Экологическое образование и экологическое мышление

Введение

Природа исследуется многими науками, её роль в жизни отдельного индивида, общества является одной из самых важных, потому что она выступает в качестве естественной основы их существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды. В древние времена человек не отчуждал себя от природы, он переносил на нее свои свойства, представлял ее одушевленной. Гармония человека и природы обосновывалась античными мыслителями. Так, например, стоики, утверждая органическую связь человека с природой, благой и счастливой считали жизнь в согласии с природой и ее законами. Но входе развития человечество начало менять своё отношение к природе, стало преобразовывать её и развиваться по своим специфическим законам.

За последнее столетие во взаимоотношениях людей с природой произошли качественные перемены. Именно за этот промежуток времени негативное антропогенное влияние возросло во множество раз. Проявилось это в опустынивании многих прежде жизнеспособных территорий, катастрофическом загрязнении атмосферы, водных бассейнов и т.п. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного океана, которые были бы свободны от воздействия на них человека, человеческая деятельность затронула космос. Мир, в котором господствует современный человек, нередко называют техносферой. Она поглощает естественную природу, вызывает деградацию природного начала.

Техносфера во многом имеет позитивные последствия для общества, она расширяет возможности человека, обеспечивая благоприятные условия и способы его жизнедеятельности, но при этом увеличивается пропасть между человеком и природой. В связи с тем, что восстановление естественной среды происходит медленнее, чем ее нынешнее потребление человеком, возникает экологический кризис, суть которого состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах.

Человечество и раньше сталкивалось с различными экологическими кризисами (наводнения, землетрясения, эпидемии и т. д.), но они были вызваны стихийными силами природы, носили локальный характер и не угрожали существованию человечества в целом.

 

Экологический императив.

Учитывая всё выше перечисленное, мы пониманием, что мир находится на гране экологической катастрофы. Теперь человеку необходимо соблюдать определённые формы запретов и ограничений, распространяющихся на любую его деятельность для того, чтобы сохранить живую природу. Эти требования, запреты в отношении природы называются экологическим императивом. Данная категория была предложена и развито академиком Н.Н. Моисеевым менее чем полвека назад. В работах Н. Н. Моисеева практически все идеи в той или иной степени сопряжены с проблемой экологии. Математическая модель «ядерной зимы», идея коэволюции человека и биосистемы, проблема гуманизма и антропоцентризма, нравственного и экологического императива.

 Э.и. — это некоторое множество свойств окружающей среды, зависящих от особенностей цивилизации, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких обстоятельствах. В связи с этим необходимо знать пределы вмешательства в природу, знать допустимые уровни нагрузки на биосферу, допустимые уровни мутагенеза и др., что определяет границы в деятельности общепланетарного масштаба.

Следует обратить внимание, что методология и взгляды Н. Н. Моисеева сформировались в значительной степени под влиянием идей известного обнинского ученого — генетика и биолога Н. В. Тимофеева-Ресовского, способствовавшего изучению Н. Н. Моисеевым учения В. И. Вернадского. Компьютерная модель биосферы стала мыслиться ученым благодаря влиянию Вернадского как модель ноосферы, т. е. такой системы, которая будет способна при помощи человеческого разума сохранить равновесие, жизнеспособность и коэволюцию человека, общества и природы.

Кроме того, Н. Н. Моисеев говорил о важности создания полноценной и более совершенной системы непрерывного экологического образования, воспитания человека в единстве с Природой, так как необходимы фундаментальные изменения в нашей системе ценностей, институтах и способах жизни с учетом того, что экологические, экономические, политические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны. Экологическое образование призвано выполнять интегративную функцию.

 

Экологическое образование и экологическое мышление

 

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, междисциплинарный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации, это целенаправленно организованный и осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Такая направленность образования несомненно даёт положительные результаты. Она базируется на знаниях законов природы и ее реакции на антропогенное воздействие. Сопряжение усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Данная организация считает, что необходимо внедрить экологическое воспитание во все учебные программы, начиная с дошкольных организаций и кончая высшими учебными заведениями.

Наиболее общими задачами, которые объединяют взгляды большинства педагогов этих стран в отношении экологического образования и воспитания является формирование знаний о закономерностях взаимосвязей природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии человека, общества и природы; воспитание мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер психики учащихся на основе причинного анализа экологических ситуаций, эмоционального переживания относительно природы.

Благодаря экологическому воспитанию образованию создаются ценностные установки и ориентации, которые представляют основу экологического мышления. Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной дея­тельности, т. к. предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая система мира. Эко­логическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление лично­стью своего места в мире и в картине природы Земли (мировоззренческая рефлексия); осознание проблемы взаимодействия человечества и биосферы (методологическая рефлексия); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия); создание современной научной картины мира (внепарадигмальная рефлексия); выбор стратегии деятельности (личностно­организационная рефлексия) и прочее. Человек, обладающий экологическим мышлением, не нанесёт ущерба природе и будет действовать во благо.

 

Вывод

 

Таким образом, мы приходим к выводу, что из-за пагубного отношения к природе, неограниченного потребления ресурсов, несвоевременного решения экологических проблем, возникших в ходе развития науки и техники, наша естественная среда находится в кризисном состоянии. И для того, чтобы не допустить ухудшения, а стабилизировать и улучшить ситуацию, необходимо посредством экологического образования и воспитания формировать мышление, ориентированное на доброжелательное отношение к природе (жить в гармонии и единстве с ней), созидание, управление и пользование ресурсами в правильных целях и допустимых количествах. В приоритете у человека должен стоять экологический императив.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: