II. Понятие истории и смысл истории

I. Культура и цивилизация

Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа этой проблемы в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» - имеют множество значений. Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.

 

В обиходе цивилизацией стали называть совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности. С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Цивилизация (от лат. Civilis — гражданский, государственный):

1 общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

2 историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

3 стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания);

4 локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплексы экономической, политической, социальной и духовной подсистем.

Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные исследователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни ученые отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилизации.

Культура (от лат. Cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

 

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:

• исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах);

• образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган);

• утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель);

• завершающую фазу эволюции какого-либо типа культуры, смерть культуры (Шпенглер);

• любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби);

• наиболее широкую социокультурную общность, которая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон).

Цивилизация предполагает усвоенность образов поведе ния, ценностей, норм и т.д.

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь,— это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

Различие культуры и цивилизации, несмотря на их противоречия, носит не абсолютный, а относительный характер.

II. Понятие истории и смысл истории.

Исто?рия (др.-греч.?στορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Историческая наука позволяет лучше понять связи между явлениями, тенденции изменений, определить место человека или сообщества в постоянно меняющейся картине бытия, выявить органическое единство прошлого, настоящего и будущего. Общество требует от историка суждений и выводов, которые помогли бы избежать повторения совершенных в прошлом ошибок («уроки истории»).

Если человека лишают истории, его лишают возможности использовать знания и опыт накопленные человеческим социумом, в том числе непосредственно его родом. Он становится менее опытным и неискушенным перед лицом тех, кто постоянно аккумулирует и применяет их. Непонимание значения или отказ от своей истории приводят человека к тому, что он перестает быть самостоятельным, становится слабым и зависимым, утрачивает свою первозданную силу. Отсутствие знания собственной истории – это прямое свидетельство неполноты и упадка культуры человека. важнейший смысл истории состоит в том, что она является ключом к пониманию происходящего в настоящем. Кроме того. История – ключ к пониманию будущего. Изъятие этого ключа, как у отдельного человека, так и у народа в целом, лишает его возможности двигаться дальше в правильном для него направлении.

III. Основные концепции философии истории.

I. Античная концепция истории. Древние греки воспринимали мир как завешенный, гармоничный Космос («космос» переводится с греческого как «упорядоченный»). Существование космоса связывалось с цикличностью и круговоротом. Для древних греков круговое движение - это геометрический образ вечности (круг не имеет ни начала, ни конца), где существует правильное чередование и вечное возвращение. История для греков – это вечное становление, вечное возвращение, периодические мировые пожары (Гераклит), это вечное душепереселение и душевоплощение (Платон).

II. Христианская концепция истории (Библия). Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. В данной концепции впервые ярко выражены идея единой истории человечества и идея линейного исторического времени. Начало истории и возникновение времени связано с событием, описанном в Ветхом Завете, а именно – с грехопадением человека. Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из Рая - начало человеческой истории. Узловые, важные моменты истории – первый приход Христа, его распятие и ожидаемое второе пришествие. Конец истории – второе пришествие Христа, Божественный Суд (описанный в Апокалипсисе). Смыслом человеческого существования и смыслом истории является завершение истории как процесса земного существования человечества. Пройдя сложный путь очищения от грехов, человек должен вернуться в вечное, в безвременное райское существование.

Таким образом, данная концепция истории выражает идею единой линейной истории, которая предполагает движение из прошлого в будущее и стремление к совершенству. Она была заложена древними евреями и стала ведущей идеей европейского типа мышления. Идею единого смысла и конца истории также поддерживали русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев и другие.

II. Рационалистская концепция истории. Данная концепция истории возникает в эпоху Возрождения и Просвещения. На место Божественного провидения ставятся рациональные объяснения истории. Основные идеи концепции – идея естественного закона истории и идея исторического прогресса.

Дж. Вико, итальянский философ 17 века, считал, что историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) первобытное варварство, 2) феодализм («век героев»), 3) эпоха городов, юридических законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла развитие проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне (как бы по спирали). Таким образом, историческое развитие прогрессивно и бесконечно.

Для немецкого философа И.Г. Гердера история есть «закономерное развитие культуры». Именно Гердер дал наиболее цельную, философски обобщенную картину развития человечества эпохи Просвещения. Его учение оказало влияние на другого выдающегося немецкого философа В.Ф. Гегеля. Для Гегеля история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа – свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии.

К. Маркс предложил материалистическое понимание истории. Он считал, что прогрессом движет материально-общественное развитие. Закон исторического прогресса – смена общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) на основе смены способа материального производства. Данное движение истории предполагает наступление особого состояния общества – коммунизма, при котором каждый член общества становится свободным.

IV. Теория локальных обществ. Данная теория возникает в 20 веке в противовес концепциям линейного развития общества. Представители этой концепции истории – О.Шпенглер, А. Тойнби, Я. Данилевский, П.Сорокин. Они отрицают идею единой истории и наличие единого смысла, отрицают идею линейного хода развития человечества и сплошного поступательного прогресса.

В своей работе «Закат Европы» О. Шпенглер пишет о существовании восьми локальных культурных организмов. Это Египетская культура, Индийская, Вавилонская, Китайская, Греко-римская, Западно-европейская, Византийско-арабская и Культура Майя. Эти культуры развиваются подобно живым организмам, то есть проходят такие стадии развития, как рождение, расцвет, упадок и смерть. Возникнув, организм выступает как культура. На этой стадии высшими ценностями являются творчество, искусство, духовность, уникальность. Культура умирает, переходит в цивилизацию. На стадии цивилизации культура вырождается, становится массовой, господствуют техника, политика, спорт. Таким образом, нельзя говорить о существовании единого прогрессирующего исторического процесса.

Для А.Тойнби, который не противопоставляет цивилизацию культуре, каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранились лишь пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества Тойнби видит в его духовном совершенствовании, в частности в религии. Смысл истории состоит в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: