Воронежское художественное училище (техникум)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)



 Методическое пособие по теме
«Валяние игрушки из шерсти»
3 класс ДХШ
Количество часов: 18
Предмет «Декоративно-прикладное искусство»


                                                              Выполнила:
                                                                         Студентка 4 курса
                                                                    Группы 4 ДПИ
                                                               Нилова.О.А

 

ВОРОНЕЖ 2020


Вид занятий: Декоративно-прикладное искусство.
Тема методического пособия: «Валяние игрушки из шерсти».
Количество часов по учебному плану: 18 часов.
Цель: Создание игрушки из шерсти в технике сухого валяния.

Задачи:
1. Образовательные: изучение основ техники сухого валяния, повторение изученного на предыдущих уроках материала.
2. Развивающие: продолжить развивать навыки стилизации объектов окружающего мира в декоративной манере, а также способствовать развитию фантазии учеников.
3.Воспитательные: продолжить воспитывать навыки аккуратности, усидчивости, а также концентрации внимания на уроке.
                                             
                                              Оборудование:
Для ученика: чернографитные карандаши НВ, В; резинка; проволока медная или алюминиевая; шерсть для валяния; эскизы будущей игрушки из шерсти; ножницы; гуашь; резервуар для воды; губка; иголки для валяния(зубчатая, звездчатая).
Для учителя: готовое изделие, методическая разработка, план-конспект урока, карандаш НВ, запасные иглы для учеников.

                                                Литература:
1. Голубева О. Л. Основы композиции. Учебник.3-е издание. – М.: В. Шевчук, 2008. – 142 с.

2. Кукуева Г. Т. Основы Валяния. – М.: 1935.

3. Литвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: 2005. – 144 с.

4. Шорохов Е. В. Композиция. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 314 с.

Электронный ресурс удаленного доступа:

1. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.baget1.ru/applied-arts/stylization-applied-arts.php

2. Стилизация [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studref.com/571990/kulturologiya/stilizatsiya

3. Перова А.В. Приемы валяния изделий из шерсти [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sibac.info/studconf/science/xliv/105562

4. Методическая разработка «Волшебная шерсть» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-12567

 


1. Демонстрационный лист №1. «История Валяния».

На первом демонстрационном листе представлены иллюстрации, дополняющие рассказ об истории развития применения такого материала, как шерсть, в жизни человека. Четвертый, а может быть, и пятый век до нашей эры Алтайская степь, пещеры Горного Алтая. Именно в них археологи наших дней обнаружили памятники Пазырыкской культуры, среди богатств были найдены предметы конного убранства, одежда и, даже, мягкая утварь необходимая для поддержания ежедневного быта Пазырыкских кочевников. Сегодняшний день обладает великим и широким выбором- люди выбирают вещи, технику, новшества, удобства. Наш выбор зависит от различных причин и целесообразности приобретения той или иной вещи. У людей, живших, в такие далекие от сегодняшнего дня времена, выбора, как такого не было.
Но, был Войлок.
Большие по численности народы и племена, которые придерживались кочевого образа жизни, обычно перемещались по земле вместе со своим скотом. Кочевники, занимались скотоводством ежедневно, ведь от него зависела защищенность племени. Если охота или рыбалка сложились неудачно, наступал вынужденный голод, при этом скот давал время и спасал кочевникам жизни.
Но, помимо вышесказанного, именно он и составлял её основу.
Бурдюки, сёдла, покрывала, одежда, обувь и даже жилища кочевников были сделаны из войлока, шерсти их овец. Обряды, жертвоприношения, игрушки для маленьких по возрасту представителей племени, основой всех этих предметов являлся Войлок. С приходом одомашнивания овцы или козы древние люди открыли для себя новые возможности, основу которых положило валяние.
В те далёкие от сегодняшнего дня времена человек не мог найти в своём скарбе иглы для Фелтинга, не имел возможности выбрать определённый цвет шерсти, который бы подходил к его, так или иначе, творческому замыслу.
Нет, у представителей Древнего мира были лишь овцы, оттенки шерсти которых далеки от цветов радуги. И помимо одомашненных животных, у человека всегда была вода.
 Поэтому, именно мокрый способ валяния изделий опередил сухое валяние, первым раскрыв человеку потенциал и жизненную необходимость освоения такого материала, как шерсть. В вышесказанном, присутствуют факты, подтвержденные представителями науки археологии. Но, не стоит забывать, что помимо памятников Пазырыкской, Сюнской и других культур, которые научились работать с шерстью декоративно, то есть применяя красители и создавая в войлоке рисунки, существуют и более ранние находки войлока. Ещё до предметов обихода и одежды, первобытные люди использовали свалявшуюся шерсть животных, укладываю в неё своих детей, утепляя своё скромное жилище. Такие находки археологов не несут декоративной ценности, однако ещё более ярко выделяют шерсть среди прочих материалов. Без шерсти, свалянной или шерсти на шкуре животного, добытого на охоте, первобытный человек, человек живущий до нашей эры не мог существовать. А если и мог, то довольно не долгое время, например до наступления холодов.
Итак, важность валяния была понята ещё задолго до понимания важности оседлости среди предков современного человечества. Однако декоративную основу первобытного фелтинга реализовывали две традиции, вышеупомянутая Пазырыкская и Иранская. Отличия работ выполненных и, по сей день выполняемых, в Иранской традиции от Пазырыкской состоит в том, что Туркмены использовали рулонный способ вваливания узоров в войлок. А также, работы приверженцев Иранской традиции выделяются постоянной триадой цветов: красного, белого и черного. Особенности и тонкости работы с войлоком были подарены кочевыми народами славянским, которые предпочитали осёдлый образ жизни. Те, с древних времён, изготавливали полувойлоки. Классический пример такого тканного, но затем подваленного материала сукно. Настоящий же войлок пришел к славянским народам во времена татаро-монгольского ига, заложив основу иллюстративному образу русского человека в валенках.
В европейской культуре, люди ещё с античных времён использовали специальные валики, прокатывая между ними шерсть, для изготовления изделий.
Революция промышленности принесла миру фетр, а вскоре открыла иглопробивной способ сваливания волокна. Благодаря нему, люди начали создавать искусственные войлоки.

 


2.Демонстрационный лист №2. «Виды валяния».

Существуют два самых распространенных типа валяния, валяние сухим способом и мокрым. Валять по- сухому, значит использовать иглы разной формы и толщины, валять по- мокрому, значит использовать воду, мыльный раствор и специальные коврики из полимерных материалов. Главное отличие мокрого способа валяния, это использование воды.
На демонстрационном листе представлены иллюстрации процесса двух внутри двух типов валяния, которые дополнят рассказ об отличиях мокрого и сухого способа друг от друга.

 


3. Демонстрационный лист №3. «Стандартный набор для валяния в сухой технике».

Иллюстрации представленные на данном листе показывают инструменты, необходимые для сухого валяния. Данный набор включает в себя как обязательные инструменты в виде игл, так и дополнительные без которых можно обойтись, например держатель для игл.
Виды игл для валяния различаются по форме наконечника и по толщине. По толщине различают толстые, средние и тонкие иглы. Первые из них используют в начале формирования изделия, вторые на протяжении всего процесса работы, трети в конце работы для детальной обработки и аккуратности изделия. По форме наконечника иглы делятся на звёздчатые, треугольные, обратные, крончатые. Треугольные используются чаще всего, обратные треугольные в конце работы над изделием, звездчатые можно использовать как треугольные, они ускоряют процесс создания изделия.
Инструмент, используемый для изготовления плоских элементов (например, листиков). Подложки для валяния во многом похожи по внешнему виду на коврики или на мочалки. Коврики для валяния из вспененного полиэтилена более практичны и удобны в использовании. Без этого инструмента можно обойтись, заменив его обыкновенной губкой, более дешёвой и менее удобной в работе.
Заметно ускорят процесс валяния держатели для игл, они бывают со сменными головками, бывают с литыми.Процесс обваливания шерсти с держателем в руке идёт быстрее и приятнее для художника. Пуходёрка неизменно нужный инструмент для мастера, ведь расчесав шерсть с волокнами легче работать. А если изделие не получилось, с помощью пуходёрки его можно превратить в комок шерсти, который также легко пустить в новую творческую работу.
Клей и проволока необходимы валяльщику, если его изделие предполагает каркас. Мулине, глина, краска, лак, глазки-кнопки, фетр возможно будут необходимы для декора персонажа, но необязательны – всё зависит от задумки.

 

4.Демонстрационный лист №4. «Дополнительные техники работы с шерстью».
Для иллюстрирования данного листа я использовала объемный метод.Который по моему мнения наиболее наглядно покажет ученикам, особенности той или иной техники работы с шерстью.
В верхней части листа можно увидеть и потрогать для сравнения разные виды шерсти. А именно, шерсть мериноса- нежная и мягкая, но менее остальных поддающаяся к манипуляции иглой шерсть. Кардачос- шерсть лояльная к манипуляциям иглой, тоесть легко поддающаяся процессу валяния. И неочищенная шерсть, такой материал, можно использовать для подкладки к изделию, формируя им форму, а после сформирования наваливать более дорогую шерсть, например мериноса или кардачос.
Ниже представлены основные техники, работы с шерстью в сухом способе валяния.Например, вваливание шерсти в паралон, экономит шерсть валяльщика, что особенно ценно в работе с большими и объемными изделиями. Приваливание шерсти к фетру может понадобиться для создания текстурных фрагментов изделия, одежды к игрушке- персонажу.
Приваливание более нежной шерсти, такой как меринос, к кардачосу, возможно пригодится если по задумке персонаж, обладает нежной текстурой. Последняя иллюстрация раскрывает процесс наваливания шерсти на проволоку с помощью клея, она понадобится для работы с каркасными изделиями. Для основных техник в работе с шерстью сухим методом необходимы только иглы, губка и шерсть, поэтому в иллюстрациях присутствую рисунки губки и игл для напоминания.

 


5. Демонстрационный лист №5.«Аналоги к изделию».

На данном листе представлены фотографии моих собственных изделий. Все они выполнены на каркасе, что аналогично предполагаемой игрушке. Для каждой из представленной игрушек я использовала два типа шерсти –кардачос и меринос. Некоторые из игрушек выполнены с применением глины.

 

6. Демонстрационный лист №6. «Поиски персонажа в эскизах».

Повествуя о том, как важен эскиз перед началом любой творческой работы с шерстью, и не только, считаю важным показать ученикам поиски персонажа. На данном листе представлены семь возможных будущих игрушек. Все из эскизов выполнены в цвете, удачный из них подписан.

 


7. Седьмой демонстрационный лист. «Материалы необходимые для изделия».

Остановив свой выбор на определенном эскизе Мыши, стало необходимым подобрать и купить для её создания определенный набор материалов. Именно он и проиллюстрирован на седьмом демонстрационном листе.
В нём присутствуют основные материалы и инструменты- иглы для валяния, губка, паралон, шерсть в восьми цветах, каркас, фетр, клей. Также присутствуют материалы для декора- колокольчики, глазки пуговки, мулине нитки, пуговицы для пальто.

 

8. Демонстрационный лист №8. «Этапы создания игрушки».
Иллюстрации процесса валяния игрушки, я считаю более понятными чем фотографии. Кроме того, при вопросах учеников можно указать на лист 4 «Дополнительные техники работы с шерстью» более подробно давая ответ.
На восьмом листе указан процесс валяния тела игрушки от каркаса-проволоки до полностью сформированного тела.
Первым делом, на свернутую проволоку мы наливаем клей, затем обматываем проволоку шерстью. После периода высыхания, начинается манипуляция иглой, начинаем валять тело с объемов ног и до верха туловища, постепенно подбиваем к сформировавшимся объемам новые пучки шерсти.Валяние головы, происходит отдельно от туловища, а потом она приваливается к нему. Это необходимо исключительно из удобства, но можно валять голову, непосредственно, на туловище. Голова насаживается на крючок каркаса, приваливается шерсть, формируя шею персонажа.
Итак, тело персонажа готово, игрушка может двигаться и садиться.

 


9. Демонстрационный лист №9. «Продолжение работы над изделием в этапах».

Данный лист раскрывает в своих иллюстрациях тему декорирования игрушки через процесс создания одежды, а также работы над деталями туловища.
Например, приваливание шерсти к лапкам- образование подушечек на них,работа с деталями головы включает в себя формирование бровей, носа. Для глаз я использовала в работе глазки-кнопки для игрушек.
Затем на листе представлены иллюстрации создания сумки- на поролон наваливалась шерсть и пришивались нитки мулине. Также есть иллюстрации шитья одежды для персонажа, как указано в иллюстрациях, одежда шилась на туловище героя, что облегчало процесс её создания. Для одежды использовался фетр, при создании пальто Мыши на него приваливалась шерсть. Для создания кепки и ботинок для мыши не было использовано никаких дополнительных техник, данные детали образа валялись на губке.

 


 


 
10.Демонстрационный лист №10. «Готовое изделие»


На десятом демонстрационном листе представлена фотография готового изделия – игрушки на каркасе в одежде из фетра.

 



































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: