Воспитание в процессе обучения

Внимательно изучите учебный материал. Ответьте на вопросы

Воспитание – одна из основных категорий педагогики.

Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество трактовало исходя из своих социальных установок и актуальных задач.

 Определяя наиболее общие признаки, воспитание можно рассматривать как: - целенаправленность воздействия на воспитанника; - социальную направленность этих воздействий; - создание условий для усвоения определенных норм отношений; - освоение человеком комплекса социальных ролей.

Воспитание в широком смысле отождествляется с социализацией, т. е. рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта. Этот объективный воспитательный процесс представляет широкое многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природой и социальной средой.

 Воспитание в узком смысле рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.

Главная цель воспитания в современных условиях – создание материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого человека целостного комплекса ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Основные закономерности воспитания: - формирование научного мировоззрения; - формирование мотивации в деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач; - овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями отечества; - гармоничное развитие каждой личности.

В процессе достижения целей и задач воспитания реализуются возложенные на него функции. Общая социальная функция воспитания – передача от поколения к поколению знаний, умений, идей, социального опыта, способов поведения. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В своём единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза воспитания.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное организованное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественной жизни и труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей и субъектов деятельности.

Воспитание как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов для достижения воспитательных целей и задач.

Основные компоненты структуры воспитательного процесса: - целевой; - содержательный; - операционно-деятельностный; - аналитико-результативный.

В состав динамической системы воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

В качестве субъекта процесса воспитания человек предстаёт как развивающаяся индивидуальность. В основе такого развития лежит не только социальная среда, но и природные силы, духовный мир человека. Человек как субъект воспитательного процесса представляет собой активный саморазвивающийся феномен, который на основе интеллектуальных, эмоциональных, физических и волевых сущностных сил стремится к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия.

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания закономерностей, принципов воспитания. Под общими закономерностями воспитательного процесса понимают те существенные внутренние и внешние связи, от которых зависит направленность процесса и успешное достижение педагогических целей.

К общим закономерностям воспитания можно отнести следующие.

1. Характер воспитания определяется объективными потребностями общества.

 2. Неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.

3. Единство целей, содержания и методов воспитания.

 4. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе деятельности.

5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в процессе деятельности.

6. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

7. Необходимо выявлять положительные качества учащегося и опираться на них.

8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.

9. Воспитание должно осуществляться в коллективе и с помощью коллектива.

10.Необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности.

11.Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы. Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Принципы всегда соответствуют целям воспитания, стоящим перед педагогом, определяют возможности реализации этих целей.

К принципам воспитания относятся: - принцип гуманистической ориентации, где воспитанник является главной ценностью в системе человеческих отношений; - принцип социальной адекватности воспитания (соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации); - принцип индивидуализации воспитания; - принцип социального закаливания учащихся (выработка волевых способов преодоления негативного воздействия социума); - принцип создания воспитывающей среды (наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и учащихся (А.С. Макаренко)).

Теория и практика воспитания постоянно обогащаются, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности разнообразия моделей и видов воспитания.

В зависимости от философских концепций, определяющих принципы и особенности воспитания, выделяют: § прагматическую модель воспитания (воспитание не как подготовку к будущей, взрослой жизни, а как жизнь воспитуемых в настоящем); § антропоцентрическую модель (опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся); § социетарную модель воспитания (ориентирована на выполнение социального заказа); § модель свободного воспитания (вариант демократического стиля воспитания); § технократическую модель (процесс воспитания должен быть целенаправленным, управляемым и контролируемым); § гуманистическую модель воспитания (опора на личностные, индивидуальные особенности воспитанника).

В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу. Человек – существо социальное, общественное. Будучи частью социума, он приобретает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.

Семейное воспитание – сложная система воспитания и образования в условиях конкретной семьи. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия – это важнейший институт социализации личности, которая осуществляется в результате целенаправленного процесса воспитания по механизму научения. Семья – это социально-экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций между всеми её членами, ответственное их исполнение.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления, но особое место занимает нравственное воспитание. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут преодолеть все трудности жизненного пути.

 Процесс воспитания представляет собой органическую часть целостного деятельно-воспитательного процесса. Достижение заданных воспитательных целей осуществляется наиболее эффективными способами – методами воспитания.

Метод воспитания (от греч. «metodos» – путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания – способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Содержательно методы воспитания проявляются: - через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета); - через создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств; - через общественное мнение референтной группы (коллектива), личностно значимого, авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации (телевидение, печать, радио); - через совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение с ним, игру; - через процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения; - через народные традиции, творчество, чтение художественной литературы.

Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер и совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью (замыслом).

Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода, и представляют конкретное действие педагога.

 Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами.

1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример.

 2. Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий).

3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.

4. Тренингово-игровые – деловые игры, социально-психологические тренинги и др.

5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

 Классификация методов.

1. Наиболее распространённой является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания: - методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); - методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации); - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

2. Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого: - методы, формирующие мировоззрение воспитанников; - методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы; - методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, что воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние.

В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.

К методам самовоспитания относятся самопознание, самообладание, самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение, самоконтроль.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного опыта или их системы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению воспитательной цели называют методикой.

 Систему методов, приёмов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действий воспитателя, определяют как технологию.

Ответьте на вопросы:

1.Опишите базовые цели и задачи воспитания при подготовке водителя.

2.  Охарактеризуйте роль личности педагога и педагогических навыков в воспитании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: