Системный анализ учебника
Виды | |
Количественный | Комплект авторского коллектива А.Г. Мерзляка и др. рассчитан на обучение с 5 по 11 класс: 5-6 математика, 7-9 алгебра (базовый и углубленный уровни), 7-9 геометрия, 10-11 алгебра. Учебно-методический комплект ориентирован на: -формирование математической грамотности; -реализацию системно-деятельностного подхода в обучении; -использование современных образовательных технологий; -реализацию принципа уровневой дифференциации; -возможность выстроить индивидуальный образовательный маршрут; -установление межпредметных связей; -развитие универсальных учебных действий (УУД). |
Позиционный | Особого внимания заслуживает то, как реализовано распределение заданий на рекомендованные для классной и домашней работы – каждому упражнению домашней работы предшествует аналогичное задание, решаемое в классе, что позволяет с высокой долей результативности говорить о формировании чувства успешности у ученика и тем самым способствует формированию интереса к предмету. В каждом параграфе учебника отдельными блоками выделены задания для устной работы и для организации систематического повторения ранее изученных тем. |
Аналитический | Удачно выполнена систематизация изученного материала: есть «Итоги главы» и задания «Проверь себя в тестовой форме», расположенные в конце каждой главы учебника. Большое внимание в учебнике уделяется текстовым задачам. Их фабулы разнообразны и нередко основываются на реальных фактах, исторических и краеведческих сведениях. В учебнике используются фабулы задач со сказочными героями. Дополнительные возможности: формирование ИКТ-компетентности. Есть рубрика «Дружим с компьютером», в которой размещены задачи, решаемые с помощью компьютерных моделей. |
Педагогический | Широко представлены возможности проектной деятельности учащихся. Есть список тем для педагога, по которым могли бы быть выполнены как долгосрочные, так и кратковременные проекты. Кроме того, само наполнение учебника задачным материалом, ориентированным на практический и социальный опыт учащихся, способствует реализации проектной деятельности. Учебник содержит шесть дополнительных рассказов, размещенных в рубрике «когда сделаны уроки». |
Генетический | Среди очевидных преимуществ, следует отметить большое количество и разнообразие дидактического материала в учебниках. Дидактический материал учебника сформирован по принципу универсальности: от задач, формирующих навыки, до задач математических кружков. Все задачи разбиты на четыре уровня сложности: простые задачи, задачи среднего уровня сложности, сложные задачи, задачи повышенной сложности. Это способствует реализации уровневой дифференциации и индивидуального подхода в обучении. Достаточное количество задач для «слабых» учащихся, избыточное количество заданий среднего уровня сложности для отработки основных понятий. Возможности для работы с одаренными детьми. Система пропедевтических задач к каждому параграфу на все случаи жизни и для любого ученика. Избыточное количество заданий для классных и домашних занятий позволяет выстраивать работу с классами любого уровня подготовленности, не прибегая к дополнительным источникам. |
Психологический анализ (По заданиям трёх параграфов)
|
|
|
|
Операциональная ценность:
категории | Типы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итог | |
1 | + | + | + | + | - | - | - | - | - | 4 |
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Итог | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 |
Индекс варибельности:
13/50 = 0,2
Вывод: учебник имеет средний набор заданий для такого класса, не чувствуется сильного разнообразия, дальше чем задачи второго типа дело не заходит.