Технология критического мышления

Технологическая карта

Тема: «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей»

Предмет: Литература

Класс: 6

Цель: проанализировать рассказ, на основе анализа раскрыть такие понятия как чинопочитание и угодливость; выяснить особенности чеховского комизма.

Учебник: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Форма урока: фронтальная, работа в парах

Технология: критическое мышление

Методы и приемы: метод творческого чтения (выразительное чтение) составление таблиц и схем, устное словесное рисование), эвристический метод (сообщение учащегося, работа с текстом), составление синквейна, составление «толстых» и «тонких» вопросов, «Фишбоун».

Оборудование и материалы: учебник литературы, презентация

Этап урока Виды работы, формы, методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

Планируемые результаты

I. Мотивационно-ориентировочный этап:

 

1. Организационный момент   Вступительное слово учителя Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку Ученики проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. Настраиваются на работу.

Коммуникативные: умениестроить позитивные отношения в процессе учебной деятельности

Личностные: самоконтроль

Метапредметные: Умение слушать учителя, умение воспринимать информацию в устной речи.
2. Мотивация учебной деятельности   Вступительное слово учителя - Как вы думаете, можно ли в 2-3 страницах рассказать целую историю? Историю, которая подобна большому рассказу -Такие истории писал А.П. Чехов.  Две-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов.   Слушают вступительное слово учителя. Отвечают на вопросы.

Личностные: жизненное, личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание Регулятивные: ориентирование в ситуации

Познавательные: построение речевого высказывания Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи

Метапредметные

Умение слушать учителя, умение воспринимать информацию в устной речи.

3. Актуализация опорных знаний Эвристическая беседа, Сообщение учащегося, Слово учителя - А.П. Чехов – великий мастер художественного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. - Какие рассказы А.П. Чехова вы уже читали? - Давайте вспомним биографию писателя (один из учеников рассказывает краткое сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова, задание дано заранее)   Слушают сообщение одноклассника. Отвечают на вопросы учителя. Подготовленный ученик рассказывает биографию автора

II. Операционально-деятельностный этап:

1. Формулирование темы и цели урока Слово учителя Эвристическая беседа - Сегодня мы познакомимся с вами с небольшим рассказом А.П. Чехова «Толстый и Тонкий», который вы прочитали дома Анализируя рассказ, мы сделаем вывод, над чем же заставляет смеяться и грустить     А.П. Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев. - Как бы вы сформулировали бы тему и цель нашего урока? (Все предложенные учениками темы записываем на доске и объединяем их в одну). Пример формулировки: «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей» Определяют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные: умение строить рассуждения. Коммуникативные умение формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: нравственно-этическое оценивание

Метапредметные: развивать умение обучающихся определять объект и цель своей работы

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий» Слово учителя, Эвристическая беседа, Выразительное чтение чтение по ролям - Какое настроение возникло у вас после прочтения рассказа? (грусти, печали, жалости, сожаления) - Как вы поняли, о чем данный рассказ? - Кто главнее герои? - Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении? Как называется такое противопоставление в литературе? - Какие чувства испытывают Толстый и Тонкий при встрече? - Давайте прочитаем диалог наших героев (анализ эпизода):  «Ну как живёшь, друг?.......Две звезды имею» - Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. Тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения, аргументируют свою точку зрения Анализируют некоторые эпизоды рассказа Познавательные: умение находить  в тексте необходимую информацию Регулятивные: самооценка, самоконтроль Коммуникативные умение строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности Личностные умение аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

3. Анализ главных героев и составление психологического портрета Слово учителя, Эвристическая беседа, Сравнение Устное словесное рисование Работа с текстом Составление таблицы Проблемный вопрос - Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый) - Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П. Чеховым, лучше? - Представьте, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Вы должны представить актёрам своё видение героев, уметь составить психологический портрет. -Как вы понимаете выражение «психологический портрет»? - Что еще, кроме описания внешности героя, он может включать в себя? - А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Психологический портрет героев примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам (ниже)
Толстый Тонкий
1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни. Богатый 2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный 3. Говорит мало, уверенно. 1. «Навьючен». Бедный 2. Неуверенный в себе, суетливый. 3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

- Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С).

- С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

- Что передают эти глаголы? Зачем они потребовались писателю?

- Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?

- А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
- Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты)

- Как вы понимаете это словосочетание? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)

- Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

- А какие в конце слов тонкого? Почему?

- Как обращаются друг к другу герои?

- Грубит ли толстый?

- Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели? (Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)

- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)
- Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?

- Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

Заполняют таблицу, обсуждают результат, проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные: ориентирование в ситуации, Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

Умение делать анализ эпизода, разбирать авторскую позицию, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

4. Заполнение цитатной таблицы Слово учителя, Эвристическая беседа, Сравнение Работа с текстом Составление таблицы
Линии сравнения «Толстый» «Тонкий»
1.Глаголы внутреннего состояния героев «Хотел возразить…стошнило» «Захихикал», «приятно ошеломлён»
2. Мимика, жесты, поза. «поморщился» «Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры». «Сам он съёжился, сгорбился, сузился». «…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»
3. Знаки препинания в конце предложений Восклицательный знак Многоточие
4. Обращение героев друг к другу. «Мы с тобой друзья» «..ваше превосходительство…Что вы- с Вельможи-с»

- Определим кульминацию произведения.

- Почему толстый ничего не возразил и ушел?

- Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

- Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)

 

Находят цитаты в тексте, заполняют таблицу, обсуждают результат, проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: планирование, контроль Познавательные: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

Предметные: уметь выделять ключевые слова, выполнять анализ художественного текста, образов, идей, выявлять причинно-следственные связи в тексте.

Метапредметные: уметь выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

5. Составление «толстых и тонких» вопросов, их обсуждение Слово учителя, Составление таблицы «толстых и тонких» вопросов - Ребята, предлагаю вам поработать в парах, а именно составить «толстые» и «тонкие» вопросы (каждый придумывает свой вопрос и отвечает на вопрос товарища) - «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… Примеры «толстых и тонких» вопросов:
«Толстые» вопросы, придуманные детьми «Тонкие» вопросы, придуманные детьми
Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? Где встретились два приятеля? Как звали жену и сына тонкого? До какого звания дослужился толстый?

 

Работают в парах заполняют таблицу, обсуждая друг с другом результат, проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные: оценка. Познавательные: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные: уметь выделять ключевые слова, выполнять анализ художественного текста, образов, идей, выявлять причинно-следственные связи в тексте.

Метапредметные: уметь выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

6. Прием «Фишбоун» Слово учителя Эвристическая беседа Проблемный вопрос Составление схемы - Давайте попробуем ответить на вопрос: кто для тонкого толстый, друг или чиновник? - Для этого воспользуемся методом Фишбоун, (рыбий скелет): В голове рыбы прописывается вопрос. На косточках слева – мнение (позиция разных героев по одному вопросу); справа – факты. В хвосте – вывод, это и будет авторская позиция по одному данному вопросу. Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с методом «Фишбоун», составляют сначала в парах, потом вместе с учителем «рыбий скелет» Познавательные: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей Личностные: жизненное, личностное самоопределение Коммуникативныевзаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Метапредметные

Умение делать анализ эпизода, разбирать авторскую позицию, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

7. Составление синквейна Слово учителя Составление синквейна Сравнение   1 вариант – Толстый                                       2 вариант – Тонкий 1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного) 2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные. 3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы. 4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, раскрывающее суть темы. Пример: 1) Толстый   2) Обеспеченный, статный 3) Воскликнул, дослужился, разочаровался 4) "К чему это почитание!" 5) Радость Составляют синквейн по вариантам, зачитывают свои варианты Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные: рефлексия, оценка. Познавательные: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

 III. Рефлексивно – оценочный этап.

1. Обобщение. Подведение итогов. Слово учителя Учитель предлагает ученикам сделать самостоятельно вывод, дополняет их. - Толстый и вправду растроган неожиданной встречей, ему совсем не нужно, чтобы тонкий перед ним пресмыкался. Но так сильна традиция всеобщего чинопочитания, что, узнав о чине толстого, тонкий, его жена, даже узлы и картонки сразу "съежились". Снова - привычка, с которой герой "уже совладать не может". Даже когда с ним говорят по-человечески, он ведет себя так, будто на него кричат и топают ногами. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство. Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о мастерстве Чехова писателя

Личностные: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контроль; рефлексия коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы.

 

 

 

2. Информирование о домашнем задании Слово учителя Домашнее задание: написать мини-сочинение «Что смешно, а что грустно в рассказе «Толстый и тонкий»?» Осуществляют самооценку, узнают о домашнем задании.
             

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: