Формирование ассортимента в продовольственных магазинах
При формировании ассортимента в продовольственных магазинах необходимо учитывать особенности формирования спроса на них. Так, большинство продовольственных товаров - хлеб, мясо, жиры, молоко, сахар, овощи - потребляются населением ежедневно, так как они являются основой рациона питания, и для этих товаров характерны высокая частота и постоянство спроса. Для полного удовлетворения потребностей населения должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассортимента этих товаров. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента этих товаров в магазинах способствует успешному и ритмическом выполнению планов товарооборота, улучшению показателей их деятельности.
Потребление других видов продовольственных товаров, например кондитерских изделий, гастрономических товаров, фруктов, вин, масс периодический характер, но они также должны постоянно будет в ассортименте магазинов. Постепенно часть товаров периодического спроса переходят в группу товаров постоянного спроса, что связано с ростом материального благосостояния нашего народа. Это прежде всего характерно для таких товаров, как фрукты, кондитерские изделия.
|
|
Продовольственные товары имеют также ряд специфических особенностей, которые проявляются в процессе их покупки и потребления и влияют на характер спроса и его формирование. Так, важное значение имеют факторы взаимозаменяемости (например, при отсутствии в продаже масла покупатель может приобрести маргарин или смалец) и взаимодополняемости (например, с увеличением потребления мясных полуфабрикатов растет потребление пищевых жиров).
Спрос на многие продовольственных товаров подвержено колебаниям, связанным с сезонностью производства или потребления. Например, в зимний период увеличивается спрос на мясные продукты, жиры, крупы, макаронные изделия, а в весенне-летний период - на молочные продукты, мороженое, безалкогольные напитки. Производство овощей и фруктов носит сезонный характер, поэтому необходимо создавать запасы этих товаров, так как они пользуются спросом в течение всего года. При формировании ассортимента продовольственных товаров следует учитывать необходимость удовлетворения спроса особых категорий покупателей - детей и людей с различными заболеваниями. Поэтому в ассортимент продовольственных магазинов обязательно должны включаться товары детского и диетического питания.
В результате перехода к рынку в нашей стране образовалась довольно большая часть населения с низкими доходами, что привело к снижению покупательского спроса и устойчивости продажи товаров. В этой связи при формировании ассортимента товаров в магазинах следует обеспечивать наличие в продаже одноименных товаров с разными ценами. Таким образом можно удовлетворять спрос различных групп и слоев населения по их денежными доходами.
|
|
В ассортимент товаров магазинов по продаже продовольственных товаров должны входить также и сопутствующие непродовольственные товары частого спроса. В наиболее развитых капиталистических странах - США, Англии, Франции и др. - Непродовольственные товары составляют в супермаркетах 30-45% общего количества реализованных товаров. Специалисты по вопросам организации торговли относят 80% покупок непродовольственных товаров, приобретенных в продовольственных магазинах самообслуживания, к разряду так называемых импульсивных.
Исследованиями установлено, что доля непродовольственных товаров в общем количестве наименований товаров должен составить в универсамах 25-35%, а в других продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом товаров - 15-20%. Ассортимент непродовольственных товаров в продовольственных магазинах следует устанавливать в соответствии со спросом населения, пользующегося услугами этих предприятий, а также с учетом размещения магазинов по торговле непродовольственными товарами данного профиля. Значительный удельный вес в ассортименте непродовольственных товаров должны иметь галантерейные и парфюмерно-косметические товары - около 40% оборота. Наряду с этим в ассортимент продовольственных магазинов включаются также игрушки, посуда, некоторые хозяйственные товары, чулочно-носочные изделия, мелкие текстильные товары, бумага, письменные принадлежности и др.
Формирование ассортимента в магазине «КРЫМТОРГ-С» базируется на следующих принципах.
1. Обеспечение соответствия ассортимента товаров характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей.
В целом ассортимент товаров, реализуемый через супермаркет «КРЫМТОРГ-С», складывается из следующих товарных групп:
пробных партий новых товаров (главная группа), 10%;
традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия (объединения), 55%;
товаров, полученных по товарообмену, т.е. от других предприятий, производящих родственные или дополнительные виды товаров, 15%;
сопутствующих товаров, 20%.
Ассортимент по перечисленным группам составляется исходя из превалирующей функции обеспечения апробации новых товаров и изучения спроса. Остальные группы формируются по результатам ранее проведённого изучения спроса в целях составления ассортимента.
Рациональное построение ассортимента товаров.
Поскольку для любого человека комфорт означает особую, созданную для себя обстановку и атмосферу на кухне и ванной в первую очередь, и в жилых комнатах во вторую, то именно в этом направлении созданы приоритетные группы товаров.
Данные товары попадают в нишу «престижных» товаров, т.е. товаров, предназначенных не только для использования по назначению, но и способны отвечать самым высоким эстетическим запросам потребителей по отношению к продукции данного типа.
Приоритетные группы товаров создают имидж магазина, и именно с ними покупатели должны ассоциировать «ХозМаркет».
Приоритеты первого уровня означают, что покупатели спонтанно именно с ними ассоциируют магазины «ХозМаркет», приоритеты второй группы подразумевают некоторую долю наведенных ассоциаций.
Приоритеты первого уровня:
- товары для кухни и столовой;
- товары для ванной комнаты и сауны.
Приоритеты второго уровня:
товары для спальни и гостиной.
Эта группа с отдельными и отличными от приоритетных технологиями работы, наполняемая товарами, не входящими в основную товарную стратегию и с преобладанием уникальных товарных предложений (товары-убийцы по цене), что создает позитивный имидж магазина «ХозМаркет» по цене и увеличивает долю спонтанных покупок.
|
|
Приоритет товаров означает широту и глубину представления группы (относительно максимальной товарной матрицы) в каждом формате. Максимальная товарная матрица включает утвержденную стилевую и ценовую матрицы:
- товарные группы, относящиеся к приоритетам первого уровня представляются максимально возможной товарной матрицей во всех форматах магазинов;
- товарные группы, относящиеся ко второму приоритету, представляются в полном объеме по широте ассортимента, но с возможностью сокращения его глубины с сохранением стилевой матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения) и ценовой матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения);
- товарные группы ЗСУП представляются во всех форматах в прямой зависимости от возможной в этом магазине площади;
- неприоритетные товарные группы полностью выведены из ассортимента компании с конца 2018г.
Политика магазина в области ассортимента – нужно быть первыми и уникальными.
Задача магазина в области ассортимента – быть ведущим супермаркетом в приоритетных направлениях, поэтому в супермаркете максимально возможная широта ассортимента представлена в приоритетных направлениях и достаточная во второстепенных.
3. Обеспечение глубины ассортимента.
Глубина ассортимента компании достаточна и оперирует понятиями «линеек» товаров. В наиболее важных подгруппах товаров количество линеек может достигать 5-6 (больше - только в виде исключения, например, в посуде для сервировки стола), в важных составлять 3-4 линейки, в остальных подгруппах составлять 2-3 линейки.
Второстепенные группы содержат 1 (в виде исключения - 2) товарную линейку.
Под товарной линейкой понимается совокупность товаров, объединенных единой ценовой категорией, стилем, качеством, максимально «закрывающих» область применения, обозначенную подгруппой товара. Как правило, понятие линейки в отношении стиля, ценовой категории, качества, должно иметь максимально возможное продолжение и по другим группам и направлениям товарного ассортимента. В идеале, супермаркет «ХозМаркет» должен иметь одни и те же товарные линейки во всех направлениях.
|
|
Таким образом, формирование и управление ассортиментом строится с учетом потребностей потребителя, что является положительным качеством в деятельности супермаркета. Ценовое стимулирование продаж, а также ориентация на равные стилевые предпочтения позволяют удовлетворить потребности любого покупателя,
Таблица 1. Товароведная характеристика ягод
Название ягод | Содержание, % | |||||||
Сахаров | Кислот | Пектиновых | Дубильных веществ | Витаминов, мг % | ||||
С | Группы В | Р | РР | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вопросы:
1. В каком состоянии спелости собирают каждый вид ягод?
2. Какие ягоды способны дозревать и какие не дозревают?
3. В каком состоянии спелости можно убирать крыжовник?
Таблица 2
Товароведная характеристика субтропических и тропических плодов
Название плодов | Содержание, % | Состояние спелости | Срок хранения | Температура хранения | ||
Сахара | Кислот | Витамина С, мг % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вопросы:
1. Сколько сахара и крахмала находится в незрелых и зрелых бананах?
2. Какие гранаты относят к сладким, кисло-сладким, кислым?
3. Как по мере созревания в хурме меняется количество дубильных веществ?
Таблица 3
Товароведная характеристика гороха
Сахарные, % | Лущильные, % | ||||||||||
Гладкозерные | Мозговые | ||||||||||
Сахар | Крахмал | Белок | С, мг | Сах. | Крах. | Белок | С, мг | Сах. | Крах. | Белок | С, мг |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Вопросы:
1. В каких пределах колеблется длина лопаток сахарного и лущильного горохов и сколько в них может быть семян?
2. Каков главный признак внешнего вида семян гладкозерного гороха?
3. В чем отличительная особенность формы семян мозговых горохов?
Таблица 4 Товароведная характеристика мучных кондитерских изделий
Название печенья | Форма | Размер | Цвет поверхности | Вкус | Запах | Вид в изломе | Сорт муки | |
Верхней | Нижней | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вопросы:
1. Чем отличается затяжное печенье от сахарного?
2. Какой процент надломанных изделий допускается в печенье в мелкой расфасовке и в крупной расфасовке?
3. При наличии каких дефектов печенье не допускается в продажу?
Таблица 5
Товароведная характеристика вафель
Вид вафель | Название | Форма | Размер | Цвет пов-ти | Вкус | Запах | Вид начинки | Кач-во начинки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вопросы:
1. На какие виды делят вафли?
2. Как упаковывают и расфасовывают вафли?
3. Можно ли хранить все виды вафель при одинаковой температуре?
Таблица 6
Товароведная характеристика туш птицы
Вид птицы | Характеристика птицы | ||||||||||
По возрасту | По способу обработки | По терм. состоянию | По упитанности | ||||||||
I категория | II категория | ||||||||||
Жировые отложения | Развитие мыш. ткани | Степень выступания костей | Состояние поверхности | Жировые отложения | Развитие мыш. ткани | Степень выступания костей | Состояние поверхности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Вопросы:
1. По каким показателям мясо птицы имеют преимущества перед мясом домашних убойных животных?
2. Что такое бройлеры и чем их число отличается от мяса кур?
Таблица 7
Товароведная характеристика свинокопченостей
Вид изделия | Название изделия | Показатели качества изделия | |||||||
Внеш. вид | Конс. | Вид на разрезе | Толщина слоя шпика | Масса | Запах | Вкус | Содержание соли, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вопросы:
1. Какие вы знаете говяжьи и бараньи мясокопченности?
2. Какие рулеты изготавливают из задних окороков, а какие из грудино-реберной части?
3. Какие свинокопчености реализуют с костями и шкурой?