении в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса (Приложение 2), а также в отношении формирования специфики хоровых навыков (умение сливаться своим голосом с партией хора, петь по руке дирижёра и др.). Упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами хорошо развивают певческое дыхание. При такой манере пения легче перенести нужное звучание с одного тона на другой, слитное пение отдельных звуков помогает выравниванию звучания (Приложение 3). Упражнения на одной высоте звука развивают равномерный, длительный выдох, опору, при чередовании гласных способствуют выравниванию их звучания. Сначала это упражнение поют на один-два гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные. Чаще на пяти основных гласных в различном их чередовании. Различные гласные исполняются с одинаковым согласным в виде слогов. Если звучание глухое, используем звонкие гласные: «ди», «дэ», «да», «ми», «мэ», «ма». Если хор звучит пёстро гласные, способствующие округлению и ровности звучания: «лю», «лё», «ля». Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а»: «ма-ми-ма», «мо-мэ-ма». Согласные: «л» собирает звук, «м» настраивает на высокое головное звучание, «д» активизирует атаку, «приближает» звук (в сочетании с гласным звуком). Нами используются разнообразные попевки для работы над чистотой интонации, дикции, артикуляции, Это русские народные песни «Скок-скок поскок», «Андрей воробей», «Барашеньки крутороженьки», «Кукушечка», «Не летай, соловей» и многие другие. Попевки исполняются в разных регистрах. Попевки исполняются в виде секвенций по полутонам вниз или вверх. Попевками могут быть и обычные вокальные упражнения, если им придать словесный текст. Например, упражнение на восходящий и нисходящий звукоряд от тоники до доминанты: «Учитель: «Здравствуйте, ребята!». Дети: Здравствуйте, учитель!». Поются имена детей: «Учитель: «Здравствуй, Алёна, добрый день!» - на одном звуке. Ребёнок отвечает: «Здравствуйте, учитель, добрый день!» - на этой же высоте, или сочиняя собственную мелодию. В виде попевок вычленяются вокально-трудные места разучиваемых произведений. Например, в 1 классе разучивалась «Колыбельная» Б.Флиса «Спи, моя радость, усни». Фразу «Месяц на небе блестит, месяц в окошко глядит» мы повторяли отдельно несколько раз, осваивая звучание красивых верхних тонов. Всю колыбельную транспонируем в тональность Фа-мажор, наиболее удобную для нас. Или «Колыбельная» неаполитанская народная песня в обработке В. Мельо «Спи, мой сынок». Фраза «Я погадаю здесь да рассвета, много ли рыбки в сети пойдёт» - очень любима нами из-за высокой верхней ноты «фа 2», которую дети с удовольствием поют, пытаясь всем и силами показать красоту своего тембра. Такие лирические, напевные произведения кантиленного характера положительно влияют на формирование всех певческих навыков. Принципиально важно основной упор в подборе песенного репертуара делать на кантиленные произведения. Делая такой вывод, мы не отказываемся от произведений и другого характера (танцевальных, игровых, песен, требующих исполнения non legato). Например, русская народная песня «Ах, вы сени» с применением ударных народных инструментов трещоток, бубнов, маракасов, деревянных ложек и др.), Её можно использовать и как скороговорку. «Как у наших, у ворот», «А я по лугу» - также любимы нами. Хотя упражнения и являются необходимым условием развития вокальнотехнических навыков, но без пения постепенно усложняющихся по трудности произведений высокого технического уровня достичь нельзя, так же как нельзя этого добиться при вокальном воспитании на одних художественных произведениях. Вокально-технические навыки вырабатываются на упражнениях, а закрепляются, обогащаются и совершенствуются при работе над художественными произведениями. Пение является целостным процессом, состоящим из звуковоспроизведения и звуковосприятия, которые в свою очередь являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: дыхания, звукообразования, резонирования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального и в том числе, вокального слуха. Дети с раннего возраста довольно чётко различают на слух разницу между лёгким или более густым звуком голоса, наличием в голосе вибрато, звонким или глухим голосом, напряжённым или свободным, округлым или плоским. Систематический анализ звучания певческого голоса приводит к развитию у учащегося очень тонких вокально-телесных ощущений, является кратчайшим путём к собственному воспроизведению правильного певческого звука. Многие выдающиеся хормейстеры говорят о том, что идеальным вариантом становится тот случай, когда педагог обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых им. В.П.Морозов прямо говорит, что «слуховое восприятие это самый первый этап приобретения любого певческого навыка, какая-то акустическая норма, которой будет подчинена в дальнейшем вся работа по налаживанию мышечного голосового аппарата. Самым длительно формирующимся навыком является дыхание навык необходимый и сложный. Многие ученики дышат шумно, судорожно, высоко поднимая плечи при вдохе. Не смотря на то, что дыхание является едва ли не самым главным навыком, часто заострять внимание детей на нём не следует, потому что с развитием комплекса певческих навыков от тоже привьётся. Из этого не нужно делать вывод, что говорить ученикам о дыхании не следует вообще. Работа над дыханием не должна быть самоцелью. Важно, чтобы дети осознавали процесс дыхания. Секрет хорошо выработанного дыхания состоит в умении равномерно, без толчков расходовать его при выдохе во время пения. Не следует специально требовать от детей задержки дыхания после вдоха, так как она задерживает вдох и нарушает тем самым весь процесс дыхания [4]. Продолжительность выдоха вырабатывается постепенно на упражнениях и вокализах, а также на специально подобранном песенном материале из репертуара. Работать над дыханием можно посредством игры. Например, детям предлагается взять спокойно вдох, «дыхание в пояс», не поднимая плечи, а на выдохе посчитать от одного и далее, до 20-25 кто дольше всех продержит выдох, тот победитель. (Считает кто-то из детей или учитель.) Так же со звуком, например, на «У». Упражнения на тренировку дыхания и дикции «Егорка» (Приложение 5). Полезно первое время держать руки на поясе и вбирать воздух в небольшом количестве через нос и рот так, чтобы при вдохе ощущалось, как руки вместе в рёбрами раздвигались в стороны, а брюшной пресс подавался вперёд. Игра: «Надуваем шарик»» - порциями берём дыхание, быстро, активно - потом короткий выдох. «Полузевок» или вежливый зевок рефлекторно оказывает влияние на глубину певческого дыхания. Зевок приподнимает мягкое нёбо, расширяет состояние глотки, приводит голосовой аппарат в певческое состояние. Внимание детей на «зевке» при вдохе необходимо сосредотачивать только после того, как они несколько освоятся с навыками спокойного взятия дыхания в диафрагму, не поднимая плеч [24]. Мы даём несколько упражнений на ощущение «вокального зевка», «маски» (Приложение 4). Большое внимание на уроках следует уделять речи, дикции. Поскольку на качество дикции влияет певческая тренированность в целом (в особенности дыхания) и умение исполнять художественные произведения выразительно, постольку во время исполнения музыкального произведения перед детьми необходимо ставить конкретные исполнительские задачи, которые заинтересовывают детей и вызывают определённую эмоциональную реакцию. Она, в свою очередь, способствует улучшению дикции и выразительности исполнения. Мы часто читаем на уроке стихотворения или прозу, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается активность остаётся. Утрированное произношение в классе в зале прозвучит чётко и ярко. Однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, чётко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных даёт зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация «удесятерения» согласных при произношении, особенно в пении. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать их надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию. Чтобы отработать манеру произношения гласных ровным потоком и чёткого произношения согласных в этом потоке, надо стихотворения прочитать (протянуть) на одних гласных: «Белеет парус одинокий е ее а у о и о ий» Послушать этот поток ровный, красивый. Затем «вставить» быстрые, чёткие и лёгкие согласные, стараясь не нарушить равномерность и красоту потока. Следует отметить, что артикуляционный аппарат более, чем любая другая часть госообразующего аппарата, доступен непосредственному наблюдению и контролю как со стороны педагога, так и самого учащегося. В работе над гласными в хоре мы большое внимание уделяем гласным «у», «ы». Звуки «у», «ы» формируются и звучат более глубоко, чем остальные гласные. В любом положении они искажаются. Выравнивание звука по тембру, а также хороший унисон достигается на этих гласных. После пропевания мелодии песни на слоги «лю», «ду» или «ды» последующее исполнение со словами приобретает большую ровность и округлость звучания. Гласный «а» занимает промежуточное положение между тёмными «у», «ы», «о» и светлыми «е», «и», которые требуют особого внимания в отношении округления при пении. По поводу накопления репертуара необходимо отметить следующее: самым наглядным показателем работы хорового коллектива или солиста является его выступления на публике концерт. Успех концерта зависит от многих причин. Тут и исполнительский уровень, достигнутый хором (солистом), настрой, степень подготовки к данному концерту, акустика зала, состав аудитории, ее реакция и т.д. Большую роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора, его золотым фондом. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Важную роль он играет в музыкальном образовании и эстетическом воспитании учащихся, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории, в повышении вокального мастерства коллектива. Репертуар должен быть разнообразным, доступным для исполнения и восприятия, но не упрощенным, богатым исполнительскими красками. Он должен нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественным [16]. Чрезвычайно важно воспитывать в коллективе навыки пения без сопровождения (a capella). Существует ошибочное мнение, что заниматься этим можно, только достигнув определенного уровня. Начинать петь a capella хор может буквально с первых занятий. Такое пение способствует интенсивному развитию музыкального слуха. Пение без сопровождения (вначале одноголосных 24

25 упражнений и песен) будет способствовать выработке навыков пения в унисон. Именно раннее пение a capella может в дальнейшем привести хор к исполнению сложных произведений a capella с учетом специфики не темперированного строя. Оно обеспечивает более чистое, «острое» интонирование, а так же требует гармоничного развития всех сторон музыкального слуха: звуковысотного, тембрового, ритмического и динамического с одной стороны. С другой стороны умения соответственно вокально интонировать, то есть владеть исполнительскими навыками.

 

Методы вокально-хоровой работы целиком опираются на методы профессионального обучения пению. С первых же занятий внимание учеников обращается на формирование качества звука и выработку основных певческих свойств голоса - звонкости, "полётности", являющейся главным источником красоты певческого голоса.

Чтобы научить естественному красивому пению, необходимо привить поющим определённые певческие навыки дыхания, атаки звука, артикуляции, дикции. Нужно научить учащихся добиваться хорошего вокально-хорового строя и ансамбля в звучании своей партии и в многоголосном хоре в целом, выработать внимательное отношение к певческой установке.

Одним из важнейших условий воспитания навыков хорового пения является соблюдение правил певческой установки. Она является необходимым условием, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности. Певческая установка состоим из многих внешних приёмов и навыков. С первых же занятий учащихся приучают к свободному, ненапряжённому положению корпуса, головы, рук, ног. Все мышцы участвующие в голосообразовании должны быть в самом удобном естественном состоянии покоя, но не расслабленности. Неверная певческая установка ведёт к быстрой утомляемости голоса и организма в целом. На репетиции при пении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это вызывает неправильное дыхание и звукообразование, при пении стоя нужно стоять прямо, сохраняя вдыхательное положение грудной клетки, не горбиться, выражение лица во время пения должно быть естественным, приветливым, спокойным. Рот в пении служит "раструбом", посредством которого вокальный звук получает своё направление, поэтому основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо является важным резонатором. Благодаря приподнятому мягкому нёбу происходит формирование округлого звука (нёбо - своего рода сферический "купол"). Большинство начальных упражнений для развития певческой установки направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает певцов на трудовой лад и строгую дисциплину. Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни каждого человека.

Работа над дыханием - один из наиболее сложных моментов вокально-хоровой работы. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а также варианты смешений грудного и брюшного дыхания, в зависимости от индивидуальных особенностей певца. Грудобрюшное дыхание предусматривает при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её части с одновременным снижением купола диафрагмы, сопровождаемым расширением передней стенки живота. Дыхание обычно рассматривают в трёх его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка дыхания, выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхание непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без всякого намёка на насильственное "выталкивание" взятого лёгкими воздуха. Профессор Московской консерватории, хормейстер П. Г. Чесноков верно заметил, что чрезвычайно важно развивать у певцов способность экономно расходовать дыхание, "чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества"(№ 73; с.51). У поступающих в хор учащихся часто преобладает судорожное ключичное дыхание, сопровождающиеся подниманием плеч. Поэтому выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладение вокальным искусством. Певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Руководитель хорового коллектива Г. П. Стулова считает, что "... правильность дыхания зависит от того, как протекает воздушная струя по дыхательным органам поющего и какое, в зависимости от этого, она оказывает влияние на гортань, где зарождается звук". По мнению Г. П. Стуловой, навык певческого дыхания формируется постепенно с учётом возрастных особенностей поющих.

Примером универсальности приемов, несомненно, является "концентрический" метод М. И. Глинки. Метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны для систематического их использования из года в год.

Сущность метода такова:

1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или центральных) звуков;

2. Объём, диапазон голоса, в пределах которого можно работать, для слабых певческих мало развитых голосов - всего лишь несколько тонов;

3. Работать надо постепенно, без торопливости;

4. Ни в коем случае нельзя допускать форсирования звучания;

5. Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо);

6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе при пении.

7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в ещё более ограниченном диапазоне;

8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания (№ 50; с. 162). Пение с учениками вокальных упражнений - это "живой" творческий процесс.

В области хоровых навыков ведётся кропотливая работа над дикцией и артикуляцией. Слово дикция в точном переводе значит "произношение:. Началом работы над дикцией служит формирование округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу произведениях.

Для успешной работы над дикцией руководитель должен обратить внимание на следующие моменты:

а) строго следить при произношении за тем, чтобы не нарушался принцип отнесения согласных букв к последующему слову;

б) ясно и чётко произносить согласные, в то время как гласные единообразны по манере звучания и округлы;

в) разъединить встречающиеся в конце одного и в начале другого слова одинаковые согласные и гласные;

г) выразительно произносить каждое слово согласно принятому произношению, а не правописанию;

д) чётко произносить согласные в окончании слов;

е) выделять ударные слоги в словах.

Хоровое пение, помимо вокальных умений и навыков, требует владения специфическими для коллективного пения навыками хорового строя и ансамбля. Строй и ансамбль относятся к числу важнейших и наиболее трудных по своему усвоению элементов хорового пения. Строй относится к числу важнейших и наиболее трудных по своему усвоению элементов хорового пения. Стройность и чистота интонирования - первое качество исполнения, на которое слушатель обращает внимание.

Для выработки точного интонирования на вокальной основе педагог И. Д. Никольский рекомендовал:

- пропеть сначала два раздельных звука интервала, потом спеть их в слиянии, обращая внимание на более высокое интонирование верхнего звука интервала, и далее, в процессе занятий, самим ученикам находить интервал и интонировать на правильно организованном дыхании гласные (а, о, е);

- петь интервалы от разных звуков вначале без определённой длительности, потом отбивая рукой метрическую единицу размера;

- закреплять навыки интонирования интервалов на специально подобранном песенном репертуаре. Песни должны исполняться в разных тональностях, ибо пение в одной тональности притупляет слух и внимание певцов. Важен личный показ педагога, мак как обучение певцов на начальном этапе подразумевает подражание живому голосу учителя, а не звуку фортепиано;

- перед разучиванием произведения прочитать текст, отчётливо и выразительно произнося слова. Это развивает дикцию и художественное восприятие песни. (№51, с.69-70).

Хороший строй в хоре зависит от того, в какой степени развит музыкальный слух у участников хора, от их внимания и владения певческими навыками.

Основные методы работы над строем:

1) Предварительный анализ песни и выделение трудных в интонационном отношении мест. Тщательная работа над отдельными фразами (пение с названием нот, на слоги и т.д.).

2) Сочетание индивидуального и группового методов работы. Пение всего коллектива следует чередовать с пением отдельных групп и индивидуальным опросом.

3) Пение с закрытым ртом (упражнения, песни без текста). Этот приём способствует концентрированию внимания на отдельных интонациях.

4) Пение в среднем темпе и в средней динамике (меццо-форте, меццо-пиано), то есть наиболее естественных и удобных для работы певческого аппарата условиях.

5) Метод транспонирования: разучивания трудных в интонационном отношении мест в другой, более удобной тональности. Этот приём рекомендуется в том случае, когда интонирование усложняется из-за неудобной тесситуры.

6) Пение по нотам. Разучивание песни по нотам значительно повышает сознательность учащихся.

7) Пение без сопровождения. Такой вид пения развивает, совершенствует слух, повышает внимание поющих к чистоте интонации и тем самым воспитывает навыки точного интонирования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: