ТЕМА 7. Правовые основы международного туризма
Вопросы:
1. Международно-правовое регулирование туристской деятельности: классификация нормативных правовых актов
2. Понятие, содержание и особенности туристских формальностей
3. Правовой статус международных организаций в сфере туризма
Международно-правовое регулирование туристской деятельности: классификация нормативных правовых актов
Совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области туризма и международных путешествий в целях удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей человека, составляет институт международном туристского права.1
Нормы, входящие в данный институт, обеспечивают более эффективное сотрудничество государств в сфере туризма и укрепляют взаимную заинтересованность в их развитии участников туристского обмена, В связи с этим многие нормы международного права в сфере туризма приняты на специально созываемых международных конференциях п совещаниях по туризму. Наиболее значимые из них были следующие: 1954г. В Нью-Йорке состоялась конференция ООН, принявшая конвенцию о таможенных льготах для туристов (в 1959г. к данной конвенции присоединилась и Россия);
|
|
1963г. Конференция ООН в Риме приняла «Общую резолюцию по развитию туризма». Данная резолюция способствовала упрощению установленных правительствами формальностей в отношении международного туризма;
1967г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации некоторых правил по перевозке морем пассажиров и багажа;
1969г. В Софии прошла Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании межправительственной организации по туризму (впоследствии ВТО);
1980г. На Филлипинах прошла Всемирная конференция по туризму. Результатом работы стала «Манильская декларация по мировому туризму»;
1982г. В Мексике состоялось Всемирное совещание по туризму при ВТО, в ходе которого был утвержден «Документ Акапулько»-, закрепивший концепцию дальнейшего сотрудничества в области международного туризма и наметивший основные направления межгосударственного сотрудничества в данной сфере;
1985г. На VI сессии Генеральной Ассамблеи ВТО в Софии одобрена «Хартия туризма», составной частью которой стал «Кодекс туриста». Этот документ закрепил основные задачи, стоящие перед государствами в сфере туризма, а также основные права и обязанности туристов, соблюдение которых должно способствовать взаимопониманию между народами;
1989г. На международной конференции по туризму, которая проводилась ВТО и Межпарламентским союзом в Гааге была принята «Гаагская декларация по туризму», в которой заявлено место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов;
|
|
Рассмотрим, к примеру, основные положения некоторых наиболее значимых вышеперечисленных нормативных документов.
Манильская декларация по мировому туризму (1980г.) оценила «туризм как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов в силу непосредственного полдействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений». В Декларации подчеркивалось, что туризм выступает в качестве положительного и постоянного фактора, содействующего взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между всеми народами мира».
Понятие, содержание и особенности туристских формальностей
Туристские формальности - это правила, условия и действия, необходимые: точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые при организации, оформлении и совершении турпоездки. Туристские формальности можно условно разделить на два основных блока:
- относящиеся к самому туристу (получение заграничного паспорта, соблюдение порядка прохождения пограничного контроля и таможенного досмотра, оформление необходимых прививок и т.д.);
- относящиеся к деятельности турфирмы (получение лицензии на туристскую деятельность, сертифицирование этой деятельности, соблюдение требований по существенным условиям договоров и т.д.).
В контексте данного параграфа нас интересует первый блок формальностей. Правовую базу, регламентирующую эти туристские формальности, составляют две группы нормативных правовых актов.
В соответствии с документом №А/7/13 седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО в разделе «Безопасность и защита туристов и туристских объектов» профилактика заразных болезней должна включать в себя:
> образование туристов (например, в случаях со СПИДом);
> вакцинацию (например, против «желтой лихорадки»);
> профилактическое лечение (например, в случае с малярией).
Контроль за соблюдением санитарных формальностей возлагается на специальные санитарные службы в пограничных пунктах, используемых для обеспечения из страны и въезда в страну. Контроль включает в себя:
> проверку у туристов международного сертификата о вакцинации; проведение вакцинации (в случае необходимости) на месте;
> временную изоляцию в карантине, когда есть вероятность переноса инфекционного заболевания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 марта 2003г. №12 введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03».
Таможенные и валютные формальности.
Они включают в себя проверку соблюдения правил и процедур, связанных с перемещением за границу вещей, товаров и валютных средств.
Порядок ввоза и вывоза вещей, товаров и валюты регулируется рядом нормативных правовых актов.
Правовой статус международных организаций в сфере туризма
Одной из эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций. Условно их можно разделить на два вида:
> всемирные организации;
> региональные организации.
К всемирным организациям относятся Организация Объединенных наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).
ООН была создана в 1945г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами-участницами Сан-Франциской конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий. Одной из эффективных форм такой координационной деятельности является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма. Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по:
|
|
> упрощению туристских формальностей;
> правовому регулированию положения иностранных туристов;
> обеспечению безопасности туристов и их имущества;
> техническому сотрудничеству в области международного туризма, а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.
ВТО создана 2 января 1975г, в результате преобразования Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО), учрежденного на Первом международном конгрессе официальных ассоциаций, занимающихся перевозкой туристов в 1925г. С 7 ноября 2003г. ВТО преобразована в специализированное учреждение ООН.
Всемирная туристская организация является международной организацией межправительственного характера, созданной с целью содействия развитию туризма. Цели, задачи и организационное строение закреплено в Уставе. Устав ВТО является межгосударственным договором, принятым в Мехико 27 сентября 1970г.13 и ратифицированным 51 государством, которые являлись членами МСОТО.
Рабочими органами ВТО являются:
> Генеральная Ассамблея;
> Исполнительный Совет;
> Секретариат.
Генеральная Ассамблея является высшим органом ВТО и может разрабатывать рекомендации по любому вопросу в пределах компетенции Организации. Сегодня ВТО представляет интересы 139 стран, 7 территорий и около 350 аффилированных членов.
Россия принята в состав Исполнительного Совета ВТО в 2001г. (Совет включает 28 членов).
Важными направлениями деятельности ВТО являются:
- упрощение туристского обмена и формальностей;
- определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в т.ч. при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствии и др.):
|
|
- помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме. ВТО является единственной межправительственной организацией, открытой для оперативного туристскою сектора (частных турфирм).
ВТО в 1992г. в Рио-де-Жанейро принял Программу действий XXI века, к которой присоединились 182 государства. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму, которые занимают ведущее место в разработке национальных долгосрочных программ в туризме. Рядом стран уже приняты такие программы (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.).
К региональным международным организациям относятся объединения и союзы, координирующие деятельность национальных туристских администраций в рамках отдельных регионов. Среди них можно назвать:
- Ассоциацию по туризму стран-членов АСЕАН и Туристическую ассоциацию стран Азии и Тихого океана (Азиатско-Тихоокеанский регион);
- Организацию по развитию туризма в Африке (Африканский регион);
- Туристскую ассоциацию «Общего рынка» (Европейский регион);
- Европейскую сеть путешествий (ETN - European Travel Network) - всемирный консорциум 250 независимых туристских агентств;
- Транснациональные ассоциации и союзы (Испано-Лусо-Американо-Филиппинская ассамблея но туризму, Транснациональная гостиничная корпорация);
- Всемирный совет по туризму и путешествиям - организацию, включающую более 60 компаний в области авиации, судоходства, международных гостиничных объединений европейских стран;
- другие организации.
23 декабря 1993г. было заключено Соглашение в области туризма стран СНГ. Им предусматриваются следующие направления укрепления сотрудничества в рамках СНГ: содействие деловым связям в области туризма, упрощение пограничных и таможенных формальностей, обменов в туризме, помощь в подготовке персонала, содействие в координации сотрудничества в рамках международных организаций, включая ВТО.
В сентябре 1994г. в соответствии с решением глав правительств СНГ образован Совет по туризму стран СНГ для реализации обязательств государств по Соглашению о туризме от 23 декабря 1993г.
Активную региональную роль играет и Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ. В своем постановлении «О рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994г. она сформулировала основы правового механизма и основные принципы в области туризма.
Таким образом, международное сотрудничество в сфере туризма сегодня регламентируется сложной, развивающейся совокупностью нормативных правовых актов, активную роль в разработке и контроле исполнения которых играют как международные организации, так и национальные администрации