ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра инженерной и компьютационной педагогики
РЕФЕРАТ
Тема: «Особенности организации охраны труда в образовательной отрасли»
Студента группы 207601 ИС - А
Шашкова О. В.
Проверил доцент кафедры ИКП
Святенко А.А
Донецк, 2020
План
Введение...................................................................................................................3
1. Элементы системы охраны труда …………………………………………4
2. Задачи и функции системы организации охраны труда в образовательном учреждении …………………………………………………………………..4
|
|
Выводы…………………………………………………………………………….....7
Список использованной литературы……………………………………………...9
Введение
Думаю, каждый знает, что охраной труда называется социально значимая деятельность по обеспечению безопасности профессиональной деятельности наемных работников
В широком понимании охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда в учреждениях образования подразумевает ответственность за жизнь работающих и учащихся во время образовательного процесса. Охрана труда в образовательном учреждении так же, как и в учреждениях другого профиля, включает правовые, организационно-технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, указанные в документе «Охрана труда в образовательном учреждении». Этот документ регламентирует трудовой распорядок и внутреннюю организацию труда.
Отличительная особенность охраны труда в образовательных учреждениях – создание попечительского совета. Узкое понимание охраны труда подразумевает разработку и проведение комплекса мероприятий по отдельным направлениям. Отдельные направления сами по себе не обеспечивают безопасных и здоровых условий труда, это возможно только при наличии всех компонентов охраны труда в широком смысле слова.
Каждое образовательное учреждение должно иметь собственный устав с обязательным разделом по охране труда, составленным специально для данной организации. Выполнение данного свода правил является обязательным для всех.
|
|
Руководитель организации соответствующим приказом устанавливает функции каждого из сотрудников, причем все обязанности должны быть согласованы с правилами по технике безопасности для данного объекта.
Если в учреждении работает более 50 человек, то для обеспечения безопасного образовательного процесса создается специальная служба охраны труда, в состав которой входят и. о. специалиста по охране труда, заместитель директора по безопасности, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, лицо, отвечающее за электробезопасность.
Элементы системы охраны труда
- Профилактика (предотвращение);
- Постоянная готовность к ликвидации появления опасности и минимизации ее последствий;
- Компенсация.
2. Задачи и функции системы организации охраны труда
Для создания служб охраны труда в учреждениях образования не предусмотрено ее финансирование, должности специалистов не предусмотрены в штатных расписаниях учебных заведений с количеством работников менее 50 человек.
Создание в учебных заведениях службы охраны труда в настоящее время достаточно сложно. Функции специалистов службы могут выполнять работники с педагогическим, политехническим образованием, однако их заработная плата в этом случае будет ниже, чем зарплата педагогических работников.
В связи с этим одной из главных задач, охраны труда, в соответствии с требованиями государственной политики, является повышение уровня всей профилактической работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Особое внимание следует уделить обучению сотрудников трудового коллектива вопросам безопасности труда и пропаганде охраны труда.
В организации системы охраны труда в учреждениях образования можно выделить следующие задачи:
- обеспечение безопасности зданий и сооружений;
- обеспечение безопасности образовательных процессов;
- профессиональный отбор работников по специальностям;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- санитарно-бытовое обслуживание работников;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
- широкое внедрение положительного опыта в сфере охраны труда.
Основные функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях:
- организация и координация работ по охране труда;
- учет и оценка показателей состояния охраны труда;
- планирование работ по охране труда;
- контроль состояния охраны труда и функционирования СУОТ;
- стимулирование за работу по охране труда.
Организуя работу по охране труда в учреждении образования, нужно учесть, что безопасность нужно обеспечивать не только трудящимся, но и учащимся. Необходимо отметить, что в Уставе учреждения образования должен быть расписан раздел по охране труда и технике безопасности. В нем описывается организация системы охраны труда: полномочия и обязанности руководителя учреждения; основные направления в работе по охране труда.
Перед началом каждого учебного года издается приказ директора образовательного учреждения о назначении ответственных за охрану труда и ТБ и формируется комиссия по контролю за охраной труда.
Работа комиссии по охране труда основывается на Положении о комиссии. Положение утверждают один раз и вносят в него изменения по мере необходимости.
В системе организации охраны труда участвуют исполняющий обязанности специалиста по охране труда, все педагоги, административный и технический персонал. Их функциональные обязанности устанавливаются приказом руководителя учреждения образования и Правилами техники безопасности.
|
|
Под охраной труда в отрасли образования понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия. В учреждениях образования воспитанник, ученик, студент готовится к полноценной жизни в условиях существующего в России уровня безопасности. А значит, его необходимо научить предотвращать несчастные случаи через формирование активной социальной позиции в отношении собственной безопасности и безопасности окружающих, развить практические навыки по самозащите в условиях растущей психологической нагрузки, обеспечить нормальный и здоровый образ жизни в условиях нашей суровой действительности.
Основой управления охраной труда является законодательство о труде и охране труда. Нормативно-правовая база включает в себя целый ряд законов, инструкций, нормативных документов.
Основными задачами в области охраны труда является создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию правил охраны труда, ведение обязательной специализированной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.
Выводы
Заключение
Итак, опираясь на имеющиеся знания по охране труда и на те особенности, которые имеет система охраны труда в школе, можно сделать вывод о том, что обеспечение охраны труда в широком понимании, установленном в законодательном порядке, возлагается на администрацию образовательного учреждения. Администрация также обязана проводить инструктаж работников по технике безопасности и прочим правилам охраны труда.
|
|
Инструктаж работников подразделяется на первичный, вводный, целевой, повторный, внеплановый. Со всеми работниками при приемке на работу проводится вводный инструктаж.
Внеплановое инструктирование производится при замене оборудования, изменении правил техники безопасности и т.п. Внеплановый инструктаж проводится, если в акт о несчастном случае содержит пункт о необходимости проведения инструктажа по охране труда.
Целевой инструктаж проводится разово при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и т.д. К целевому инструктажу относят также инструктаж для проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, общественно полезного труда и др. Руководитель учреждения назначает ответственных лиц и проводит инструктаж, с записью в журнале. Лица, назначенные ответственными за проведение мероприятия, проводят инструктаж для всех участников мероприятия. Следует заметить, что ряд внеклассных и внешкольных мероприятий предполагает наличие у учащихся медицинской справки о состоянии здоровья.
Инструктаж и обучение технике безопасности обязательны для учеников при изучении курсов химии, физики и др., в этом случае инструктаж также подразделяется на первичный, повторный, внеплановый.
Но, по большому счёту, охрана труда несовершеннолетних в образовательных учреждениях также предполагает комплекс мер, во многом сходный с мерами охраны труда взрослых, работающих в учреждении.
Список литературы
1. Беляков, Г.И. Охрана труда и техника безопасности: Учебник для СПО / Г.И. Беляков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 404 c.
2. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 572 c.
3. Графкина, М.В. Охрана труда: Учебник / М.В. Графкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
4. Груманова, Л.В. Охрана труда и техника безопасности в сфере компьютерных технологий. Учебник для СПО / Л.В. Груманова. - М.: Academia, 2018. - 448 c.
5. Ефремова, О.С. Охрана труда от "А" до "Я" / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2016. - 504 c.
6. Ефремова, О.С. Охрана труда от "А" до "Я" / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 712 c.
7. Коробко, В.И. Охрана труда: Учебное пособие / В.И. Коробко. - М.: Юнити, 2015. - 256 c.
8. Попова, Т.В. Охрана труда: учебное пособие / Т.В. Попова. - РнД: Феникс, 2018. - 318 c.
9. Попова, Т.В. Охрана труда: Учебное пособие / Т.В. Попова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 216 c.