Технологическая карта
Тема: «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей»
Предмет: Литература
Класс: 6
Цель: проанализировать рассказ, на основе анализа раскрыть такие понятия как чинопочитание и угодливость; выяснить особенности чеховского комизма.
Учебник: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Форма урока: фронтальная, работа в парах
Технология: критическое мышление
Методы и приемы: метод творческого чтения (выразительное чтение) составление таблиц и схем, устное словесное рисование), эвристический метод (сообщение учащегося, работа с текстом), составление синквейна, составление «толстых» и «тонких» вопросов, «Фишбоун».
Оборудование и материалы: учебник литературы, презентация
Этап урока | Виды работы, формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты
| ||||||||||||||||
I. Мотивационно-ориентировочный этап:
| |||||||||||||||||||||
1. Организационный момент | Вступительное слово учителя | Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку | Ученики проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. Настраиваются на работу. | Коммуникативные: умениестроить позитивные отношения в процессе учебной деятельности Личностные: самоконтроль | Метапредметные: Умение слушать учителя, умение воспринимать информацию в устной речи. | ||||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности | Вступительное слово учителя | - Как вы думаете, можно ли в 2-3 страницах рассказать целую историю? Историю, которая подобна большому рассказу -Такие истории писал А.П. Чехов. Две-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов. | Слушают вступительное слово учителя. Отвечают на вопросы. | Личностные: жизненное, личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание Регулятивные: ориентирование в ситуации Познавательные: построение речевого высказывания Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи | Метапредметные Умение слушать учителя, умение воспринимать информацию в устной речи. | ||||||||||||||||
3. Актуализация опорных знаний | Эвристическая беседа, Сообщение учащегося, Слово учителя | - А.П. Чехов – великий мастер художественного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. - Какие рассказы А.П. Чехова вы уже читали? - Давайте вспомним биографию писателя (один из учеников рассказывает краткое сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова, задание дано заранее) | Слушают сообщение одноклассника. Отвечают на вопросы учителя. Подготовленный ученик рассказывает биографию автора | ||||||||||||||||||
II. Операционально-деятельностный этап:
| |||||||||||||||||||||
1. Формулирование темы и цели урока | Слово учителя Эвристическая беседа | - Сегодня мы познакомимся с вами с небольшим рассказом А.П. Чехова «Толстый и Тонкий», который вы прочитали дома Анализируя рассказ, мы сделаем вывод, над чем же заставляет смеяться и грустить А.П. Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев. - Как бы вы сформулировали бы тему и цель нашего урока? (Все предложенные учениками темы записываем на доске и объединяем их в одну). Пример формулировки: «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей» | Определяют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные: умение строить рассуждения. Коммуникативные умение формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: нравственно-этическое оценивание | Метапредметные: развивать умение обучающихся определять объект и цель своей работы | ||||||||||||||||
2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий» | Слово учителя, Эвристическая беседа, Выразительное чтение чтение по ролям | - Какое настроение возникло у вас после прочтения рассказа? (грусти, печали, жалости, сожаления) - Как вы поняли, о чем данный рассказ? - Кто главнее герои? - Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении? Как называется такое противопоставление в литературе? - Какие чувства испытывают Толстый и Тонкий при встрече? - Давайте прочитаем диалог наших героев (анализ эпизода): «Ну как живёшь, друг?.......Две звезды имею» - Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. Тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения, аргументируют свою точку зрения Анализируют некоторые эпизоды рассказа | Познавательные: умение находить в тексте необходимую информацию Регулятивные: самооценка, самоконтроль Коммуникативные умение строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности Личностные умение аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | Умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы. | ||||||||||||||||
3. Анализ главных героев и составление психологического портрета | Слово учителя, Эвристическая беседа, Сравнение Устное словесное рисование Работа с текстом Составление таблицы Проблемный вопрос | - Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый) - Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П. Чеховым, лучше?
- Представьте, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Вы должны представить актёрам своё видение героев, уметь составить психологический портрет.
-Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?
- Что еще, кроме описания внешности героя, он может включать в себя?
- А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий».
Психологический портрет героев примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам (ниже)
- Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С).
- С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу? - Что передают эти глаголы? Зачем они потребовались писателю? - Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»? - А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? - Как вы понимаете это словосочетание? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого) - Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого? - А какие в конце слов тонкого? Почему? - Как обращаются друг к другу герои? - Грубит ли толстый? - Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели? (Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником) - Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство) - Какие чувства вызвал у вас каждый из них? | Заполняют таблицу, обсуждают результат, проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают | Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные: ориентирование в ситуации, Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. | Умение делать анализ эпизода, разбирать авторскую позицию, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.
| ||||||||||||||||
4. Заполнение цитатной таблицы | Слово учителя, Эвристическая беседа, Сравнение Работа с текстом Составление таблицы |
- Определим кульминацию произведения. - Почему толстый ничего не возразил и ушел? - Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.) - Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)
| Находят цитаты в тексте, заполняют таблицу, обсуждают результат, проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают | Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: планирование, контроль Познавательные: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. | Предметные: уметь выделять ключевые слова, выполнять анализ художественного текста, образов, идей, выявлять причинно-следственные связи в тексте. Метапредметные: уметь выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы. | ||||||||||||||||
5. Составление «толстых и тонких» вопросов, их обсуждение | Слово учителя, Составление таблицы «толстых и тонких» вопросов | - Ребята, предлагаю вам поработать в парах, а именно составить «толстые» и «тонкие» вопросы (каждый придумывает свой вопрос и отвечает на вопрос товарища)
- «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…
Примеры «толстых и тонких» вопросов:
| Работают в парах заполняют таблицу, обсуждая друг с другом результат, проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают | Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные: оценка. Познавательные: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | Предметные: уметь выделять ключевые слова, выполнять анализ художественного текста, образов, идей, выявлять причинно-следственные связи в тексте. Метапредметные: уметь выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы. | ||||||||||||||||
6. Прием «Фишбоун» | Слово учителя Эвристическая беседа Проблемный вопрос Составление схемы | - Давайте попробуем ответить на вопрос: кто для тонкого толстый, друг или чиновник? - Для этого воспользуемся методом Фишбоун, (рыбий скелет): В голове рыбы прописывается вопрос. На косточках слева – мнение (позиция разных героев по одному вопросу); справа – факты. В хвосте – вывод, это и будет авторская позиция по одному данному вопросу. | Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с методом «Фишбоун», составляют сначала в парах, потом вместе с учителем «рыбий скелет» | Познавательные: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей Личностные: жизненное, личностное самоопределение Коммуникативныевзаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | Метапредметные Умение делать анализ эпизода, разбирать авторскую позицию, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы. | ||||||||||||||||
7. Составление синквейна | Слово учителя Составление синквейна Сравнение | 1 вариант – Толстый 2 вариант – Тонкий 1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного) 2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные. 3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы. 4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, раскрывающее суть темы. Пример: 1) Толстый 2) Обеспеченный, статный 3) Воскликнул, дослужился, разочаровался 4) "К чему это почитание!" 5) Радость | Составляют синквейн по вариантам, зачитывают свои варианты | Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные: рефлексия, оценка. Познавательные: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | Умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы. | ||||||||||||||||
III. Рефлексивно – оценочный этап. | |||||||||||||||||||||
1. Обобщение. Подведение итогов. | Слово учителя | Учитель предлагает ученикам сделать самостоятельно вывод, дополняет их. - Толстый и вправду растроган неожиданной встречей, ему совсем не нужно, чтобы тонкий перед ним пресмыкался. Но так сильна традиция всеобщего чинопочитания, что, узнав о чине толстого, тонкий, его жена, даже узлы и картонки сразу "съежились". Снова - привычка, с которой герой "уже совладать не может". Даже когда с ним говорят по-человечески, он ведет себя так, будто на него кричат и топают ногами. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство. | Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о мастерстве Чехова писателя | Личностные: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контроль; рефлексия коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.
| ||||||||||||||||
2. Информирование о домашнем задании | Слово учителя | Домашнее задание: написать мини-сочинение «Что смешно, а что грустно в рассказе «Толстый и тонкий»?» | Осуществляют самооценку, узнают о домашнем задании. | ||||||||||||||||||