Социально-экономические аспекты экологических проблем России

Тема урока: «Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России»

Смотрите урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=-_H4ymmkL7Y

Человек и другие существа живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отлична от той среды, которая рассматривается в общей экологии. Зримое изменение человеком среды началось с того времени, когда он перешёл от собирательства к более активным видам деятельности: охота, одомашнивание животных и выращивание растений. С этого времени стал работать принцип «экологического бумеранга»: любое действие на природу, которое природа не могла воспринять, возвращалась к человеку как негативный фактор.

Человек начал все больше отделять себя от природы и заключать в оболочку образованной им самим среды. Так как современная среда и экологическая ситуация являются результатом действия антропогенных факторов, можно выделить несколько специфических особенностей действия последних: нерегулярность действия и непредсказуемость для организмов, высокая интенсивность изменений, практически неограниченные возможности действия на организмы вплоть до полного их уничтожения, стихийных бедствий, катаклизмов. Воздействия человека могут быть как целенаправленными, так и непреднамеренными.

Кризис — одно из негативных состояний среды, природы или биосферы. Ему предшествуют или после него следуют другие состояния, экологические ситуации/

Экологический кризис — изменения биосферы или её частей на большом пространстве, которые сопровождаются изменением среды и систем в целом и переходом в новое качество. Биосфера неоднократно испытывала острые кризисные времена, обусловленные природными явлениями (например, в конце мелового периода за короткий промежуток времени вымерли пять отрядов рептилий — динозавры, птерозавры, ихтиозавры и др.).

Кризисные явления неоднократно порождались изменениями климата, оледенениями либо опустыниванием. Деятельность человека многократно противоречила природе, порождая кризисы различного масштаба. Но из-за небольшой численности населения, слабой технической оснащённости никогда не принимали глобальных масштабов.

Например, Сахара 5 — 11 тыс лет тому назад являлась саванной с богатой растительностью, системой крупных рек. Разрушение экосистем этого региона объясняется с одной стороны чрезмерной нагрузкой на природу, с другой — изменением климата (иссушением).

Римляне после завоевания Северной Африки довели её земли до критического состояния хищнической распашкой и выпасом огромных табунов лошадей, использовавшихся в военных целях.

Общим для всех антропогенных кризисов является то, что выход из них сопровождается уменьшением численности народонаселения, его миграцией, социальными потрясениями.

Домашнее задание (в тетради для работ ответить на вопросы):

1. Что такое кризис, экологический кризис.

2. Перечислите и охарактеризуйте экологические проблемы России.

Урок № 31

Тема урока: «Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологиче­ских проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем»

Смотрите урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=tMb_aSgnP1A

https://www.youtube.com/watch?v=KL3RGC22rNQ

Природные ресурсы – природные объекты, использующиеся человеком и способствующие созданию материальных благ. Природные условия влияют на жизнь и деятельность человека, но не участвуют в материальном производстве (воздух до определенного времени являлся лишь природным условием, сейчас – и условие и ресурс).

Классификации ресурсов. Кроме природных, различают ресурсы материальные (транспортные средства, промышленные объекты, строения), трудовые. Среди признаков природных ресурсов различают: атмосферные водные растительные. Также существует классификация природных ресурсов по их исчерпаемости: животные, почвенные, недр, энергетические. К исчерпаемым ресурсам относятся те, которые могут быть исчерпаны в близкой или отдаленной перспективе. Это ресурсы недр и живой природы. Обычно ресурс считают исчерпанным, когда его добыча и использование (учитывая переработку) делается экономически невыгодной. Последнее зависит от уровня технологий (например, добыча нефти, угля). В других случаях использование ресурса рентабельно до полного исчерпания. В частности, истребление отдельных видов животных и растений. К неисчерпаемым относят ресурсы, которые можно использовать неограниченно долго. Это ресурсы солнечной энергии, морских приливов ветра Особое положение среди ресурсов имеет вода. Она исчерпаема из-за загрязнения (качественно), но неисчерпаема количественно. Проблема исчерпаемости природных ресурсов с каждым годом становится актуальнее. Темпы роста потребления ресурсов на порядок превышают темпы роста численности населения. Ежегодно сжигается столько горючих ископаемых, сколько природа скапливала их за миллионы лет. По одному из прогнозов, если сохранятся такие темпы роста использования ископаемого топлива, то запасов нефти хватит примерно на 30—40 лет, газа – 40—45 лет, угля – 70—80 лет. Калийные соли, фосфаты будут исчерпаны после 2100 г., марганцевая руда – к 2090 г. Наиболее перспективными металлами остаются железо и алюминий. Железо по потреблению занимает в настоящее время первое место и второе по распространению в земной коре (после алюминия). Трудности его использования связаны с тем, что основная его масса содержится в соединениях с небольшим количеством. Выплавка железа связана с загрязнением атмосферы вредными соединениями, такими как сернистый ангидрид и двуокись углерода. Выплавка алюминия связана со значительной энергоемкостью производства. В частности, в США на получение алюминия расходуют около 3 % производимой в стране энергии.

Из добываемых ресурсов лишь 2 – 3 % используется как полезный продукт, а остальные составляют отходы (пустая порода, шлаки и т. д.). Полезный продукт часто является неблагоприятным загрязнителем среды, так как он обрабатывается различными веществами (антисептики, покрытия) против разрушения биологическими агентами. Когда такие изделия выводятся из использования, они становятся часто долго сохраняющимися в среде загрязнителями. Также опасны результаты человеческой деятельности по выведению в природную среду несвойственных ей и чуждых живым организмам веществ (ксенобиотиков). В природе насчитывают около 2 тыс. неорганических и около 2 млн органических соединений. Человек же научился синтезировать более 8 млн соединений. Ежегодно их число увеличивается на несколько тысяч. В биосферу поступает около 50 тыс. таких веществ.

Природно-территориальные аспекты экологиче­ских проблем России

Наиболее значимым фактором, обусловливающим специфику России и ее экологическое своеобразие, является большая территория. Она равна 17,1 млн. км2, что составляет 11,5% общей поверхности суши. На этой территории проживает около 147 млн. чел., что обусловливает среднюю плотность 8,5 чел/км2. Для сравнения укажем, что средняя плотность населения в Европе равна 64 чел./км2, а в Азии - 55 чел./км2. Вторая особенность России – неравномерная рассредоточенность населения по территории страны. В Сибирско-Дальневосточном регионе она не превышает 3 чел./км2. Примерно в такой же степени неравномерна освоенность территории и нагрузки на природную среду.

На Европейско-Уральский регион, площадь которого составляет 31,2% от территории страны, приходится около 70% промышленного потенциала. В Сибирско-Дальневосточном регионе соотношение противоположное- 30% промышленного потенциала и 70% территории.

Третья экологически важная особенность России - большое природное разнообразие. Оно представлено различным рельефом, природными зонами, ландшафтами, климатическими, гидрологическими и другими условиями. Так, наличие обширных равнин резко уменьшает вероятность застойных атмосферных явлений и способствует рассредоточению загрязняющих веществ, самоочищающей способности воздушной среды.

Экологическая специфика России связана также с наличием больших площадей, занятых болотами и заболоченными территориями. Они занимают 200-220 млн. га, что составляет около 65% болотного фонда планеты. Это, с одной стороны, объекты колоссальной концентрации ценного органического вещества - топлива, сырья для химической переработки, удобрения и пр., а с другой – важнейший фактор связывания, аккумуляции и вывода из атмосферы углерода (его «стока» или «ухода в геологию», по В. И. Вернадскому), а также различных загрязняющих веществ.

Освоение болотных образований невозможно без высокой технологической и экологической культуры. Кроме потери этих уникальных экосистем, их использование неизбежно сопровождается нарушением водного режима, интенсификацией круговорота веществ, превращением экосистем аккумулятивного типа в деструктивные или транзитные и выведением углерода в атмосферу. Нарушение болотных экосистем Крайнего Севера чревато возможностью размерзания грунтов и высвобождением из этих природных «ловушек» колоссальных запасов метана, сероводорода и других соединений, не безразличных для глобальных атмосферных процессов.

В целом природно-территориальные особенности России можно оценивать положительно как в плане формирования экологической среды, так и в отношении возможностей нейтрализации отрицательных последствий деятельности человека. Россия относится к числу тех немногих государств мира, которые обладают значительными неосвоенными или слабо освоенными территориями. На их долю, как отмечалось выше, приходится более 60% поверхности страны.

Следует, однако, иметь в виду, что наличие таких территорий мало связано с какими-либо целенаправленными мероприятиями по их сохранению. Это в основном отдаленные районы, трудные или экономически невыгодные для освоения. Значительная доля их представлена легкоранимыми (тундровые, лесотундровые, болотные и т. п.) экосистемами, требующими крайне осторожного обращения при дальнейшем освоении.

Социально-экономические аспекты экологических проблем России

Правительство России осознает практическую значимость решения проблем, связанных с человеком для выхода страны на качественно новый уровень экономического роста. Социальная сфера (образование, здравоохранение, жилищные условия, транспорт, экологическая ситуация и все другие аспекты, определяющие не только жизнь людей, но и развитие экономики) признана в социально-экономической программе правительства России до 2020 г. и далее в числе приоритетных, первоочередных задач.

В последние годы правительства всех стран принимают меры по формированию механизма, способного улучшить экологическую ситуацию на планете. В современной практике наиболее эффективным признается механизм природопользования, сочетающий государственное регулирование с применением элементов рынка.

Практика природоохранного механизма США 80-х гг., основанная на широком использовании чисто рыночных методов регулирования природопользования, оказалась малоэффективной. Исходя из этого, в экономической науке и современной хозяйственной практике различают методы прямого (административного) и косвенного (рыночного) воздействия на природопользователей.

К методам прямого регулирования относят:

1. Нормирование, суть которого состоит в разработке и обязательном следовании экологическим стандартам, нормам-ориентирам и прогрессивным нормативам.

2. Экологическую экспертизу, в задачи которой входят создание условий для реализации принципов предупреждения ущерба, выявление предполагаемых прямых и косвенных последствий для окружающей среды на стадии проектирования объекта, а также содействие выполнению законов и контроль за их выполнением.

3. Планирование сферы природопользования, целью которого являются выбор оптимального варианта хозяйственной и природоохранной деятельности, расчет необходимых средств, разработка показателей качества окружающей среды, нормы возможных поступлений вредных веществ и т.п.

4. Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Положительный эффект в данном случае достигается за счет обязанности предприятий делать отчисления государству (как правило, в экологические фонды), размер которых соответствует объему выбросов загрязняющих веществ. Величина платы зависит от опасности загрязнения. Существенную роль в защите окружающей среды играет система штрафов, выступающая дополнением к административно-законодательному подходу. Например, в законодательстве США предусмотрены достаточно жесткие меры наказания нарушителей. Наиболее злостные нарушения американских законов об охране окружающей среды караются штрафом до 25 тыс. долл. за каждый день нарушения или до 2 лет тюрьмы. В Великобритании нарушение закона об охране окружающей среды влечет за собой уголовные санкции и высокие штрафы (2–20 тыс. фунтов стерлингов), в зависимости от решения судебного магистрата. Королевский суд может назначить неограниченную сумму штрафа, что грозит фирме потерей репутации и даже банкротством. Система штрафов использовалась и в бывшем СССР. Однако в государственной форме собственности штрафы теряют свое стимулирующее воздействие на природопользование.

5. Природоохранные фонды – важнейший финансовый инструмент для проведения единой научно-технической политики в области защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, материального поощрения за эффективную природоохранную и ресурсосберегающую деятельность.

Суть методов косвенного регулирования природопользования состоит в применении побудительных мотивов, а не принудительных методов. Производители и потребители могут загрязнять среду обитания любым способом и в любом объеме, но должны за это платить. Эти методы предполагают минимум государственного вмешательства. Экономические меры оставляют хозяйствующим субъектам возможность самим решать, как поступить в том или ином случае – загрязнять окружающую среду и платить за это или сократить загрязнение, имея в таком случае возможность сохранить свои доходы.

К экономическим мерам регулирования эколого-экономических отношений относят: плату за выбросы; продажу прав на загрязнение окружающей среды; прямые и косвенные субсидии, займы и кредиты по низким процентам на природоохранную деятельность; режим ускоренной амортизации экологической техники, льготные ставки по косвенным налогам на продажу экологической техники или полное освобождение от налогов; налоговые льготы на доходы от реализации природоохранных программ частных фирм; льготные тарифы фирмам на очистку стоков на муниципальных очистных сооружениях.

Наиболее широкое применение в мировой практике нашла система «плата за выбросы». Схема ее применения довольно проста: государство устанавливает ставки платы за единицу выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ, фирмы-загрязнители должны установить на производстве своеобразные «счетчики» для регистрации выбросов, подобные тем, что фиксируют потребление электроэнергии. В конце отчетного периода показания счетчика снимаются, и контролирующий орган определяет сумму оплаты. Расценки за единицу выбросов определяются по принципу: чем выше ущерб загрязнения, тем выше плата за выбросы. У предпринимателей при такой схеме есть выбор: снизить выбросы до нуля и не платить за них вообще или не заниматься очистными мероприятиями, делясь частью своих доходов с государством. Решение, очевидно, будет зависеть от издержек достижения «чистого» производства.

Часть платы за выбросы производитель попытается переложить на потребителя через цену своей продукции. Но это удается не всем и не всегда. Возможность включения дополнительных издержек в розничные цены зависит от многих обстоятельств: положения фирмы на рынке, эластичности спроса на ее продукцию, степени открытости рынка и др.

В западной практике широко используется и такой экономический механизм регулирования окружающей среды, как «продажа прав на выбросы». Суть его состоит в том, что агентства по вопросам окружающей среды принимают решения о допустимости уровня загрязнения окружающей среды в определенный период времени и строго в этом объеме продают фирмам региона права на выбросы. Этот метод хорошо действует лишь в условиях нормальных рыночных отношений и при наличии четких региональных стандартов качества окружающей среды. Права на выбросы продаются и покупаются на рынке, цены на них зависят от спроса и предложения, то есть здесь все так, как и на рынке любых других товаров. Введение прав на выбросы имеет ряд преимуществ перед введением платы за выбросы.

Права на выбросы просто запускаются на рынок в необходимом объеме, а все остальное происходит автоматически, цены на них меняются вместе с изменением цен на другие товары. Плата за выбросы – явление временное, она должна постоянно корректироваться в связи с инфляцией и развитием производственных возможностей.

Сочетание административных и рыночных методов природопользования постоянно изменяется наряду с обновлением подходов и методов решения экологических проблем в целом. Экологические проблемы не могут быть локализованы в пределах определенной территории или страны. Ядерные испытания, аварии на атомных электростанциях, выбросы в воду и воздух ядовитых химических веществ и т.п. распространяются по всей планете, оказывая отрицательное влияние на жизнедеятельность населения и всего живого многих стран мира. В погоне за увеличением прибыли производители сельскохозяйственной продукции пренебрегают всякими нормами в использовании ядохимикатов, выводя землю из сельскохозяйственного оборота и выставляя на продажу продукцию, наносящую вред здоровью человека. Резкое снижение качества продовольствия, как следствие возрастания в мире жажды наживы и обострения экологического кризиса, – проблема, которая вызывает социальный протест во всех странах. Несмотря на огромные экономические и научно-технические возможности западных стран в преодолении экологического кризиса, они чаще других пренебрегают природоохранными мерами.

Весьма остро стоят вопросы об ответственности за трансграничные загрязнения и возмещение ущерба природе и населению стран, наиболее пострадавших от нанесенного им ущерба. Особую тревогу в мире вызывает возрастание экологической опасности от высоких темпов промышленного и сельскохозяйственного развития Китая. В 2008 г. правительство Китая объявило о реализации амбициозного проекта переброски рек с юга на север – в промышленную зону Китая. Об экологических последствиях практической реализации этого проекта пока имеются смутные представления.

Все это говорит о том, что необходимо не только международное сотрудничество в решении глобальных проблем, угрожающих жизнедеятельности на Земле, но и создание наднациональных организаций, наделенных правом принятия законов в этой области, контроля над реализацией, выработки механизма межнационального природопользования на Земле. Необходимо создание независимых полномочных международных организаций, наделенных мировым сообществом всей полнотой власти для урегулирования проблем природопользования.

Западные обществоведы доказывают, что мировое сообщество подошло к такому моменту истины, когда в масштабе всей планеты должна появиться новая система власти, способная преодолеть беспорядок, вызванный бесконтрольным использованием мирового пространства в эгоистических интересах отдельных стран, транснациональных корпораций, отдельных социальных слоев и частных лиц.

Вполне естественно, что решение экологических проблем такими методами потребует частичного ограничения национальных суверенитетов, не только развивающихся, но и стран-лидеров. Все государства в равной степени должны будут подчиняться решениям полномочных международных организаций в области охраны окружающей среды даже вопреки их национальным интересам. Только институциональное оформление отношений в области экологии (фонды, законы, суды, арбитраж, контроль) способствовало бы ослаблению экологического кризиса в ХХI в.

Домашнее задание (в тетради для работ ответить на вопросы):

1. Дайте определение природным ресурсам.

2. Охарактеризуйте ресурсы по исчерпаемости.

3. Какие факторы обусловливают специфику России и ее экологическое своеобразие?

4. Каковы методы прямого (административного) и косвенного (рыночного) воздействия на природопользователей?

5. Экономические меры регулирования эколого-экономических отношений.

6. Как изменяются подходы и методы решения экологических проблем в сочетании административных и рыночных методов природопользования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: