Список использованной литературы

Собор Покрова на рву

Эссе студента 1 курса бакалавриата группы №194

по истории искусства

 

 

Научный руководитель

О. С. Воскобойников

 

Москва 2020

Храм Покрова на Рву, несомненно, является ярким памятником архитектуры Москвы середины XVI века и входит в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Для людей он больше известен под другим названием – Храм Василия Блаженного. Это связано с тем, что в храме хранятся мощи Василия Блаженного. Сам собор был построен по приказу царя Ивана IV Грозного в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства, одного из осколков бывшей Золотой Орды. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год. В тоже время данное произведение архитектуры вызывает множество вопросов и хранит несколько загадок, а также интерес вызывают личности архитекторов.

Начать рассмотрение собора, по-моему мнению, следует лучше с расположения храма. В этом же кроется одна из загадок храма. Он размещен за кремлевскими стенами, хотя другие важные культурные и религиозные строения, такие как Успенский или Архангельский соборы, строились именно на территории Кремля в Москве.

Самая объективная и аргументированная версия, по-моему мнению выглядит следующим образом. Собираясь в поход на Казань, Иван IV выехал через Спасские ворота и когда возвращался из похода проехал через те же ворота. Возможно, уверовав в значение Спасских ворот в победе над Казанью, Иван Грозный и повелел поставить храм рядом с воротами.[1]

Существует и ряд других версий. Так, некоторые историки и искусствоведы считают, что храм расположили именно там, где он сейчас стоит, для подчеркивания его монументальности, красоты и пышности. В силу своей высоты (64 метра) храм некоторое время оставался одним из самых высоких зданий в Москве. Кроме этого, он был расположен на возвышенности, что еще больше усиливало эффект от внешнего вида храма, его фасада. Таким образом, храм было хорошо видно из разных районов города и можно сказать, что подчеркивалась его близость к народу. С другой стороны, есть и кардинально противоположная точка зрения в историографии по собору. Тем, что собор вынесен за пределы кремлевской стены, выделяется четкое разделение людей на сословия. Таким расположением храма царь приблизился к обычным подданным и отдалился от бояр. Об этом писала Юхименко Е.М. в своей монографии «Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади».[2] В целом данная гипотеза укладывается в представления Ивана Грозного о своей власти.

Еще один вопрос вызывает у некоторых людей название храма «Собор Покрова на Рву». Сейчас действительно около Кремля никакого рва найти невозможно, но это не означает, что его не было. Ров был ликвидирован по указу императора Александра I в 1813 году, так как на тот момент уже потерял свое предназначение, как оборонительное сооружение и стал не нужен.[3] Таким образом, в названии храма закрепился топоним, по которому называли храма.

Строительный материал, из которого построен храм, – это кирпич. Здесь он используется 2 размеров: крупный для фундамента здания, мелкий для верхней части здания.[4] Само здание храма, как уже упоминалось выше, являлось одним из самых высоких в Москве. Главной и самой высокой частью храма является центральная церковь Покрова Богородицы. Вокруг этого центра и расположены другие церкви, посвященные другим религиозным деятелям. Вместе они образуют целый комплекс, где церковь Покрова Богородицы начинает играть роль доминанты в архитектуре здания.

Из-за такого построения храма, можно выделить 3 основные структуры: центр храма в виде церкви Покрова Богородицы, пределы храма, расположенные вокруг данного центра и подклет (нижний ярус здания).

Теперь можно перейти к рассмотрению структуры комплекса церквей в храме. Начать, по моему мнению, лучше с центра всей композиции. Церковь Покрова Богородицы, как уже замечалось выше – центр всего собора. Важно заметить, что покров празднуется 1 октября и Казань была взята Иваном Грозным 1 октября также. Данная церковь представляет собой основание из четверика, где на него поставлены два восьмерика. Из декора, который используется в церкви, важно заметить колончатую арку, окна, по бокам от которых находятся колонны и кокошники, расположенные вверху. Венчает всю эту конструкцию золотой купол с православным крестом.

Вокруг центра расположено еще восемь церквей, которые образуют крест (4 главных предела: придел Святой Троицы, придел Николы Великорецкого, придел Входа Господня в Иерусалим и придел Киприана и Иустины) и квадрат (4 малых предела: придел Варлаама Хутынского, предел Григория Армянского, предел Трёх Патриархов, предел Александра Свирского). Такое расположение замыкает центр и заставляет фокусировать внимание человека именно на нем.

Сами по себе пределы на первый взгляд очень отличаются друг от друга из-за внешнего убранства, хотя на самом деле они все выстроены по одной форме: в основе лежит восьмерик, далее идут 3 ряда полукруглых элементов, новый ярус состоит из круглых форм, где вставлены узкие окна. По-моему мнению, этот ярус является чем-то наподобие барабана в церквях традиционной постройки. Различие главных и малых пределов можно увидеть в разности высот и диаметров. Также в главных пределах вторым ярусом используется восьмерик. Все пределы увенчаны куполами в виде луковицы, которые различаются цветами, а также формами узоров.

Обособленно от тех пределов, в которые расположены вокруг центра, стоит церковь Василия Блаженного, в честь которого иногда и называют храм. Отдельное расположение этого предела легко объяснить, если посмотреть на дату его создания. Ее построили в 1588 году, то есть на 27 лет позднее.[5] Легко заметить, что данная церковь возведена гораздо позже основного здания храма, поэтому она и выделяется. Кроме того, предел, посвященный Василию Блаженному, сочетает в себе украшения сразу нескольких пределов основного здания собора. Разумеется, что, как и все пределы, церковь Василия Блаженного имеет купол в виде луковицы. Место для данного предела выбрано тоже не случайно. Предположительно в 1557 году именно на том месте, где сейчас стоит вышеуказанный предел, был похоронен сам святой Василий Блаженный (или Василий Нагой). Известно, что царь Иван Грозный был близок к этому святому, чтил и боялся его. Яркий факт, который доказывает это, – личное участие царя и бояр в похоронах. Впоследствии этот святой после своей канонизации очень сильно почитался в Московском княжестве.

Имеется у храма Василия Блаженного и своя собственная колокольня. На вершине колокольни расположен шатер зеленого цвета, а в его основание положен, как и во многих других пределах собора, четверик. Также как и в основной церкви храма здесь имеются окна, а рядом с ними помещены колоннады.

Последние важное строение, которое важно упомянуть – самый маленький предел, который посвящен Иоанна Блаженного. Он настолько мал по своим размерам, что даже не имеет собственного завершения в виде купола.

Если мы говорим об архитектуре, то нельзя забывать и об «архитектурном контексте», о том, как данный памятник архитектуры взаимодействует с окружающим его пространством. Особо здесь стоит отметить красочную палитру и взаимосвязь, которая создается, прежде всего, между храмом и Кремлем. Цвет красного кирпича, который использовался при строительстве «Собора Покрова на Рву» прекрасно гармонирует с цветом кремлевской стены. Церковь не потеряла своей красоты в качестве части архитектурного пространства, даже после нескольких веков. Во многом, по моему мнению, это заслуга незначительных изменений самого места на котором стоит собор. Верхние торговые ряды и здание исторического музея тоже сильно не изменили «архитектурный контекст», так как сами выстроены в псевдорусском стиле.

Точки зрения на собор могут очень существенно отличаться, в зависимости от того с какой на него смотреть. Сначала собор вызывает смутные впечатления из-за своего «странного» внешнего вида. Однако, если рассматривать собор в контексте всей архитектуры XVI века, то можно заметить, что в самой постройке очень много от русской архитектуры первой половины XVI века.[6]

Связь собора Василия Блаженного с архитектурой начала века можно увидеть, если проанализировать ряд церквей примерно того же хронологического промежутка. К таковым можно отнести, например, церковь Вознесения в Коломенском. В обоих случаях заметно влияние шатрового стиля. В тоже время нельзя говорить, что Собор Покрова на Рву является чистым развитием шатрового стиля. Есть в нем и уникальные вещи. Например, здесь впервые соединяются церкви, посвященные разным религиозным деятелям, в один большой комплекс.

Завершая данное эссе, важно сказать, что собор играет роль символа нашей страны, и он остается очень важен для всех историков и искусствоведов, как крупный объект XVI века, имеющий особую историческую ценность.

 

 

Список использованной литературы

Литература

1.Архитектура и убранство: [сайт] / Государственный исторический музей в Москве, 1872 – 2020 – URL: https://shm.ru/pano360/ (дата обращения: 25.01.2020) – Текст: электронный.

2.Баталов А.Л. Собор покрова на рву: ренессансная интервенция в пространство позднего средневековья / А.Л. Баталов // Искусствознание., М.: Государственный институт искусствознания, 2016. С. 54-97.

3.Морозова О.М. Всемирная история: справочник / О.М. Морозова, С.И. Самыгин, Н.В. Стариков – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 668 с.

4.Юхименко Е.М. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. М.: Интербук-бизнес, 2011. – 326. с.

 

Справочные и информационные издания

5.Большая советская энциклопедия в 30 т. / глав. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 1981. – 30 т.

 


[1] Юхименко Е.М. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. М., 2011. С. 15.

[2] Там же.

[3] Бердник А.Л. Внешнее и внутреннее убранство храма Василия Блаженного (Собора Покрова Божией Матери на Рву) // Наука на благо человечества., М. 2016. С. 6-8.

[4] Юхименко Е.М. Указ. Соч. С. 32-33.

[5] Архитектура и убранство: [сайт] / Государственный исторический музей в Москве, 1872 2020 URL: https://shm.ru/pano360/ (дата обращения: 01.06.2020) Текст: электронный.

[6] Юхименко Е.М. Указ. Соч. С. 28-30.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: