ТЕМА ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Урок № 35-36. Закон о защите прав потребителей.
Пользуясь данными материалами, выполните представленные ниже задания:
1. Основы права: учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. А. Вологдина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 409 с. — Серия: Профессиональное образование.
2. В.И.Шкатулла, В.В.Надвикова, М.В.Сытинская. – 2-е изд., перераб. идоп. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. 240 с.
3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
«О защите прав потребителей».
Https://pravo.studio/pravovedenie-rf/pravovyie-osnovyi-realizatsii-zaschityi-prav-81764.html.
Румынина В.В. Правовое обеспечение проф. деятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений /В.В.Румынина – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2013. 223с. (Использовать в работе с. 44-54).
Текст
Государственную систему защиты прав потребителей составляют органы исполнительной власти, судебная власть, органы при местных администрациях. Общие надзорные функции в этой сфере выполняют органы прокуратуры.
|
|
Ведущим государственным органом по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Их главная задача: обеспечить надежный контроль за достоверностью информации о товарах, услугах, работах и о тех, кто их предоставляет; за соблюдением договорных обязательств, качеством товаров и услуг, а также правовая защита граждан-потребителей.
Защиту прав потребителей осуществляют также и другие федеральные органы: Федеральная таможенная служба. Федеральная служба в сфере природопользования. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др. Государственные органы проводят комплексные проверки деятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению ими законодательства о защите прав потребителей. К виновным применяются меры административного и имущественного воздействия (штрафы). Наиболее типичные нарушения, которые выявляются в ходе проверок, связаны с завышением цен, продажей некачественных товаров, нередко с просроченными сроками реализации, отказом в обмене некачественного товара, нарушением санитарных правил торговли и товарного соседства, когда продукты питания реализуются вместе с опасными в пищевом отношении товарами.
Общественная защита прав граждан осуществляется организациями потребителей, которые создаются как в рамках территории (район, город, область, республика), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей). На федеральном уровне региональные объединения потребителей объединены в Союз потребителей России и Общество потребителей автотехники. В рамках СНГ действует Международная конфедерация обществ потребителей. Каждая общественная организация потребителей действует на основании устава, утверждаемого общим собранием ее членов. После регистрации в органах местной администрации организация потребителей получает статус юридического лица, обладает имуществом на праве собственности, приобретает права и несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде, арбитражном суде и третейском суде. Кроме этого, общественные организации потребителей вправе учреждать средства массовой информации, с помощью которых могут влиять на производителей и продавцов товаров (работ, услуг) и вести просветительскую работу.
|
|
Полномочия общественных организаций: закреплены в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, они вправе:
• участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также государственных стандартов, устанавливающих эти требования
• проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);
• проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания;
• вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
• участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
• вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;
• обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных и региональных органов исполнительной власти и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;
• обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Задание 1.
Ответить письменно на вопросы:
- перечислить нормативно-правовые акты, составляющие правовые основы реализации и защиты прав потребителей;
- какие органы осуществляют государственную и общественную защиту прав потребителей.
Задание 2.
Решить правовые задачи:
Ситуация №1
Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка. Правы ли в этом случае продавцы?
Ситуация №2
На упаковке печенья, которое приобрёл покупатель, было написано «Акционерное общество открытого типа «Большевик», ГОСТ 24901 – 89, масса нетто 200 г, калорийность 425 ккал. В 100 г продукта: белка 7,5г., жира 12, 1 г., углеводов 71,2 г., дата изготовления. А какая вообще информация должна быть на упаковке?
Критерии оценки:
Отметку «5» - получает обучающийся, если его письменная работа выполнена в полном объёме, не допущено ни одной ошибки.
Отметку «4» - получает обучающийся, если его письменная работа в общем выполнена правильно, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета (правильный, но не совсем точный ответ).
|
|
Отметку «3» - получает обучающийся, если его письменная работа выполнена неполно: имеется 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов.
Отметку «2» - получает обучающийся, если его письменная работа выполнена неверно, имеются существенные недостатки и грубые ошибки.
Выполненное задание отправить на эл. почту galinagrebekb@mail.ru в 8.00 05.06.2020г.
Документ подписать: Фамилия студента, группа, Право, дата выполнения.
3 июня 2020 год. Преподаватель: Гребёнкина Г.Г.