Проверил: Липовая Н.Н

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

 

                 

 

 

Реферат

По дисциплине «Физическая культура»

На тему «История физической культуры»

 

Выполнил: ст. гр. ПИ/б-19-1-о

(ИИТиУТС)

Иванова Е.А.

Проверил: Липовая Н.Н

 

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Спорт — составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

 В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта— на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Современная история прослеживает эволюцию физической культуры и спорта (ФКиС) с древнейших времен до наших дней. В свою очередь, история физической культуры и спорта, используя эти понятия в своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной науки. История физической культуры и спорта – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. История физической культуры и спорта – основа гуманитарного образования в спортивной науке.

История физической культуры и спорта относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин. Она составляет важный раздел спортивной науки. История физической культуры и спорта является интегральной дисциплиной, вобравшей в себя знания, накопленные различными науками: историей, археологией, этнографией, педагогикой, психологией, теорией и методикой физической культуры и др. В то же время история физической культуры и спорта – самостоятельная дисциплина, имеющая свой предмет, содержание и методы исследования.

Предмет изучения истории ФКиС – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на различных этапах существования человеческого общества. Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения которых определяют ее достижения как учебной и научной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медикобиологических и спортивно-педагогических позиций. История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

1. показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;

2. раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;

3. способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления; − формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;

4. способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта. В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых на факультете физической культуры и спорта, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.

Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений. Вместе с тем, будучи зависимой от практики, история ФКиС как учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в подготовке специалиста – педагога по физической культуре и спорту – с конкретным его уровнем знаний в аспекте историко-гуманистического потенциала. В контексте становления личности педагога история ФКиС способствует осознанию личностной и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением, дидактикой (теорией образования и обучения – комплексом принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления и самоуправления образовательным процессом). В контексте же отечественной истории от становления до совершенствования научно-методических основ истории ФКиС как учебной дисциплины «пройден путь» по шести этапам (1-й – вторая половина XIX в., 2-й – начало ХХ в., 3-й – 1917 – 1929 гг., 4-й – 30 – 50-е гг., 5-й – 1951 – 1990 гг., 6-й – 1991 – н/в), у которых неоднозначная интерпретация в аспекте методологии. На этом «пути» не менее 4-х раз изменены содержание, характер и направленность профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту. На 1-м этапе (вторая половина XIX в.), когда стали появляться эклектические сведения об исторических знаниях по физической культуре, способствующие обладанию научно-гуманистическим мировоззрением, П.Ф. Лесгафт обосновал три периода эволюции «физического образования». Именно как образовательный процесс Лесгафт использовал историко-гуманистический потенциал «физического образования». На 2-м этапе становления и первоначального развития истории ФКиС как учебной дисциплины с 1896 по 1917 г. значительно возросло число издательств, печатавших научно-методические материалы о физической культуре. Достижения их известны далеко за пределами России, которая стала одним из мировых центров спортивной науки. Отечественные и зарубежные авторы печатали различные материалы о физической культуре в старейших газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости» и др.) и популярнейших журналах («Отечественные записки», «Русское богатство», «Вестник Европы» и др.). На 3-м этапе (1917 – 1929 гг.) развития истории ФКиС недостаточно внимания уделялось эволюции физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи. Начало 4-го этапа (с 1929 по 1951 г.) в развитии истории ФКиС как учебной дисциплины обусловлено возрастанием роли спорта и созданием программно-нормативных основ физического воспитания – Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО и Единой Всесоюзной спортивной квалификации. 5-ый этап (50-е – 90-е гг.) отмечался следующими тенденциями: определение конкретного содержания программного материала в физкультурных и нефизкультурных вузах с ориентацией личности на такую общечеловеческую ценность, как спортивно-педагогическая деятельность; установление периодов (этапов) и закономерностей физкультурного движения, места и роли физической культуры в экономической и общекультурной жизни; формирование жизненно важных и социально значимых ценностей в процессе физического воспитания, олимпийского образования в аспекте аксиологического (ценностного) подхода. На современном, 6-м, этапе (с 1991 г. по н/в) развития истории ФКиС как учебной дисциплины возросла роль образовательного туризма, но в системе физкультурного образования и в структуре спортивных наук эта учебная дисциплина не взаимосвязана с идеей культурно-гуманистической доминанты, накопления учащейся молодежью знаний в историческом аспекте, а в развитии истории ФКиС «наметилась недооценка» и в педагогическом, и в мировоззренческом значении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: