Результативность и эффективность опыта

Информационный блок

Название темы опыта.

«Мнемоническая словарная копилка» как средство повышения качества усвоения темы «Словарные слова» на уроках русского языка учащимися начальных классов.

Актуальность темы опыта

Проблеме изучения словарных слов, отнюдь, не новой, посвящено множество публикаций. Существует большое количество учебно-методической литературы на данную тему. Казалось бы, бери и пользуйся! Но в моей педагогической практике использование традиционных средств обучения доказало свою эффективность лишь на 64%. (Приложение № 3)  Это процент качества обученности по теме по итогам написания словарных диктантов. Кроме того, успешно справляясь со словарными диктантами, учащиеся допускали ошибки при написании тех же самых слов в контрольных диктантах, творческих работах. Угнетало и то, что тратя на каждом уроке русского языка время на такой этап, как словарная работа, я не получала ожидаемой отдачи. Дети также огорчались: они учат, стараются, но всё равно допускают ошибки. У учащихся появлялись признаки перегрузок: нервозность, усталость, рассеянность, чувство неуверенности. Я задумалась, как сделать процесс изучения словарных слов не таким утомительным, скучным и более результативным.

В поиске методических средств предупреждения перегрузок и повышения уровня обученности по теме «Словарные слова» я начала использовать учебное пособие по изучению словарных слов «Словарная копилка» моей коллеги Нелипович Зои Ивановны, идея которого была мне близка. Но я решила доработать его: использовать мнемотехнические приёмы, компьютерные технологии и  создать мнемоническую «Словарную копилку». Я предположила, что при помощи этого методического средства можно повысить уровень обученности детей по данной теме, а также облегчить процесс запоминания словарных слов, избавив детей от перегрузок.

Цель опыта.

Повышение качества усвоения темы «Словарные слова» учащимися

начальных классов посредством использования мнемонической «Словарной копилки» на уроках русского языка.

Задачи опыта.

•   Проанализировать теоретические основания создания мнемонической «Словарной копилки».

•   Разработать мнемоническую «Словарную копилку».

•   Определить эффективность его использования.

•   Описать технологию применения мнемонической «Словарной копилки».

 

Описание технологии опыта

Научно-методическое обоснование.

В основе усвоения словарных слов лежит процесс памяти – это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Согласно утверждениям Ж. Годфруа «ёмкость и длительность долговременной памяти - безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способов ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения» [1,137]

Мнемоника происходит от греческого mnemonika - искусство запоминания - и означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Русский психолог П. И. Зинченко доказал, что слова, кодируемые более значащими средствами, будут сохраняться в непроизвольной памяти лучше, чем слова, кодируемые другими, более поверхностными средствами. Эндель Тульвинг выдвинул принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Только такая организация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их из долговременной памяти.

Запоминаемость слов также очень зависит от цели. Одно из основных условий успешного произвольного запоминания — четкая постановка цели: запомнить материал точно, полно и последовательно. Кроме того, на запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. А что вызывает у детей самый яркий эмоциональный отклик? Разноцветные картинки, весёлые песенки и, конечно же, игры. Особенно компьютерные! В своей работе я постаралась объединить все эти такие привлекательные для детей вещи.

Данное методическое средство позволяет ребёнку эмоционально и мотивированно запоминать, дифференцировать и структурировать слова для запоминания, облегчив тем самым путь их воспроизведения и использования.

Для того чтобы мнемоническая «Словарная копилка» использовалась детьми успешно, мне пришлось выстроить чёткий алгоритм работы по ней - т.е. создать технологию.

Ведущая идея опыта

Ведущей идеей моего опыта является активизация разных видов памяти: зрительной, ритмической, моторной, логической, эмоциональной.

Словарные слова группируются по безударной гласной и предъявляются учащимся в виде сюжетной картинки, сопровождаемой песенкой, включающей блок слов, объединённых определённой темой. Таким образом, орфограмма словарного слова связывается у учащихся с ярким образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. В результате последующего применения полученных знаний при занятиях на тренажёре происходит их непроизвольное запоминание.

Описание сути опыта

Как известно, в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 объектов. Главное добиться, чтобы эти объекты были более информационно насыщены за счет группировки, объединения в единый целостный образ. Я сгруппировала слова с одинаковыми безударными гласными. Затем сочинила стихи, стараясь использовать в них для связок минимум слов, которые словарными не являются. К каждой группе слов прилагается сюжетная картинка, иллюстрирующая стихотворение. Слова запоминаются во взаимосвязи с картинкой и друг с другом.

Человеческий мозг имеет разные области для восприятия речи и музыки. Музыкальный центр мозга находится в левом, творческом полушарии, и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Поэтому песни, объединяя работу обоих полушарий, запоминаются лучше стихотворений. Исходя из этого, я сочинила к стихам простые мелодии.

      Для более чёткого представления этапов технологии использования мнемонической «Словарной копилки» предлагаю образец работы по презентации № 1 (Приложение № 6)                                     

                                            Тема «Магазин»

1) Демонстрация сюжетной картинки в сопровождении песенки.

Учащиеся получают целевую установку: определить, что объединяет предметы на картинке, а также запомнить как можно больше объектов. (Участвует зрительная, слуховая и ритмическая память).

М а г а зин

У нас в м а г а зине

в ст а кане – к а лина,

В т а релке – м а лина.

К а ртофель, с а лат.

А рбуз и к а пуста рядом лежат.

Б а н а н, а пельсин, м а ндарин, а н а нас

Своим а роматом радуют нас. (14 слов)

2) Демонстрация графической модели – стихотворения в сопровождении песенки. (Учащиеся уже пробуют подпевать!) Анализ общего в написании этих слов (непроверяемый гласный а).

3) Запись в тетрадь с чётким комментированием и подчёркиванием безударного гласного  а (Участвует моторная память). Следует подчеркнуть, что в слове ар о мат вторая безударная гласная – о.

4) Исполнение песенки с опорой на записанные слова.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Это обуславливает наличие следующего этапа: 5) Работа по картинке с использованием рациональных приёмов запоинания (группировка, установление логических связей между словами...)

Акцентирую внимание, что на этой картинке есть словарное слово на другое правило: касса

6) Работа с тренажёром. (Активизируется цветовое, пространственное восприятие слов).

    7) Составление и запись распространённых предложений с изучаемыми словами - направлена на выработку навыка узнавания словарного слова в предложении, тексте.

Аналогичную работу провожу с другим блоком слов с безударной гласной а «Картина» (Приложение № 1, С.2).

    Следующим этапом в работе над словарными словами будет работа по аналогии, но уже со словарными словами с непроверяемым гласным «о».

О г о род 

Вот о громный о г о род - ов о щи на грядке.

П о мидоры, о гурцы и м о рковь в п о рядке.

Собирают ур о жай в о р о бей с в о роной,

Лихо яг о ды клюёт с о л о вей в к о р о не.

Вдруг в к о рзину прямо «Бух!»  

ябл о к о упало.

И к о р о ву, и с о баку сильно испугало.

     Песенка написана в народном стиле и умышленно исполняется с вологодским акцентом. Это акцентирует внимание учащихся на орфограммах, а также придаёт песне шутливый характер, поднимая настроение учащихся и усиливая мотивацию к запоминанию. При работе над этим блоком следует обратить внимание на правописание наречий (не называя термина) лихо, прямо, сильно и глаголов упало, испугало.

После усвоения учащимися этого блока слов можно позаниматься на смешанном тренажёре, включающем слова с безударными гласными о и а, закрепляя знания.  

Затем даю учащимся смешанный словарный диктант. Заметьте, что в предписанном нормативными документами контрольном словарном диктанте во втором классе должно быть 8 слов. Здесь, проработав всего лишь 3 блока, нисколько не утруждаясь: распевая песенки, разглядывая картинки и играя на компьютере (так дети считают, проходя тренажёр), учащиеся могут запомнить написание 45 словарных слов. И, практически не допускают ошибок в диктанте. Ведь для воспроизведения правильного написания у ребёнка много «узелков на память»: у кого зрительная память - воспроизведёт картинку, у кого слуховая – вспомнит песенку, ассоциативная - вспомнит цепочку слов, у кого логическая – предложения, текст, моторная – тренажёр.

Работа с другими блоками слов строится по тому же алгоритму. Однако каждый блок имеет свои нюансы.

При работе над блоком «Завтрак» можно обратить внимание на слова замок, календарь, картинка, картофель, вешалка, которые есть на картинке, но отсутствуют в песенке. Акцентировать внимание на правописании имени Антон. (Приложение №1, С. 4)

В блоке «Час пик» присутствуют некоторые словарные слова с двумя и более орфограммами: асфальт, пассажир, аллея, направо, налево. Необходимо организовать работу по усвоению и этих орфограмм. Отыскивая словарные слова на картинке, учащиеся могут ошибочно назвать слово дорога. Во избежание ошибок, необходимо подчеркнуть, что это слово «заблудилось», т.е. пришло из другого блока. (Приложение №1, С.8)

На картинке в блоке «Хозяин» также есть «заблудившиеся» слова картина и вагон. Предложите ребятам вспомнить, из какой они песенки. Дидактическая игра «Зоркий глаз» поможет отыскать на картинке комод, одежду и портфель. (Приложение №1, С.6)

В стихотворении «Библиотека» есть несколько слов, отсутствующих на картинке: километр, кино, билет, прийти. Слова кипяток, кипит, напротив, есть на картинке, но не упоминаются в песенке. Таким образом, можно организовать работу по сравнению текста песенки и объектов на картинке.

Работая над блоком «Дежурный», следует заострить внимание учащихся на словах учитель, ученик, четверг, двенадцать. Можно составить из этих слов одно предложение. (В четверг двенадцатого декабря учительница поставила в дневник ученику четвёрку.) (Приложение №1, С.5)

Необходимо предоставить возможность ребёнку автоматизировать навык употребления словарных слов, написав комбинированный текст со всеми изученными словами. И только после реализации этого этапа можно сказать, что словарные слова усвоены учеником. Итак, мы пишем диктанты, где встречаются словарные слова вперемешку, пишем тексты, практикуемся в употреблении их в обычной письменной речи: тексты для списывания или записи под диктовку, изложениях, сочинениях. Многие ученики закрепляют материал дома, им был предоставлен тренажёр и песенки на дисках.

После того, как дети освоят способ изучения слов по блокам можно ввести творческий этап. Предлагаю ребятам самостоятельно связать группы словарных слов в единый образ, нарисовав картинку или сочинив стихотворение.(Приложение№4)


Таким образом, учащиеся не только запоминают словарные слова, но и овладевают рациональными приёмами запоминания.

Начинать работу с данным пособием целесообразнее со второго класса. Темп работы по усвоению тематических блоков слов определяется средним природным темпом деятельности учеников класса. Изученные песенки нужно регулярно повторять. Ребята с удовольствием поют их даже на переменах. Распределенное повторение рациональнее концентрированного, поэтому периодичность повторения песенок и предъявления картинок не должна быть слишком частой, но не реже 1 раза в месяц.

    В текстах песенок содержится 114 словарных слов. Среди них присутствуют некоторые словарные слова, не включённые в программу начальной школы. Однако я считаю, что нельзя убрать их из активной письменной речи ребёнка, создавая ситуацию, провоцирующую ошибки.


Результативность и эффективность опыта

Для подтверждения эффективности использования «Мнемонической словарной копилки» был проведён контрольный эксперимент, в ходе которого учащимся параллели вторых классов было предложено вставить пропущенные буквы в 60-ти словарных словах. 39% учащихся экспериментального класса справились безошибочно. 50% допустили до 4 ошибок. Максимальное количество ошибок (6) допустил ученик с особенностями психофизического развития. В то время как в контрольных группах большая часть учащихся допустила более 11 ошибок. (Приложение № 2).  

Повысилось качество обученности при написании словарных диктантов (79% - на высоком уровне, 16% - на достаточном и 5% - на среднем уровне. (Приложение №3)

Кроме того, использование при изучении словарных слов методического средства «Мнемоническая словарная копилка» имеет ряд плюсов:

1) Учащиеся получают возможность запомнить разом большое количество словарных слов (10-17), что позволяет значительно сэкономить время, уделив больше внимания закреплению, повторению и творческой деятельности.

2) У учащихся есть «узелки на память» в виде картинки, песенки. Припомнив, в каком контексте встречалось слово, ребята с лёгкостью определяют необходимую орфограмму.

3) Высокая познавательная активность учащихся на уроках, развитие учебной мотивации.

4) Уроки русского языка проходят на прекрасном эмоциональном фоне, что снижает психологическую нагрузку на учащихся.

5) Учащиеся овладевают рациональными приёмами запоминания.

Помимо прочего, данные песенки и картинки обладают воспитательным потенциалом. («Хозяин», «Дежурный», «Час пик», «Завтрак»)

Опыт использования «Мнемонической словарной копилки» я неоднократно представляла на педсоветах, заседаниях методических объединений, давала открытые уроки для педагогов школы. После того, как я стала лауреатом районного фестиваля «Калейдоскоп методических находок», моя работа получила широкое распространение среди педагогов района и заслужила их высокую оценку, подтвердив свою эффективность.

 

Заключение

Чтобы снять перегрузки у учащихся и добиться высоких результатов, учитель должен создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивнее сам процесс обучения.

Использование в учебном процессе методического средства «Мнемоническая «Словарная копилка» – это один из путей, способствующих повышению результативности в обучении, развитию учебной мотивации и снятия перегрузок на уроках русского языка. Это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в изучении словарных слов при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени, т.е. передовой. Ценность опыта заключается в том, что при определённых условиях, он может быть воспроизведён любым учителем. Для этого лишь требуется наличие в классе соответствующей материально-технической базы: компьютера, колонок, экрана. Картинки также могут быть распечатаны в формате, не менее чем А3. Можно использовать в работе индивидуальные пособия «Словарная копилка».

Для получения успешных результатов предлагаю следующие рекомендации:

1) Соблюдайте алгоритм работы. Последовательность действий в алгоритме строго обязательна.

2) На этапе заучивания песенок можно повторять их ежедневно в течение 1 недели. (Это можно делать даже на перемене)

3) При прочном усвоении песенок повторяйте их не реже, чем 1 раз в месяц.

4) Систематически, 1 раз в 3 недели, пишите словарные диктанты с данными словами.

Вдохновившись высокой эффективностью применения мнемонической «Словарной копилки», я решила «превратить» в песенки ещё и правила, которые так трудно давались моим второклашкам. А правила такие важные! (Приложение № 5). Теперь, когда я спрашиваю учеников, как проверить безударный гласный или парный согласный, они поют песенку и сразу вспоминают правило. В продолжение  этой деятельности мне видится перспектива моей работы.

Список используемых источников:

 

1. Годфруа, Ж. Что такое психология /Ж. Годфруа. - М.: Мир.- 1992.-376 с.

2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. — Минск: Сэр-Вит, 2006. — 287 с.

3. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. - М: Просвещение, 1978.-  96 с.

4. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. - Мн.: Белорусская ассоциация «Конкурс». - 2007.- 80 с.

5. Общая психология. (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с.

6. Нелипович, З. И. Словарная копилка. Методическое средство предупреждения перегрузок детей в школе. // Пачатковая школа. – 2009. - № 2- с.27-29.

7. Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления - http://lib.rus.ec/b/177305/read

8. Требования к предоставлению педагогического опыта на квалификационный экзамен. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/ KwEx_trebov. pdf.

9. https://yandex.by/images/

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: