Средневековая культура Европы: идеалы и ценности

Семинарское занятие №6

Исторические этапы развития культуры Запада

1. Особенности политической и культурной жизни Древней Греции

Политическая жизнь Древней Греции была связана с функционированием такой уникальной общественной формы, как античный полис (город-государство). Полис – особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан полиса. Этот суверенитет (принадлежность всей власти гражданам полиса) предполагал для каждого гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участвовать в решении государственных вопросов.
Следовательно, полис как тип социального устройства являлся реальным воплощением единства политической структуры и гражданского общества. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация. Ему также характерны:
1.Замкнутость (ограниченность численных рамок гражданского коллектива, включавшего полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан).
2.Отчужденность полиса от остального мира (город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт. Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен).
3.Ограниченность территории и немногочисленность населения (типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство).
В культурной жизни греков очень важное место занимала игра. Игры отражали состязательный элемент культуры древних греков. Панэллинские игры были общенациональными празднествами в Древней Греции. Они устраивались в честь богов, делились на 4 вида:
1) Олимпийские игры — наиболее значимые соревнования, проводившиеся один раз в четыре года в Олимпии в честь бога Зевса. Победители-олимпионики награждались венками из веток оливкового дерева.
2) Пифийские игры — проводились один раз в четыре года в Дельфах в честь бога Аполлона. Победители награждались лавровыми венками, так как лавр считался священным деревом Аполлона.
3) Истмийские игры — проводились один раз в два года вблизи Коринфа и посвящались богу Посейдону. Победителям вручали пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее и в императорское время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея.
4) Немейские игры — проводились один раз в два года близ Немеи в честь бога Зевса. Наградой для победителей служили венки из веток оливы или из сельдерея.
В Древней Греции цель воспитания и образования—гармонически развитый, свободный, прекрасный душой и телом человек. Однако в наиболее доминирующих полисах на территории Древней Греции—Афин и Спарты—способы разительно отличались.
Важное место занимала архитектура и скульптура. В Греции родилась ордерная архитектура. Из литературы эпос, поэзия, трагедия получили развитие. Философию отделили от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов. Науки, такие как медицина, математика, история, естественные науки стали развиваться в Древней Греции.
В жизни греков была важна мифология. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству.













Средневековая культура Европы: идеалы и ценности

Средневековье по времени охватывает с V по XVII век. Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем. В то же время, в культурологическом измерении позднее Средневековье – XIV-XVII вв. – это уже другой тип культуры – эпоха Возрождения и Реформации.

Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому мы сначала рассмотрим сами идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, а затем отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т. е. языческих культур. Бог в христианстве – Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог – Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе – Бог, ангелы, святые, на другом – Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Таким образом, вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета – грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старшим») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.

Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов.

В целом опираясь на христианские идеалы выстраивалась вся общественная и культурная жизнь. Более того, по образу и подобию небесной, духовной иерархии строилась и земная иерархия. Если первый вид иерархии (духовный) имеет вид мира подлинного бытия, как раз полной реализации идеалов христианства, то второй вид иерархии предстает в Средневековой картине мира в качестве зеркального отражения в земной реальности небесного бытия.

Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания.

Раннее Средневековье – это период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность», «заземленность».

С конца XIII в. ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей, безмолвной музыкой, «симфонией в камне». В отличие от суровых монолитных, внушительных романских храмов и замков, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров. Шедевры этого стиля – соборы Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский.

Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

3 . Гуманистическая культура Возрождения. Противоречивость культурного развития

Возрождение или, иначе говоря, Ренессанс - одна из наиболее трудных для понимания эпох. Не утихающие дискуссии и неисчерпаемые проблемы связаны и с содержанием самого понятия Возрождение, и с определением пространственных и временных границ этой эпохи, и с периодизацией ренессансной культуры, и с описанием важнейших особенностей культуры Возрождения. Практически все, что утверждается о Ренессансе, может вызвать полемику. Надо сказать, что и сами деятели этой эпохи, очевидно, по-разному понимали важнейшие тенденции своего времени.

Такое расхождение во взглядах на эпоху, конечно, не случайно. Многообразие взглядов связано со сложностью, противоречивостью и многомерностью культуры Возрождения. В ней сложным образом переплелись элементы предшествующей эпохи - Средневековья - и начала нового культурного этапа. Конечно, в любой культуре, в любой период ее существования есть элементы прошлого и ростки будущего, но культура возрождения дает этому соединению новое качество, ренессанская «переходность» от прошлого к будущему носит принципиальный характер, эта переходность рождает самостоятельный этап, качественно отличающийся от предыдущего и последующего. «Формула этой переходной культуры - уже не средневековая и еще не буржуазная» (Л.М. Баткин).

Огромную проблему представляет собой определение хронологических и географических границ Возрождения. Что такое Ренессанс - этап западноевропейской, а может быть, даже только итальянской культуры или это закономерная фаза в истории любого народа, как на Западе, так и на Востоке? С позиций самой широкой точки зрения оказывается достаточно трудно дать Возрождению характеристику. Можно наметить лишь самые общие черты перехода от Средневековья к новому времени, но оказывается не вполне ясно, почему этот переход следует выделять в отдельную эпоху.

В настоящий момент наиболее распространен взгляд на Возрождение как на феномен западноевропейской культуры, развивавшийся по-разному на юге и на севере Европы. Но даже при таком подходе очевидно, что Италия - не только родина Возрождения, но и та культура, где ренессансные черты проявились наиболее ярко и последовательно. Именно итальянская культура дает тот основной материал, который мы привлекаем, анализируя культуру Возрождения.

Традиционная мысль о том, что Возрождение в отличие от Средневековья было культурой светской, тоже требует уточнения. С одной стороны, действительно, мировоззрение ренессансного человека во многом опиралось на его земные устремления, представляя собой в целом особую жизнерадостную и жизнеутверждающую стихию. Действительно, Ренессанс стремился освободить человека от всяческих оков, утвердить человека как центр и основу мироздания, как самое главное и совершенное творение Бога. Но в то же самое время очень важными для Возрождения остались взаимоотношения земного и божественного миров, они переосмыслились и создали, так сказать, новую религиозность. Ренессанс стремился освободить и возвысить человека, одухотворить его природную реальность.
Наиболее достойная деятельность, по мнению гуманистов, - это занятия словесностью, то есть чтение, изучение, комментирование античных произведений и создание в соответствии с древними образцами текстов собственных. Латынь не была открытием Возрождения, в средние века латынь употреблялась ничуть не меньше, чем в эпоху Возрождения, но гуманисты изменили отношение к латыни: она перестала быть чем-то обыкновенным и деловым, ею стали любоваться, ее стали изучать, ее стали рассматривать с точки зрения разных стилей.

Гуманистические занятия вели не только к созданию особого типа философствования, но и к формированию человека нового типа, человека, который должен был воплощать собой высшую степень человеческого достоинства. В представлениях о том, каким должно быть человеку, на первый план для гуманистов выходили личные достоинства, образованность, стремление к постоянному самосовершенствованию. Эти взгляды выходили за рамки традиционной иерархической системы, ценность человека связывалась не с его сословной принадлежностью, а с его личными качествами, стремлением к самообразованию и самовоспитанию. И это еще один аспект ренессансного гуманизма.
Смысловым ядром духовной культуры Возрождения стало формирование новой картины мира - представлений о месте и роли человека в мироздании, о взаимосвязи земного и божественного миров и об отношениях человека с окружающим его миром, представлений о возможностях человека и границах его деятельности. По-новому осмысливались важнейшие нравственные проблемы - проблемы чести и долга, добродетели и справедливости, проблема пути, по которому должен идти человек.
Ценность и значимость культуры Возрождения выходит далеко за ее пределы. Это было время интенсивных поисков путей движения культуры и напряженных размышлений о человеке и окружающем его мире. Многие явления Ренессанса предвосхитили позднейшие открытия, а представления о свободе человеческого духа и творческой основе любой деятельности придали культуре Возрождения бесконечное обаяние и сделали эту эпоху неисчерпаемым источником вдохновения для других времен.

4. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII-XIX вв.)

Новое время, по принятой в современной науке периодизации истории культуры стран Европы и Америки, это историческая эпоха трех столетий (XVII–XVIII–XIX), когда развивается бурный процесс формирования буржуазного общества и начинается активная «капиталистическая эра» (К. Маркс). Условность указанных временных границ вполне естественна, ибо капиталистические производственные отношения складываются задолго до этого, то есть еще в недрах феодального общества, и приобретают довольно прочные позиции до начала буржуазных революций, открывших широкий простор новому общественному укладу – капитализму. А капитализм – качественно новое явление всемирной истории.
XVII–XIX вв. для Европы, с одной стороны, единый пространственно-временной период глубоких качественных (революционных) изменений в политической, экономической, социальной жизни десятков народов, а с другой, – время возникновения и расцвета нового, во многом уникального, типа культуры. Она возникает на едином основании:
а) буржуазном способе производства, в основе которого лежит частная собственность. («Определить буржуазную собственность, - считал К. Маркс, - это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства»);
б) буржуазной демократии, которая означала огромный прогресс по сравнению с государственно-политической организацией средневекового феодального общества;
в) развитии человеческой индивидуальности (субъектности);
г) углублении рационализма, утверждавшего определяющую роль разума не только в познании, но и в практической деятельности людей.
Происходят такие изменения в культуре:
1) Реформация способствовала:
а) появлению человека буржуазного общества – автономного индивида, гражданина – нового субъекта культуры;

б) через раскрепощение человека – становлению рыночной экономики;
в) формированию гражданского (демократического) общества;
г) возникновению «целой эпохи протестантской культуры» (М. Вебер) с ее новыми ценностно-смысловыми ориентациями.
2) Буржуазные революции. Они были необходимым историческим условием перехода от феодализма к капитализму, развития буржуазного общества во всей полноте общественных отношений этой новой, более прогрессивной экономической, политической и социокультурной системы.
3) Крупные качественные изменения происходят в хозяйственно-экономической жизни Европы
4) Изменяется и усложняется социальная структура европейского общества, происходит экономический процесс раскрепощения индивидов, возникают новые взгляды на человека. В ходе революционных сдвигов в Европе резко активизируется третье сословие, из которого выделяется пролетариат, объединяющий в своих рядах крестьян и безработную бедноту. Именно народные массы придавали революциям ту силу и размах, которые обеспечили победу буржуазии. Но и сама буржуазия в тех исторических условиях была смелым, революционным классом.
Важнейшим результатом этих революционных изменений в Европе стало нарастание исторической тенденции, возникшей еще в эпоху Ренессанса, к секуляризации (обмирщению) культуры и созданию широкой системы чисто светских ценностей.
Все эти процессы имели общеевропейский характер, отражая рождение новой Европы и «единой» европейской культуры буржуазного общества. Но данный тип культуры, сохраняя на всех этапах Нового времени свою качественную определенность и основные черты внутренней структуры, вместе с тем под воздействием меняющейся материальной жизни общества и собственных, относительно самостоятельных процессов, постоянно изменялся и усложнялся от столетия к столетию, от одного состояния капиталистического общества к другому. Поэтому было бы правильнее сделать вывод: культура буржуазного общества – исторический феномен, представляющий собой единую и одновременно сложную, противоречивую, развивающуюся систему. Она проходит не простой путь – от рождения, расцвета – к «усталости» и кризису.
В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества, в художественной культуре.
В своей основе культура XIX в. базируется на тех же ценностях, что и вся культура Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов она пытается удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы. Но к XIX столетию мир стал качественно иным, и культура избирает путь переоценки ценностей.
Основополагающие события, которые составили форму культуры XIX века—война за независимость США, Великая французская революция и промышленный переворот в Англии.
Теперь рассмотрим закат культуры Нового времени. Корень кризисного состояния в культуре конца XIX века в развитии самого буржуазного общества, в нарастании серьезных противоречий во всех областях общественной жизни:
• это время вызревания мощных финансово-олигархических монополий, которые делят мир на сферы влияния и ведут борьбу между собой;
• это время захватнических войн и создания колониальных империй, враждующих друг с другом;
• это время, когда в недрах буржуазного общества все сильнее заявляют о себе социальные язвы: безработица, нищета, преступность, социальное расслоение;
• это время, когда мощно заявляет о себе рабочее движение, а пролетариат, как антипод буржуазии, организуется в самостоятельные партии и начинает массовые выступления в 1880 – 1890-е годы, но особенно в начале ХХ столетия;
• это время широкого поворота демократически настроенной интеллигенции к пролетарским слоям общества, к социалистическим идеям. Эти идеи на рубеже веков зазвучали особенно сильно, в масштабах общенациональной общественной жизни, они были альтернативой всем нерешенным мировым проблемам.

Противоречия между трудом и капиталом, высокой организацией производства на отдельных предприятиях и анархией производства во всем обществе, тенденцией к безграничному расширению производства и ограниченностью платежноспособного спроса, богатством верхов и бедностью низов и т.д. ведут к обострению классовой борьбы между рабочим классом и буржуазией. Указанные противоречия отразились, и очень сильно, на всей сфере духовной культуры, на литературе, искусстве, философии и т.д. Среди буржуазной интеллигенции развитых капиталистических стран воцарилось настроение тревоги, неуверенности, предчувствия разрушительных катаклизмов. Прогресс подвергался сомнению, будущее казалось туманным и угрожающим.

 





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: