Что необходимо иметь для занятий живописью

НЕЕЛОВ В. М.

АЗБУКА - ПОСОБИЕ ПО ЖИВОПИСИ

(для индивидуальных занятий с ребенком в возрасте

от двух лет в домашних условиях)

 

Санкт-Петербург, 2005

 

Неелов В.М. Азбука - Пособие по живописи:

Санкт-Петербург, 2005, 20 с.

 

Неелов Валерий Михайлович родился в 1936 году в Петергофе. Окончил Архитектурно-строительный техникум, работал архитектором-проектировщиком. Живописью занимается с 1980 года. Любимые жанры – портрет, пейзаж. С 1981 по 2011 год Неелов В.М. занимался обучением детей живописи по разработанной им оригинальной методике. Работал в подростковом клубе “Бриг” г. Петергофа, где руководил детской студией живописи, которую посещали учащиеся в возрасте от 2 до 18 лет и их родители. Пособие предназначено, в первую очередь, для родителей, желающих заниматься со своими малышами живописью в домашних условиях. Предложенная методика развивает у малыша видение цвета (как у музыканта слух), умение подобрать необходимый цвет, владение кистью, моторику, логику мышления и многое другое. Пособие будет интересно как для воспитателей детских садов, так и для учителей младших классов.

 

ВВЕДЕНИЕ

Работа с маленькими детьми позволяет мне сделать некоторые выводы: учить детей живописи нужно начинать как можно раньше, т. е. с двух-трех лет. Опыт подсказывает – дети, начавшие заниматься живописью раньше, становятся более наблюдательными, внимательными. Раньше начинают сравнивать цвета и оттенки одноименных цветов, а значит размышлять. Различают и точнее подбирают оттенки и тональные отношения. Точнее выражают свои мысли и чувства на бумаге.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, дяди и тети! Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш, еще задолго до школы, научился быть внимательным, наблюдательным, трудолюбивым. Научился сравнивать, анализировать, думать. Видеть окружающий мир с его бесконечным многоцветным разнообразием. Научился видеть красоту в будничном и сам ее создавать на бумаге. Если Вы хотите, наконец, чтобы в школе ему было легче освоить школьную программу. Советую начинать учить малыша живописи, с двухтрёх летнего возраста. Вам предстоит вместе с ребенком открывать для него и себя чудесный разноцветный мир и нужно постараться сделать этот процесс приятным для малыша. Только хочу Вас предостеречь от ожидания быстрых результатов.

Трудолюбивые, настойчивые, а главное, любящие и уважающие своего дитя взрослые! Вашему вниманию предлагается учебное азбука-пособие для занятий в домашних условиях живописью, сложнейшим из многих видов в деятельности человека. Живопись для взрослого-то очень трудна, а уж для малыша, тем более. НО НАСТОЯЩЕЕ ПОСОБИЕ ДОСТУПНО ЛЮБОМУ ВЗРОСЛОМУ И ПОЗВОЛЯЕТ ЛЕГКО СПРАВИТЬСЯ СО ВСЕМИ СЛОЖНОСТЯМИ. ВЫ ПОЛУЧИТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА СМЕШИВАНИЯ ТРЁХ КРАСОК–ЦВЕТОВ И ОСВОЕНИЯ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ КИСТЬЮ, ВИДЕНИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ ПРЕДМЕТА.

В очень раннем возрасте ребенок еще мало что умеет, да и усидчивости и трудолюбия у него нет. Поэтому занятия нужно проводить не спеша, деликатно и терпеливо, плавно и постепенно погружая малыша в мир цветов. Делать это весело, радуясь вместе с ним его удачам. Одно занятие должно длиться не более 15 минут (индивидуально), но часто, возможно даже два раза в день, желательно ежедневно. Взрослые должны относиться к его первым (и к последующим) опытам в живописи уважительно и серьезно. Стараться не «давить» на него своим авторитетом, а помогать ему в преодолении технических сложностей. Маленького художника необходимо поощрять и хвалить независимо от результатов. Ни в коем случае не называть его работы мазней, сохранять их и беречь (ставить дату исполнения). И в творческом плане – выбор темы для изображения должен быть за ребёнком.

Хочется подчеркнуть, что в настоящем пособии рассматривается только живопись красками типа гуашь, так как она является простой для начинающих заниматься и более доступной по материальным затратам. После овладения данной техникой можно, по желанию, переходить к другим. Это будет сделать гораздо легче, так как ребёнок научится видеть и точно подбирать необходимые цвета и оттенки. Почему начинать учить живописи нужно гуашью, а не акварелью? Техника настоящей акварели, это техника – жидкими прозрачными красками. Она очень сложна и из – за прозрачности не допускает исправлений. Ею владеют далеко не все художники. Техника работы гуашью гораздо проще. Гуашь густая. Она позволяет закрасить частично или полностью, исправлять, переделывать, уточнять то, что уже сделано и не нравится. И этому нужно учить малыша. Тогда он не будет бояться ошибиться и станет увереннее в работе над картиной, а это очень важно.

С 1981 года я занимаюсь живописью с детьми разного возраста. И с самого начала передо мной встал ряд вопросов: как научить малыша «видеть» цвета, различать оттенки, изображать увиденное на бумаге? Какими красками и в каком наборе лучше пользоваться? Когда лучше всего начинать занятия с малышом, с какого возраста? Я изучал опыт других педагогов, посещал различные студии, наблюдал за работой профессионалов в этих студиях, в детских садах, в школах. Изучал литературу по данному вопросу. И пришёл к достаточно неожиданному выводу, что традиционные методики преподавания изобразительного искусства не дают возможности ребёнку научиться «видеть» цвет так, как видит его художник – профессионал. Более того, бытует мнение, что этому, вообще, нельзя научить, что это даётся от природы (или не даётся). Занимаясь с детьми самого разного уровня развития, подготовки и возраста, я пришёл к убеждению, что научить этому можно. И нужно! И чем раньше начать обучение, тем лучше. Мало того: я считаю, что учить живописи необходимо всех и в детских садиках и в школах. Живопись, как предмет, должна быть обязательной наравне с основными предметами школьной программы.

Дети, как правило, не видят оттенков и поэтому пользуются только теми цветами, которые у них имеются в наборе. Стало ясно, что учащемуся нужно дать либо набор, куда входит большое количество красок (что затруднительно), либо, наоборот, до предела ограниченный. Последнее подходило больше, ибо никакого количества цветов никогда не бывает достаточно для настоящей живописи, если художник не подбирает цвета при помощи смешивания красок. Значит, учащегося необходимо вынудить смешивать краски, подбирая самые необходимые цвета. Эту задачу даёт возможность решить набор из четырёх красок: синяя, красная, жёлтая и белая, а все остальные цвета, зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др. и их оттенки, ребёнок научится получать сам, смешивая основные цвета. Смешивая краски, малыш видит, как изменяются цвета, в зависимости от количества компонентов. Таким образом, начинающему заниматься живописью, даётся ключ для развития цветовидения.

Самое трудное – научить малыша концентрировать своё внимание на чём-либо и удерживать его продолжительное время. Если это удаётся, то задача обучения значительно облегчается. В данном случае смешивание красок может помочь привлечь внимание маленького ребёнка к изменению цветов, т. к. оно доступно почти в любом возрасте. Так появилась возможность начинать учить детей живописи с двух лет, а может быть и младшего возраста (девочек). Чем старше становится ребёнок, тем сложнее ему даётся живопись, если не начать обучение вовремя.

По моим наблюдениям, период наилучшего восприятия или, другими словами, более продуктивного обучения живописи наступает в возрасте трёх-пяти лет, если начинать раньше. Занимаясь этим регулярно и часто, маленький художник начинает видеть и делать более сложные цвета и оттенки, а это уже начало живописи. Именно живописи, а не рисования красками.

Иногда возникают вопросы: почему именно живописью нужно начинать заниматься, а не рисованием, и вообще, понадобится ли она в дальнейшей жизни? Во-первых, настоящая методика позволяет начать занятия живописью, практически, с любого возраста и любого уровня умственного и физического развития. Когда малыш ещё не умеет держать карандаш в руках а, тем более, им что-то изображать. В этой ситуации на первых порах главное не умение владеть кистью (хотя и это необходимо), а чтобы он увидел, как изменяются цвета при смешивании красок, и заинтересовался этим. А это значит, что ребёнок станет более внимательным и в дальнейшем ему будет легче постигать изображение формы не только кистью, но и другими средствами (карандаш, мелок, глина, пластилин и др.). Во-вторых, смешивая краски круговыми движениями на палитре, малыш «разрабатывает» ручку, то есть, укрепляет мышцы. И делает её более умелой и таким образом готовится к овладению формой, т. е. к рисованию кистью и карандашами.

На всех этапах занятий живописью главным для маленького художника становится умение подобрать (смешением) нужный цвет необходимого тона, затем увидеть и суметь изобразить форму пятна (облака, кроны дерева, туловища, головы и т. д.). В-третьих, занятия живописью его научат сравнивать, значит, малыш научится думать, наблюдать, а это, согласитесь, нужно не только художнику. Ребёнок готовится, к ЛЮБОЙ СФЕРЕ деятельности, где требуется логическое мышление. Овладение искусством изображения предмета и пространства, окружающего предмет, расширяет и увеличивает мыслительные и визуальные возможности маленького человека. Развивает объёмно пространственное и логическое мышление и ТВОРЧЕСКИЕ способности малыша.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЖИВОПИСЬЮ?

 

Ввиду того, что количество цветов строго ограничено, необходимо очень СЕРЬЁЗНО ОТНЕСТИСЬ к ПОДБОРУ красок ПО ОТТЕНКАМ. Гуашь художественная.

1. Синяя – лазурь железная.

2. Красная – маджента (малиновый цвет) или кармин или рубиновая или     крапплак красный.

3. Жёлтая – лимонная.

4. Белила.

Эти краски можно считать универсальными, т. к. из синей и красной красок можно сделать красивые фиолетовые цвета, из синей и жёлтой – зелёные, из красной и жёлтой – оранжевые. Разумнее приобрести краски в больших банках. Они должны быть не сухие и не жидкие, консистенции густой сметаны.

Для занятий с маленьким ребёнком краски желательно положить в маленькие баночки с широким горлышком для удобства пользования ими. Количество краски - необходимого для одного занятия.

5. Кисть художественная плоская широкая, волос синтетический, ширина 6 – 8мм (для двухлетнего малыша). Для более старших детей кисти нужно иметь 10-12-16мм. В дальнейшем можно приобрести несколько кистей разных размеров: широких для закрашивания больших плоскостей и узких для исполнения мелких деталей картин. Краски и кисти продаются в специализированных магазинах и художественных салонах.

6. Бумага 20×30см (А 4)(для 2х летних) А 3 или А 2 рисовальная или чертёжная. Может быть и других размеров.

7. Палитра – кусок белого пластика 20 × 30см без углублений (доска для занятий лепкой, одноразовая тарелка).

8. Ёмкость для воды (детское пластмассовое ведёрко или из-под майонеза).

9. Деревянный планшет или кусок фанеры 60 × 80см.Для прикрепления бумаги.

10. Канцелярские кнопки железные.

11. Мольберт или стул со спинкой. У мольберта должна быть полка с бортиками, для размещения красок и палитры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: