Сказки старого пианино

Смысловое чтение на уроках музыки

Дегтярева Светлана Федоровна,

Учитель музыки МБОУ «СОШ № 7»,

Руководитель ГМФ учителей музыки

 

Смысл жизни. Смысл моей деятельности. Смысл творчества современного художника, художественного фильма, музыкального произведения, фотографии и т.д.

Почему мы, педагоги – музыканты, должны заняться смысловым чтением?

1) В России создана «Национальная программа поддержки и развития в России ФГОС» (срок реализации 2007 – 2020 годы). В новых образовательных стандартах в числе познавательных УУД обозначено «Смысловое чтение». О его значимости для достижения требуемых результатов говорит уже тот факт, что и в начальной, и в основной школе должны быть разработаны специальные междисциплинарные программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

2) Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

 

Что же понимается под смысловым чтением?

 

В повседневной педагогической практике часто используется выражение чтение с пониманием. В данный момент каждый из нас находится на разных этапах понимания и освоения того, что такое смысловое чтение.

Кому-то нужны курсы «Школа метапредметности» («Смысловое чтение»), у кого – то уже есть результаты и наработки, а кто-то из педагогов уже может стать руководителями этих курсов.

В зависимости от этого каждый учитель нашего города займет свою нишу в теме «Смысловое чтение».

Мы можем работать как самостоятельно, так и в своих общеобразовательных учреждениях, а также возможно формирование группы (от трёх человек) внутри ГМФ. В рамках нашего методического формирования возможна работа над такими темами как:

«Музыкальный язык как средство нахождения смыслов в музыкальном произведении»

«Смысл современной музыки»

«Как музыка помогала раскрывать смысл современных мультфильмов»

«Поиск смыслов в рок-музыке»

«Какие новые функции появились у музыки в наше время»

«Как музыка действует на подсознание тех, кто участвует в политических волнениях»

 

Смысловое чтение на уроках музыки.

 

Очень часто мы на уроках используем работу с литературным текстом. Это помогает развивать такие умения как:

находить нужную информацию в тексте, в том числе в тексте учебника,

максимально точно её понять (это есть навыки самостоятельного чтения)

анализировать содержание текста

интерпретировать содержание текста

видеть информацию за строками прочитанного

умение составить план данного текста

уметь оценить информацию и формировать суждение о тексте

 

Техническая сторона чтения:

- темы

- способы

-правильность

-выразительность

 

Смысловая сторона чтения: понимание содержания и смысл читаемого.

 

 В связи с особенностями урока музыки – смысловое чтение – понимание смыслов музыкальных образов, умение «читать» их, словно книгу.

Учитель может формировать умение сравнивать текст и музыку, предвосхищать особенности музыкального произведения после чтения текста описательного характера.

 Существует подборка приемов, которые направлены на формирование умений смыслового чтения.

Пример одного из приемов:

Сравнить текст А. Толстого и найти в нем музыку: как свистела иволга медовым голосом, как заливались разными голосам скворцы и т.д.

Вопросы: 1) Как вы считаете, какой может быть музыка, передающая приход весны?

         2) Какие инструменты могут передавать звуки весны?

 

Еще один пример: работа с четверостишием Аполлона Майкова к пьесе П.И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка»

Вопрос: Почему П.И. Чайковский выбрал именно эти четверостишия в качестве эпиграфа? А также: Что общего у рассказа А. Толстого «Март. Песня жаворонка» и пьесы «Песня жаворонка»?

 

Итог: литературу и музыку роднит то, что эти виды искусства рассказывают о чувствах человека. Литература – словом. Музыка – звуком.

Работа с литературными и музыкальными текстами обогащает духовный мир ребенка и помогает понять музыкальное произведение и повысить интерес и мотивацию к изучению предмета Искусство «Музыка»

 

В подготовке к сообщению по теме «Смысловое чтение» обращалась к опыту работы:

«Методическая разработка «Дидактические материалы по формированию навыков смыслового чтения к урокам музыки в 5 классе». Учитель музыки Кузина Т.Е.»

А также к опыту работы нашей коллеги – Горбуновой Г.И. - учителя музыки общеобразовательнойшколы,которая в своей деятельности отталкивается от междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения. Работа с текстом». 2017г.

 

Предлагаю материал по теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках музыки (мультипликационные фильмы из серии «Сказки старого пианино»)»

 

И. С. Бах

«Сказки старого пианино»

Прочитайте вопросы задания и текст. Посмотрите фильм. Выполните задания.

Текст к заданию:

Творческое наследие композитора, которому посвящен фильм, насчитывает более 1000 музыкальных сочинений разных жанров для разных инструментов. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к «серьезному» искусству. Он был представителем одной из самых «музыкальных» семей в истории: всего в его роду насчитывается более 50 музыкантов и композиторов. Долгие годы их фамилия была синонимом слова музыкант, а в дословном переводе она означает «ручей».

1.Напишите: полное имя композитора, которому посвящен этот фильм: _____________________________________________________________________________

2.Какую национальную культуру представляет композитор:

_____________________________________________________________________________

3.Век, с которым связано его творчество:

_____________________________________________________________________________

4. «В запретном шкафу лежали ноты чудесной музыки». Свяжите эту фразу с эпизодом из жизни юного композитора. Опишите этот эпизод.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую черту характера проявил композитор в данном эпизоде?

_____________________________________________________________________________

6. Этот музыкальный инструмент стал новой мечтой и любовью композитора. Его хотелось постичь и разгадать. Назовите инструмент, оказавший влияние на его творчество:

_____________________________________________________________________________

7. Опишите этот инструмент образно:

_____________________________________________________________________________

 

8. Голоса каких еще музыкальных инструментов (2х-3х) звучат за кадром фильма:

9.«Музыка живет везде. Как будто одна мелодия в этом мире, и каждый ведет в ней свою тему».

Позднее он назвал это:

_____________________________________________________________________________

10.Какой зрительный образ в фильме соотносится с символом раннего христианства? Как этот символ связан с жизнью и творчеством композитора?

_____________________________________________________________________________

11. Какое определение, выраженное прилагательным, используют авторы фильма для создания образа композитора, являющегося учителем для всех последующих за ним его учеников?

Людвиг Ван Бетховен

«Сказки старого пианино»

1.Обьясните кратко, какова роль кота в мультфильме?

__________________________________________________________________

2.Какую национальную культуру представляет композитор:

__________________________________________________________________

3.Назовите век, с которым связано его творчество:

__________________________________________________________________

4.Назовите фамилию другого великого композитора, современником Бетховена, который сказал: «Вы еще услышите о нем!»:

__________________________________________________________________

5. Культурным и музыкальным центром Европы в ту пору была ……………. Композитор страстно хотел учиться в этом городе, а также встретить там «царя музыки» - ……………………………………. Два великих композитора встретились.

 

6.За свою жизнь композитор написал множество произведений. Среди них – 32 сонаты для фортепиано. Одна из них посвящена Джульетте Гвиччарди. Именно она стала любимой для композитора. Назовите её: __________________________________________________________________

7. Назовите еще 3-4 произведения композитора, которые прозвучали в фильме:

__________________________________________________________________

8. Жизненным девизом композитора были такие слова: «Через страдания – к…»:

__________________________________________________________________

И кот с этим согласен.

М.И. Глинка

Сказки старого пианино

1.Назовите полное имя композитора, творчеству которого посвящен фильм:

________________________________________________________________

2. Какую национальную культуру представляет композитор?

__________________________________________________________________

3. Время и место рождения композитора:

__________________________________________________________________

5.Звучание какого инструмента особенно наполняло душу композитора в детстве?    

__________________________________________________________________

6. Кто обучал композитора «уму-разуму» - предмету многосложному?

__________________________________________________________________

7. «Северная» столица. Так называли во времена композитора город:

__________________________________________________________________

8. На слова какого русского поэта композитор отважился написать музыку?

__________________________________________________________________

9. В каких странах Европы побывал композитор?

__________________________________________________________________

10. Назовите обе оперы композитора и запишите их по времени сочинения:

__________________________________________________________________

11. Назовите еще 2-3 произведения композитора, фрагменты которых звучали в мультфильме?

________________________________________________________________

12. Дополните слова Пушкина А.С.: «Глинка уж не Глинка, а …»:

________________________________________________________________

 

 

В.А. Моцарт

«Сказки старого пианино»

1. Назовите полное имя Моцарта.

________________________________________________________________

2.Какую национальную культуру представляет композитор?

________________________________________________________________

3.Назовите век, с которым связано его творчество?

________________________________________________________________

2. Объясните слова «виртуоз» и «вундеркинд».

_______________________________________________________________

3. В каком возрасте проявилось дарование композитора?

__________________________________________________________________

4. Опишите в нескольких словах детство композитора.

__________________________________________________________________

5. Что вы можете сказать о характере юного Моцарта? Докажите эпизодом из фильма.

__________________________________________________________________

6. Назовите фрагменты трех музыкальных произведений, которые прозвучали в фильме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Объясните почему художники-мультипликаторы отдали предпочтение краскам светлых тонов в фильме?

__________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: