Сформулировать тезисы

Задание 1

По первому заданию больших проблем не возникло, в основном ответы даны верные (они все были спрятаны в предоставленном теоретическом материале). Однако некоторые вопросы вызвали затруднения:

7. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления.

Часть студентов усомнилась в правильности данного тезиса. Однако напоминаю, что при «обкатке» своей речи целесообразно перед выходом на большую аудиторию опробовать ее на малой. Именно таким образом выявятся слабые места выступления, что позволит скорректировать «премьерную» речь. Так что тезис верный.

13.План выступления оратору лучше написать на доске.

Иногда это действительно может быть целесообразным. Например, на учебной лекции, которая длится полтора часа. Но в большинстве случаев наша речь звучит не 90 минут, а 5-10. В этом случае запись на доске ничего не дает. Кроме того, утрачивается интрига речи, её изюминка. Так что лучше этого не делать.

18. Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений.

Тезис абсолютно верный, таким способом мы получаем навыки грамотной формулировки вопроса, выделения в нем основных смыслосодержащих частей.

19. Надо репетировать выступление целиком.

И опять с тезисом стоит согласиться. Задумайтесь сами: нужна ли нам репетиция исключительно вступления или заключения? Ответ на поверхности. Другой вопрос: в каком виде должна быть проведена эта «репетиция»? Она может быть исключительно подробной и со всеми деталями (когда опыт выступлений на публике у оратора еще невелик), может быть схематичной – когда мы проговариваем (вслух или мысленно) лишь ключевые моменты речи. Но обязательно – от начала и до конца. Об этом не стоит забывать.

 

Задание 2.

Задание носило открытый характер (что одновременно упростило и усложнило его выполнение). Качество подготовленных ответов в основном носит удовлетворительный («троечный»!) характер. Хотя есть и отличные работы (снимаю шляпу перед группой ЮРб 1901!). Но остановимся на трудностях:

Задание включало два уровня выполнения: 1) сформулировать проблемы по заданным темам, 2) сформулировать тезисы. Трудности возникли на обоих уровнях:

Сформулировать проблему.

Проблему целесообразно сформулировать как вопрос, требующий повышенного внимания, разрыв в существующих знаниях или отклонение нормы или стандарта, которые указывают на необходимость дальнейшего понимания. Например (привожу из ваших удачных работ):

«Коронавирус в мире и России»

- Нехватка медицинского оборудования (аппараты искусственной вентиляции лёгких, медицинские маски и т.д.);

- Проблема социальной напряжённости во время коронавирусной инфекции;

- Фейковые новости в интернете и СМИ и др.

«Поправки к действующей Конституции России: за и против»

- Принятие поправок Конституции РФ пакетом;

- Проблема срочности принятия поправок;

- Правовая необразованность населения и др.

«Студенческая семья»

- Проблемы обеспечения семьи;

- Проблема буллинга между студентами в определённой учебной группе;

- Совмещение учебы и семейных обязательств и др.

Главное, на что следует обратить внимание при формулировке проблем, это отклонение от привычного, стандартного, нормального, устоявшегося. Именно это и должно ЗВУЧАТЬ. Является факультативным введение самого слова «проблема» (в приведенных выше примерах оно в ряде случаев использовано, в ряде – нет). Мы именно подчеркиваем, что, например, коронавирус выявил проблему нехватки медицинского оборудования, стал причиной социальной напряженности, причиной появления фейков; принятие поправок к конституции выявило проблему пакетного их внесения, срочности принятия, правовой необразованности и т.д.

Следует признать неудачным такую попытку сформулировать (подчеркиваю – СФОРМУЛИРОВАТЬ!) проблемы:

«Коронавирус в мире и России»

- Появление коронавируса,

- Насколько опасен коронавирус?

- Причины возникновения коронавируса

«Поправки к действующей Конституции России: за и против»

- Почему поправки нам необходимы?

- На что направлены поправки Конституции РФ?

- Негативные и положительные последствия принятия поправок?

«Студенческая семья»

- Что такое студенческая семья?

- Льготы для студенческих семей.

- Проблемы студенческой семьи.

Фактически выше приведены не проблемы, а ТЕМЫ выступлений (то есть – О ЧЕМ БУДУ ГОВОРИТЬ). Это, конечно, можно будет использовать в речи выступлений, но сами проблемы оказываются неозвученными. Все эти предложения необходимо преобразовать в проблемы. Например: Насколько опасен коронавирус? – Коронавирус ведет к непредсказуемым последствиям;   Почему поправки нам необходимы? – Поправки к конституции ведут к отрицательным результатам; Льготы для студенческих семей – отсутствие льгот для студенческих семей.

 

сформулировать тезисы.

Следует помнить, что тезис – это положение, кратко излагающее одну из основных мыслей. Иными словами, это одно утвердительное предложение, раскрывающее суть поставленной проблемы.

Например:

Проблема: Несоблюдение режима самоизоляции. Тезис: многие россияне не прислушиваются к убедительным просьбам властей, родных, друзей и нарушают режим самоизоляции, тем самым увеличивая риск заболевания самих себя и других людей.

Проблема: Принятие поправок Конституции РФ пакетом. Тезис: Принятие пакета поправок неэффективно, так как за некоторые поправки гражданин РФ проголосовал бы, а остальные окажутся для него неприемлемыми.

Проблемы совмещения работы и учёбы. Тезис: Будучи студентом, человек должен успевать получать знания в учебном заведении и работать, чтобы обеспечивать свою семью.

Во многих же работах материалы тезисов даны многословно, расплывчато. Беда будет заключаться в том, что и слушатели не сумеют выделить это главное для себя.

Например (неудачно):

Проблема: Проблемы жилья для студенческих семей (проблема сформулирована убедительно). Тезис (по мнению автора): Вариантами решения этой проблемы может быть проживание: в отдельной собственной квартире, совместно с родителями, на частной съемной квартире, в комнате коммунальной квартиры, в общежитии (это не тезис, а попытка его развернуть! Хотя при этом сам тезис не сформулирован).

Проблема: Изобретение вакцины (формулировка неудачна). Тезис (по мнению автора): COVID-19-новый, ранее не изученный вирус. Он был обнаружен в декабре 2019 года в Китае. И лишь сейчас на территории этой страны начали проводить первые испытания возможной вакцины. К сожалению, еще не известно, что именно поможет побороть короновирус. Для поддержания медиков, работающих с этой болезню, государство обязалось дать им разовые выплаты (многословие, тезис неясен, так как проблема четко не сформулирована).

 

Задание 3.

Задание носило открытый характер. В целом с работой справились. Но следует отметить следующее:

1. План-конспект предполагает небольшой объем (не более 1 страницы текста).

2. План-конспект предполагает не только перечисление пунктов выступления, но и конкретику (ср. неудачный план-конспект:

1. Репетиция речи.

2. Не стоит бояться слушателей.

3. Концентрация внимания.

4. Распределение информации.

4.1. Основная информация.

4.2. Резервная информация.

5. Не следует готовиться в день выступления.

6. Движение во время выступления).

3. План-конспект не предполагает развернутого конспекта выступления с дословным приведением всего, что будет произнесено оратором в процессе речи (многие представили именно такую речь).

4. Старайтесь в плане-конспекте использовать цифровую рубрикацию (вам самим будет удобнее следить за последовательностью своей речи).

 

В заключение несколько общих пожеланий:

Ø Интернетом пользуйтесь в поисках информации на всю катушку, но ПЕРЕРАБАТЫВАЙТЕ материал под себя!

Ø В случае затруднений пишите мне – наведу на нужные мысли.

Ø Верьте в себя и знайте, что вы – лучшие!

 

С уважением,

Алексей Анатольевич Калинин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: