Щербакова Дарья, 1Р-5
Взаимосвязь физического и духовного
Развития личности.
Развитие:
1. процесс и результат количественных и качественных изменений человека;
процесс физического, психического, социального созревания, количественных и качественных изменений его свойств.
Общие закономерности:
большая интенсивность развития в детстве;
взаимосвязь психического и физического развития;
переход количественных изменений в качественные;
скачкообразность;
развитие происходит в деятельности;
для ребенка необходимо социальное окружение.
Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Педагогика опирается на закономерности физического развития:
В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.
Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды – быстрее, в другие – медленнее.
|
|
Каждый орган тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
С физическим развитием неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются, прежде всего, в уровне интеллектуальной деятельности, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении. Духовное развитие подчиняется ряду закономерностей:
Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.
Духовное развитие человека во многом обусловлено особенностями его психофизиологического развития и наоборот.
Степень духовного развитие человека детерминируется (определяется) широтой его внешних связей и отношений, многообразием деятельности.
Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.