Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.
Возможны различные подходы к выбору основания для классификации детских игр: с точки зрения развития и воспитания выделяют игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание;
при учете возрастного подхода - игры дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников; с социально-психологической точки зрения - массовые, групповые, индивидуальные; с точки зрения управления игрой - стихийные, педагогически управляемые; по происхождению - игры, придуманные самими детьми (самодеятельные, вольные), и созданные для детей народной или научной педагогикой (в том числе дидактические); по характеру отражения действительности - репродуктивные, творческие; по используемому материалу - словесные, предметные (с мячом, скакалкой, кубиками); по месту проведения.
Среди детских игр различают также музыкальные, настольно-печатные, фокусы, аттракционы.
|
|
Различают два основных типа игр:
со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяются сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде);
с открытыми (фиксированными) правилами. Здесь правила создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры. Это характерно для дидактических и подвижных игр, а также для большинства развивающих интеллектуальных, музыкальных, для игр-забав, аттракционов и пр.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре и игры, созданные и вносимые в жизнь детей взрослыми. Первоначально к классификации детских игр по такому признаку подошел П.Ф. Лезгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.
П. Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.
Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т. Л.Маркова и др.)
Е.А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные).
А. П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А. В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.
|
|
Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования
Сюжетные самодеятельные игры
Сюжетно-отобраэительные
Сюжетно-ролевые
Режиссерские
Театрализованные
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого
Обучающие игры
Автодидактические предметные.
Сюжетно-дидактические.
Подвижные Музыкальные
Учебно-предметные дидактические.
Досуговые игры
Интеллектуальные
Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные
Игры народные, идущие от исторических традиций, относа
Обрядовые игры
Культовые
Семейные
Сезонные
Тренинговые игры
Интеллектуальные
Сенсомоторные
Адаптивные
Досуговые игры
Игрища Тихие
Забавляющие. Развлекавшие
Группа авторов во главе с С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова и др. изучала различные аспекты проблемы руководства, развития сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста, ее использование в воспитании и развитии детей. С.Л. Новоселова выделила этапы в развитии игр детей: отобразительный - младенческий возраст; сюжетно-отобразительный - ранний; сюжетно-ролевой - дошкольный.
В плане руководства игровой детей раннего возраста отдельными авторами этой группы предполагается комплексный метод руководства игрой, включающий ознакомление с окружающим, обучающие игры, изменение игровой среды, проблемное общение взрослого и ребенка в игре. Содержание, соотношение структурных элементов комплексного подхода должно изменяться в зависимости от возраста, по мнению авторов.
Предложенная авторами классификация позволяет сделать вывод о характере игры в раннем дошкольном детстве. Очевидно, отобразительная и сюжетно-отобразительная игра становится возможной и полноценной при условии свободной организации этой сферы деятельности. Ведь коллективные формы руководства не в состоянии предугадать то содержание, которое для каждого конкретного ребенка является наиболее интересным, эмоционально значимым. Следовательно, это содержание ребенок будет стремиться отобразить в игре в первую очередь.
Поэтому, для формирования инициативы и самостоятельности в игре Е.В. Зворыгина считает, что при поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направленно на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия. Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Поэтому, Е.В. Зворыгина считает, что необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, то есть поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами.
Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Для достижения выбранной цели ребенок на основе своего жизненного опыта использует в условном плане тот или иной способ действия и средства для его выполнения. Развитие способов решения игровых задач происходит следующем образом: сначала дети овладевают предметно - игровыми действиями с сюжетно - образными игрушками в ситуации подготовленной взрослым. Однако при целенаправленном формировании игровых действий уже в 1 год 4 месяца малыши используют предметы - заместители, с 1 года 7 месяцев - 1 года 9 месяцев - воображаемые предметы, а с 2 лет 7 месяцев активно заменяют хорошо усвоенные действия словом. При этом условия для игры они готовят сами.
|
|
Овладение средствами замещения оказывает огромное влияние на взаимодействие детей в игре. Дети, усваивающие более сложные способы решения игровых задач, нередко могут играть парами, а иногда и по 3 человека, так как содержание их общения связано с пониманием смысла игровой задачи.
В современной дошкольной педагогике принята следующая классификация игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):
творческие игры (В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные);
дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).
Творческие игры отражают:
стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразное взаимодействие в детском коллективе.
С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального. В творческих играх дети сами придумывают содержание, отражая свои впечатления и понимание окружающего мира и отношения к нему.
Дидактические игры созданы специально для детей народной или научной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера. Дидактические игры подразделяются: по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.), по предметам, используемым в игре (игры с мячом, лентами, обручем и т.д.).
В творческих дидактических и подвижных играх содержится огромный воспитательный потенциал, реализация которого осуществляется через педагогическое руководство.
|
|
В последние годы проблема классификации детских игр снова стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) – самостоятельные игры:
Игра-экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые;
- режиссерские,
- театрализованные.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
Игры обучающие:
- дидактические;
- сюжетно-дидактические;
- подвижные;
Досуговые игры:
- игры – забавы;
- игры-развлечения;
- интеллектуальные;
- празднично-карнавальные;
- театрально-постановочные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:
Традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящимся к обучающим и досуговым).