Понятие мировоззрения. Вера, идеалы, убеждения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, сциентистское, философское

Мировоззрение – 1)обобщенная система взглядов на мир и отношение человека к миру; 2) способ духовного освоения мира через взаимоотношение; совокупность ценностных ориентаций, верований, идеалов и убеждений (научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических).

Верования Вера - феномен сознания огромной жизненной значимости: человек не может жить без веры, поскольку разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры - сверхсознательное чувство, ощущение, внутреннее «ясновидение», свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры - в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить.
Идеалы Идеал - путеводная звезда, без которой нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни. Люди решаются на самые грандиозные дела, если впереди им сверкает путеводной звездой идеал. Идеалы - это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где всё «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (эпоха Возрождения). Истинное в идеалах сохраняется в мировоззрении и реализуется в жизни, а неистинное отбрасывается
Убеждения Твердая система взглядов в сфере сознания, подсознания, интуиции, чувств. В сфере убеждений невозможна сделка, т.е. двух безусловных принципов убеждения в душе цельной личности быть не может. Убеждение - субъективно наиболее ценная часть мнений человека, но убежденным можно быть лишь в том, что не имеет логической бесспорности, а поддерживается верой. Категория «убеждение» редко касается того, что абсолютно очевидно. Убеждения - стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений не является личностью. Идейная убежденность позволяет человеку при смертельной опасности преодолевать инстинкт самосохранения.

 

Мифология Мифология - древнейшая форма мировоззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из мира природы, поэтому природа не отражается в нем как нечто особенное. Предмет отражения - первобытная община, функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, сплоченности, от которой зависит степень выживаемости. Главная мифологическая установка - максимальное подчинение жизни индивида интересам сплочения. О практическом руководстве первобытных верований и поведения, осуществляемом в мифах свидетельствует и то, что их самой древней формой являются мифы-плачи, мифы-выкрики, мифы-приказания. Черты мифологического мировоззрения: Синкретизм - слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира - искусства, религии, морали. Это слитность коллективного и индивидуального начала в общественной жизни, невыделенность поведения и сознания человека из всего потока родовой жизни. Представление о слитности, нерасчлененности окружающего мира природы и социального мира людей. В первобытном мышлении синкретизм – это цельное восприятие мира, при котором индивид не выделяет себя ни из общины, ни из природы вообще. Антропоморфизм (гр. anthropos - человек и morphe - форма, вид) - мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого такие объекты уподобляются человеку, становятся «человекоподобными». Социоморфизм – наделение общественными и человеческими свойствами предметов и явлений природы, небесных тел, животных, мифических существ. Уподобление системы взаимоотношений между мифологическими существами, вещами, процессами и явлениями обществу, системе отношений между людьми.
Религия Религиозная форма мировоззрения - построение картины мира на основе веры в сверхъестественные силы, которыми объясняется всё происходящее в мире. Границу между нею и мифологическим сознанием определить трудно. Г.Гегель в «Философии религии» называет мифологию «непосредственной религией». Имея общие черты (наряду с ритуалом, миф является частью религиозного культа, выступая в виде культового текста), у мифологии и религии есть и различия (Е. Положенкова): 1) если миф явился на определенном этапе развития общества универсальной и единственной формой общественного сознания, то религия возникла на основе образования специализированных групп священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологии профессионально; 2) если миф регулирует отношения между индивидами в первобытной общине посредством запретов и регламентации, то религия воздействует на их духовный мир опосредованно с помощью веры, которая определяет мировоззрение, центрирует его; 3) в мифологии мир един, в религии он расщепляется: возникает священный мир (сакральный) и мирской (профанический), а также естественный и сверхъестественный; 4) если мифологический бог - основатель рода, тотем, который не сразу становится человекоподобным, то в религии Бог антропоморфен; 5) если мифологические боги не знают морали и иного закона, кроме закона «своей природы», то Бог религии имеет нравственную окраску. 6) В религии Бог сакрализуется и эмоционально переживается, а в философии Абсолют исследуется предметно - как универсум, проявляющийся в единстве всех его многообразных свойств. Религиозный символ наделен трансцендентным смыслом, нераздельно слитым с образом, но не тождественным ему. Такой символ не поддается рассудочной дешифровке и требует вживания в него. В философии и науке символизация основывается на отстраненной аналитической позиции внешнего сравнения и сопоставления. В мифе и религии символизируемое включено в наше переживание. Религиозные символы - условие генерирования экзистенциальных переживаний. Язык религии сопряжен с массово-аксиологическим, а не элитарно-гносеологическим типом понимания. Смысл экзистенции постигается постепенно через мысленный диалог с символами и именами Единого - при помощи оперирования знаками языка и медитации в «храме Абсолюта». В религии имена Единого: Бог, Брахман, Дао и др. Отношение к ним верующих заинтересованное, эмоционально-сердечное, святое. Связь человека со всяким материальным и духовным предметом опосредована естественным и искусственным языком. Разновидность авторизованных полуискусственных языков - языки религиозных конфессий, у их истоков стоят пророки. Пророк, задающий новое направление в религии, сообщает свое видение ученикам не на обычном разговорном языке, но метафорическим языком (притчи Христа, хадисы Мохаммада). Профетический язык, непохожий на обиходную речь, сакрализовался и придавал Священному Писанию ощущение особенной истинности и вечности. Язык новой веры создается путем преображения обыденных значений этнического языка. Искусственные языки теологии и религиозной философии - абстракции, производные от массовых языков религии. Они еще дальше отстоят от естественных языков, напоминая язык научной теории. Простой верующий их едва понимает. Чтобы их понять, надо получить философское и богословское образование. Осознание человеком своей связи с Абсолютом опосредуется массовым языком религии, а у некоторых «продвинутых» верующих - языком теологии или религиозной философии. У христиан сложился богословский образ Иисуса Христа как Слова-Логоса, связующего их с Богом-Отцом. Одно из значений понятия Слова Божьего раскрывается через лингвистический смысл «Невидимой Церкви» - сокровенной сердцевины языка христианства. В языке религии используют все виды знаков, но главная роль - символический язык.
Наука (сциентическое) Научная форма мировоззрения строит модель реальности, максимально приближенную к истине, даже если абсолютная истина недостижима. От других областей познания наука отличается целью - ориентация на постижение истинного знания, стремление достижения истины в определенной сфере жизнедеятельности. Понимание в науке (особенно в естествознании) ориентировано на извлечение из построенных текстов некоторого профанного, объективного и вневременного смысла: а) ученый верит, что в его языке зафиксирована информация об объективной реальности, не зависимая от его сознания; б) он старается рассуждать об этой реальности беспристрастно, незаинтересованно, отвлекаясь от своей причастности к ней; в) ученые верят в объективную истину, в принципиальную познаваемость своих объектов.
Философия Философское мировоззрение интегрирует наиболее существенные результаты исследований других наук (искусств, религии, повседневности) и, синтезируя их, создает общее, целостное представление об объекте. О чем бы ни рассуждал философ, его идеи касаются самого общего, существенного, глубокого, ценного и важного. Философское знание носит предельно общий, теоретический характер. Оно содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук, но является субъективным, т.к. несет отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Каков человек, такова его философия. В философии источник всех смыслов мыслится предельно абстрактно, антиномично, условно и эмоционально-нейтрально. Его могут обозначать по-разному: символами «Нус» (Анаксагор) «Логос» (Гераклит), «идея Блага» (Платон), «Абсолютный Дух» (Гегель), «поток сознания» (Джемс), «космическое сознание» (Ф. Бекк), «единое информационное поле» (М. Марков), «торсионное поле» (Г.И. Шипов). Высказывания о безусловной реальности, предлагаемые классиками философии, ориентированы на элиту общества и недостаточно интерсубъективны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: