Эстетическое воспитание детей на основе занятий фигурным катанием на коньках

 

Аннотация: В статье рассматривается средство, направленное на воспитание эстетических ценностей детей. Описаны задачи и цель воспитания, основные элементы, которые позволяют добиться эстетического совершенства посредством хореографии и музыки-основы техники, условия, при которых получение профессиональных знаний, переходят в соответствующее поведение и формирует творческую, духовно-богатую личность.

Ключевые слова: фигурное катание, эстетика, воспитание детей, занятия на коньках.

В программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной Министерством образования, сказано, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, под­готовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями [5].

Большими возможностями для развития эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования, в которых дети и подростки приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов [5].

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного за­паса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предме­там и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и цен­ностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоре­чия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материаль­ным и духовным, объективным и субъективным. В процессе всесто­роннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным [5].

Идеи развития способностей человека, развития искусства, эсте­тической культуры как средства развития личности, значение искус­ства для развития художественных способностей человека получают свое развитие у И.Канта, И.Фихте, Ф.Гегеля и других философов XIX века. В этот период Ф.Шиллер впервые употребляет термин «эстети­ческое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспи­танием не только формирование способности понимать искусство, но и предполагал формирование с его помощью целостного человека, которое достигается эстетическим воспитанием [5].

Эстетическое воспитание - необходимый компонент личности юного фигуриста. В спортивных школах оно осуществляется в самых различных формах. К задачам эстетического воспитания относятся:

- формирование эстетического отношения к окружающей действительности;

- развитие эстетических чувств, способностей и умение видеть прекрасное и создавать его в процессе занятий фигурным катанием на коньках;

- воспитание эстетических качеств: аккуратности, красоты движений, культуры поведения и общения;

- воспитание потребности делать прекрасное в спорте и жизни;

- развитие эстетического вкуса и идеала.

Для решения этих задач должны использоваться не только общеизвестные средства, формы и методы эстетического воспитания (беседы по эстетике, посещение театров, выставок, знакомство с произведениями искусства), но и специфические, присущие лишь спорту (спортивная атрибутика, символика, ритуалы, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкального сопровождения, оформление систематических занятий, и др.). Усиление внимания к вопросам эстетического воспитания юных фигуристов помогает поднять на более высокий уровень организацию тренировочного процесса в спортивных школах [2].

Ценность красоты и гармонии – цель эстетического воспитания через приобщение обучающихся к фигурному катанию не только как виду спорта, но и как виду искусства движения. Это ценность стремления к гармонии и совершенству [1].

В фигурном катании на коньках нельзя разделять, а тем более противопоставлять спортивное и эстетическое начала. В их неразрывном единстве гарантия дальнейшего прогресса фигурного катания как вида спорта. Практическое решение эстетических задач фигурного катания заключается в совершенствовании применения средств хореографии и повышении музыкальной культуры во всех их проявлениях [3].

Хореография. Понятие «хореография» охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Само же фигурное катание по форме ближе всего стоит к танцевальной миниатюре в балете, а программу фигуриста можно сравнить с маленьким самостоятельным спектаклем. В то же время любая форма балет –  это синтетическое произведение искусства, включающее несколько компонентов: драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство и т. д. Художественная сила балета зависит не только от высокого уровня каждого из этих компонентов, но и от степени их слияния в единое и органичное художественное целое. Все эти положения находят свое отражение и в фигурном катании, с учетом, конечно, его спортивной специфики.

Роль драматургии, музыки, хореографии в спортивных программах фигуристов очень велика. Более того, эти компоненты могут иной раз компенсировать недостатки спортивной стороны, погрешности чисто ледовой техники исполнения. И наоборот, впечатление от технически сложной и чисто выполненной программы значительно снижается, если она слаба с художественной точки зрения.

И все же нельзя не согласиться с тем, что основой программы фигуриста, определяющей ее лицо, является техника, тот уровень спортивного мастерства исполнителя, который позволяет ему максимально точно и легко воплотить замысел тренера и постановщика в спортивном и в художественном отношениях, осуществить танцевально-пластическое решение образного содержания средствами фигурного катания. Возможности фигурного катания неизмеримы, поэтому творчество тренеров и спортсменов – это прежде всего поиск. Специфика фигурного катания отнюдь не исключает его связей с другими видами спорта и искусства, такими, как театр, кино, цирк, изобразительное искусство, музыка, поэзия и т. д. Подобные связи всегда будут обогащать фигурное катание. Но самым плодотворным союзом для него был и остается творческий союз с хореографией [3].

Музыка. Музыка – это органическая составная часть той композиции, которую спортсмены и тренеры выносят на суд зрителей и арбитров. Построение, характер, темперамент спортивной программы заключены в музыке и определяются ею. От того, насколько музыка образна и выразительна, во многом зависит уровень и содержание программы. В гармоническом сочетании музыки, драматургии, хореографии с искусством владения коньками и качеством выполнения спортивных элементов кроется успех будущей программы. Музыкальные программы, составленные из одного или разных произведений, должны сами по себе иметь законченную форму и слушаться как отдельные музыкальные произведения, а не как приложения к спортивным программам.

Круг музыкальных жанров, используемых в современном фигурном катании, очень велик и с каждым годом расширяется. Это симфоническая и оркестровая оперная музыка, балетная и танцевальная музыка, музыка из кинофильмов и спектаклей, камерная, эстрадная и джазовая музыка, композиции разного рода электронной музыки, поп- и рок-музыка; для показательных выступлений используют и вокальную музыку. Знание истории создания выбранного музыкального произведения, специфики жанра, личности композитора помогает достигнуть максимального результата в постановке программы [3].

Исполнение сложных фигур способствует развитию вдумчивого отношения к заданиям тренера, развитию способности к анализу и синтезу движений, пробуждает в ребенке творческое начало, вызывает желание сделать ту или иную фигуру в собственной интерпретации, по-новому соединить известные элементы, придумать новые...[4].

Интенсивность творческих, эстетических поисков советских спортсменов/ тренеров, хореографов, музыкантов, художников определяется тем значением, которое имеет фигурное катание в спортивной и культурной жизни нашей страны [3].

Фигурное катание, как социальное явление, распространяет свое влияние на миллионы людей, воздействует одновременно и как спортивное зрелище, и как искусство, демонстрируя одновременно физическую и духовную гармонию современного человека, его стремление к прекрасному [3].

Список литературы

1) Белокринкина В.А., Кораблин С.А. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. // Модульная программа по ФК для общеобразовательных организацтй на основе фигурного катания. М., 2015. С.8.

2) Кувшинников И.А. Воспитательная работа. // Дополнительная предпрофессиональная программа «Фигурное катание на коньках», ДЮСШ «Олимпийский». Рязань,2014. 39 с.

3) Мишин А.М. Эстетические основы фигурного катания. // Фигурное катание на коньках: учебник для институтов ФК. М., 1985. 271 с.

4) Мишин А.М. Фигурное катание для всех. М.: Лениздат, 1976.

5) Медведь Э.И. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания. // Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие. М: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 48 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: