Это довольно старый и известный метод для креативного подхода к решению задач. Его разработал Эдвард де Боно и описал ещё в 1985 году

Наше сознание постоянно загружено различными переживаниями, сомнениями, творческими задумками, логическими выкладками, воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем. Всё это часто мешает продуктивно мыслить и принимать верные решения.

Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно позволяет выделить шесть режимов мышления, при переключении которых человек фокусирует своё внимание на конкретном вопросе и может рассмотреть проблему с определённой стороны.

Каждый из этих режимов де Боно метафорически соотнёс со шляпой одного из шести цветов:

1. Белая шляпа — информационная. Ищем всю информацию по интересующему вопросу, собираем факты и анализируем их. Например, если вы решили сменить работу, необходимо понять, сколько времени нужно заложить на поиск нового места, уровень зарплат на рынке, требования к соискателям и тп.

2. Красная шляпа — эмоциональная. На этом этапе нужно задействовать свои чувства и эмоции, заняться визуализированием. Например, прописать все свои ощущения, которые мы хотим испытывать от новой работы.

3. Чёрная шляпа — критическое суждение. Тут всё проще некуда, включаем внутреннего критика и выявляем все минусы, опасения и негативные последствия, которые могут случиться. Например, на новой работе может оказаться больше обязанностей или поиск места слишком затянется.

4. Жёлтая шляпа — позитивная. Этап, противоположный применению чёрной шляпы. Здесь мы отмечаем все возможные плюсы и положительные моменты при решении этого вопроса. Например, на новой работе мы можем быстро вырасти по карьерной лестнице или получать больше оклад.

5. Зелёная шляпа — креативная. Включаем воображение и ищем всевозможные пути для достижения поставленной цели. Например, для того, чтобы найти новую работу, необходимо заполнить резюме, разместить его на специальных порталах, разослать его по интересующим вакансиям, сообщить друзьям и родственникам о своём поиске, написать об этом в соцсетях и тд.

6. Синяя шляпа — организационная. Систематизируем всё, что получили от применения предыдущих шляп, принимаем решение, вырабатываем стратегию и начинаем действовать!

Небольшой, но важный нюанс! Каждой шляпой необходимо пользоваться в течение определённого, чётко ограниченного отрезка времени. Так результат от применения всех шести режимов мышления будет наиболее эффективным.

С помощью метода 6 шляп можно легко научиться смотреть на задачу с разных сторон и выбрать самое оптимальное и взвешенное решение. Очень креативный и весёлый способ!

Поиск решений с помощью метода 6 шляп выглядит примерно так:

  1. Процесс начинается с белой шляпы. Участники собирают цифры и проверенные факты, касающиеся обсуждаемой темы.
  2. Следом идет черная шляпа. Здесь ту же информацию обсуждают в негативном ключе, цель – найти недостатки.
  3. Теперь желтая шляпа. Это определение положительных сторон.
  4. Зеленую шляпу надевают только тогда, когда проблема рассмотрена со всех сторон, собрано максимально возможное количество данных. На этом этапе важно усилить позитивные свойства и ослабить негативные.
  5. Красная шляпа, как сказано выше, предназначена для разрядки. Не стоит часто ее использовать.
  6. Последний этап — использование синей шляпы. Руководитель подводит итоги.

Выдвинутые идеи и найденные решения можно дополнительно рассмотреть с помощью желтой и черной шляпы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: