Рациональное построение ассортимента товаров

Формирование ассортимента в продовольственных магазинах

 

    При формировании ассортимента в продовольственных магазинах необходимо учитывать особенности формирования спроса на них. Так, большинство продовольственных товаров - хлеб, мясо, жиры, молоко, сахар, овощи - потребляются населением ежедневно, так как они являются основой рациона питания, и для этих товаров характерны высокая частота и постоянство спроса. Для полного удовлетворения потребностей населения должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассортимента этих товаров. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента этих товаров в магазинах способствует успешному и ритмическом выполнению планов товарооборота, улучшению показателей их деятельности.

Потребление других видов продовольственных товаров, например кондитерских изделий, гастрономических товаров, фруктов, вин, масс периодический характер, но они также должны постоянно будет в ассортименте магазинов. Постепенно часть товаров периодического спроса переходят в группу товаров постоянного спроса, что связано с ростом материального благосостояния нашего народа. Это прежде всего характерно для таких товаров, как фрукты, кондитерские изделия.

Продовольственные товары имеют также ряд специфических особенностей, которые проявляются в процессе их покупки и потребления и влияют на характер спроса и его формирование. Так, важное значение имеют факторы взаимозаменяемости (например, при отсутствии в продаже масла покупатель может приобрести маргарин или смалец) и взаимодополняемости (например, с увеличением потребления мясных полуфабрикатов растет потребление пищевых жиров).

Спрос на многие продовольственных товаров подвержено колебаниям, связанным с сезонностью производства или потребления. Например, в зимний период увеличивается спрос на мясные продукты, жиры, крупы, макаронные изделия, а в весенне-летний период - на молочные продукты, мороженое, безалкогольные напитки. Производство овощей и фруктов носит сезонный характер, поэтому необходимо создавать запасы этих товаров, так как они пользуются спросом в течение всего года. При формировании ассортимента продовольственных товаров следует учитывать необходимость удовлетворения спроса особых категорий покупателей - детей и людей с различными заболеваниями. Поэтому в ассортимент продовольственных магазинов обязательно должны включаться товары детского и диетического питания.

В результате перехода к рынку в нашей стране образовалась довольно большая часть населения с низкими доходами, что привело к снижению покупательского спроса и устойчивости продажи товаров. В этой связи при формировании ассортимента товаров в магазинах следует обеспечивать наличие в продаже одноименных товаров с разными ценами. Таким образом можно удовлетворять спрос различных групп и слоев населения по их денежными доходами.

В ассортимент товаров магазинов по продаже продовольственных товаров должны входить также и сопутствующие непродовольственные товары частого спроса. В наиболее развитых капиталистических странах - США, Англии, Франции и др. - Непродовольственные товары составляют в супермаркетах 30-45% общего количества реализованных товаров. Специалисты по вопросам организации торговли относят 80% покупок непродовольственных товаров, приобретенных в продовольственных магазинах самообслуживания, к разряду так называемых импульсивных.

Исследованиями установлено, что доля непродовольственных товаров в общем количестве наименований товаров должен составить в универсамах 25-35%, а в других продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом товаров - 15-20%. Ассортимент непродовольственных товаров в продовольственных магазинах следует устанавливать в соответствии со спросом населения, пользующегося услугами этих предприятий, а также с учетом размещения магазинов по торговле непродовольственными товарами данного профиля. Значительный удельный вес в ассортименте непродовольственных товаров должны иметь галантерейные и парфюмерно-косметические товары - около 40% оборота. Наряду с этим в ассортимент продовольственных магазинов включаются также игрушки, посуда, некоторые хозяйственные товары, чулочно-носочные изделия, мелкие текстильные товары, бумага, письменные принадлежности и др.

Формирование ассортимента в магазине «КРЫМТОРГ-С» базируется на следующих принципах.

1. Обеспечение соответствия ассортимента товаров характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей.

В целом ассортимент товаров, реализуемый через супермаркет «КРЫМТОРГ-С», складывается из следующих товарных групп:

пробных партий новых товаров (главная группа), 10%;

традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия (объединения), 55%;

товаров, полученных по товарообмену, т.е. от других предприятий, производящих родственные или дополнительные виды товаров, 15%;

сопутствующих товаров, 20%.

Ассортимент по перечисленным группам составляется исходя из превалирующей функции обеспечения апробации новых товаров и изучения спроса. Остальные группы формируются по результатам ранее проведённого изучения спроса в целях составления ассортимента.

Рациональное построение ассортимента товаров.

Поскольку для любого человека комфорт означает особую, созданную для себя обстановку и атмосферу на кухне и ванной в первую очередь, и в жилых комнатах во вторую, то именно в этом направлении созданы приоритетные группы товаров.

Данные товары попадают в нишу «престижных» товаров, т.е. товаров, предназначенных не только для использования по назначению, но и способны отвечать самым высоким эстетическим запросам потребителей по отношению к продукции данного типа.

Приоритетные группы товаров создают имидж магазина, и именно с ними покупатели должны ассоциировать «ХозМаркет».

Приоритеты первого уровня означают, что покупатели спонтанно именно с ними ассоциируют магазины «ХозМаркет», приоритеты второй группы подразумевают некоторую долю наведенных ассоциаций.

Приоритеты первого уровня:

- товары для кухни и столовой;

- товары для ванной комнаты и сауны.

Приоритеты второго уровня:

товары для спальни и гостиной.

Эта группа с отдельными и отличными от приоритетных технологиями работы, наполняемая товарами, не входящими в основную товарную стратегию и с преобладанием уникальных товарных предложений (товары-убийцы по цене), что создает позитивный имидж магазина «ХозМаркет» по цене и увеличивает долю спонтанных покупок.

Приоритет товаров означает широту и глубину представления группы (относительно максимальной товарной матрицы) в каждом формате. Максимальная товарная матрица включает утвержденную стилевую и ценовую матрицы:

- товарные группы, относящиеся к приоритетам первого уровня представляются максимально возможной товарной матрицей во всех форматах магазинов;

- товарные группы, относящиеся ко второму приоритету, представляются в полном объеме по широте ассортимента, но с возможностью сокращения его глубины с сохранением стилевой матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения) и ценовой матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения);

- товарные группы ЗСУП представляются во всех форматах в прямой зависимости от возможной в этом магазине площади;

- неприоритетные товарные группы полностью выведены из ассортимента компании с конца 2018г.

Политика магазина в области ассортимента – нужно быть первыми и уникальными.

Задача магазина в области ассортимента – быть ведущим супермаркетом в приоритетных направлениях, поэтому в супермаркете максимально возможная широта ассортимента представлена в приоритетных направлениях и достаточная во второстепенных.

3. Обеспечение глубины ассортимента.

 

 

Глубина ассортимента компании достаточна и оперирует понятиями «линеек» товаров. В наиболее важных подгруппах товаров количество линеек может достигать 5-6 (больше - только в виде исключения, например, в посуде для сервировки стола), в важных составлять 3-4 линейки, в остальных подгруппах составлять 2-3 линейки.

Второстепенные группы содержат 1 (в виде исключения - 2) товарную линейку.

Под товарной линейкой понимается совокупность товаров, объединенных единой ценовой категорией, стилем, качеством, максимально «закрывающих» область применения, обозначенную подгруппой товара. Как правило, понятие линейки в отношении стиля, ценовой категории, качества, должно иметь максимально возможное продолжение и по другим группам и направлениям товарного ассортимента. В идеале, супермаркет «ХозМаркет» должен иметь одни и те же товарные линейки во всех направлениях.

Таким образом, формирование и управление ассортиментом строится с учетом потребностей потребителя, что является положительным качеством в деятельности супермаркета. Ценовое стимулирование продаж, а также ориентация на равные стилевые предпочтения позволяют удовлетворить потребности любого покупателя,

Таблица 1. Товароведная характеристика ягод

 

Название ягод

Содержание, %

Сахаров

Кислот

Пектиновых
веществ

Дубильных веществ

Витаминов, мг %

С Группы В Р РР
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вопросы:

1. В каком состоянии спелости собирают каждый вид ягод?

2. Какие ягоды способны дозревать и какие не дозревают?

3. В каком состоянии спелости можно убирать крыжовник?

 


Таблица 2

Товароведная характеристика субтропических и тропических плодов

Название плодов

Содержание, %

Состояние спелости

Срок хранения

Температура хранения

Сахара Кислот Витамина С, мг %
1 2 3 4 5 6 7

 

Вопросы:

1. Сколько сахара и крахмала находится в незрелых и зрелых бананах?

2. Какие гранаты относят к сладким, кисло-сладким, кислым?

3. Как по мере созревания в хурме меняется количество дубильных веществ?

Таблица 3

Товароведная характеристика гороха

 

Сахарные, %

Лущильные, %

Гладкозерные

Мозговые

Сахар Крахмал Белок С, мг Сах. Крах. Белок С, мг Сах. Крах. Белок С, мг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

Вопросы:

1. В каких пределах колеблется длина лопаток сахарного и лущильного горохов и сколько в них может быть семян?

2. Каков главный признак внешнего вида семян гладкозерного гороха?

3. В чем отличительная особенность формы семян мозговых горохов?

Таблица 4 Товароведная характеристика мучных кондитерских изделий

Название печенья

Форма

Размер

Цвет поверхности

Вкус

Запах

Вид в изломе

Сорт муки

Верхней Нижней
1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Вопросы:

1. Чем отличается затяжное печенье от сахарного?

2. Какой процент надломанных изделий допускается в печенье в мелкой расфасовке и в крупной расфасовке?

3. При наличии каких дефектов печенье не допускается в продажу?

Таблица 5

Товароведная характеристика вафель

 

Вид вафель Название Форма Размер Цвет пов-ти Вкус Запах Вид начинки Кач-во начинки
1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Вопросы:

1. На какие виды делят вафли?

2. Как упаковывают и расфасовывают вафли?

3. Можно ли хранить все виды вафель при одинаковой температуре?

 

 


Таблица 6

Товароведная характеристика туш птицы

 

Вид птицы

Характеристика птицы

По возрасту

По способу обработки

По терм. состоянию

По упитанности

I категория

II категория

Жировые отложения Развитие мыш. ткани Степень выступания костей Состояние поверхности Жировые отложения Развитие мыш. ткани Степень выступания костей Состояние поверхности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вопросы:

1. По каким показателям мясо птицы имеют преимущества перед мясом домашних убойных животных?

2. Что такое бройлеры и чем их число отличается от мяса кур?

 


Таблица 7

Товароведная характеристика свинокопченостей

 

Вид изделия

Название изделия

Показатели качества изделия

Внеш. вид Конс. Вид на разрезе Толщина слоя шпика Масса Запах Вкус Содержание соли, %
1 2 3 4 5 5 6 7 8 9

 

Вопросы:

1. Какие вы знаете говяжьи и бараньи мясокопченности?

2. Какие рулеты изготавливают из задних окороков, а какие из грудино-реберной части?

3. Какие свинокопчености реализуют с костями и шкурой?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: