Аналитическая записка — документ, содержащий обобщенный материал о каких-либо исследованиях или какой-либо деятельности.
Сфера применения аналитической записки – любая, где требуется проведение исследования.
Целью написания аналитической записки - визуализация, формулирование проблемы или выявленных противоречий, а также формулирование выводов. Обязательно предложение вариантов решения проблем(ы) или противоречий. Аналитическая записка может преследовать и несколько целей, но лучше, если их будет немного или одна – проводить исследования будет проще, а сам текст станет понятнее.
В анализе воспитательной работы должны быть:
o Анализ коллектива и эффективности воспитательного процесса
o Перспективные цели в новом учебном году, с новым набором ребят
В аналитической записке должны быть:
В начале документа указывается его номер по внутреннему документообороту, дата составления, адресат: это обычно руководитель организации, а также автор записки, занимавшийся проведением анализа.
1. Аннотация: В аннотации кратко излагается суть содержания документа, причины и обстоятельства его появления, цели и задачи, методы исследования, обоснование и полученные результаты. Каждый из этих параметров начинается с абзаца. В аннотации указываются используемые источники информации.
2. Содержание: Включает в себя наименования всех структурных частей документа с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части.
3. Введение: Включает в себя несколько составных частей, которые не выделяются подзаголовками. Введение включает в себя постановку проблемы. Как правило, в записке анализируется одна проблема, но если она сложная, то ее можно разделить на несколько параграфов или пунктов, каждый из которых проанализировать по отдельности, а в конце подвести общий результат.
Разъясняется, какая методика или способ мониторинга использовалась при обработке информации.
4. Основная часть: Излагается суть исследования или деятельности. В логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы. Поэтапный анализ и обобщения. Выдвижение гипотез, версий и их обоснование. Основная часть состоит из разделов и подразделов.
Основная часть Аналитической записки о результатах педагогической деятельности должна иметь свою логическую структуру:
ü цель педагогической деятельности,
ü задачи для их реализации,
ü средства их реализации (технологии),
ü критерии успешности реализации цели,
ü позитивные результаты педагогической деятельности по направлениям,
ü выявленные проблемы,
ü пути их решения в дальнейшей работе.
5. Заключение: В конце Аналитической записки должны быть обязательно Выводы, Прогноз и Рекомендации. Строятся они на основании результатов анализа материалов, приводимых в разделах, но не повторяют их, а обобщают. Не забудьте про подпись исполнителя и руководителя. Последняя ставится после проверки и принятия.
Основные требования к выводам:
· непротиворечивость и жесткая логическая взаимосвязь с основным текстом подраздела;
· отсутствие прямых повторений текста раздела;
· недопустимость выводов, не обоснованных основным текстом;
· подводится общий итог исследований по указанной тематике;
· текст выводов должен быть краток.
Исходя из выводов, указывается перечень мероприятий, предложений или их варианты для предотвращения причин, следствий того или иного события, а также прогнозируются те события, действия, которые могут произойти, если не выполнить или не принимать во внимание данные выводы и предложения.
6. Приложения: Приобщаются подробные различные таблицы, графики, условные обозначения, дополняющая основную часть документа. Список использованных источников и литературы, составляется при необходимости и по требованию.
Требования к оформлению аналитической записки
1. Тест печатается шрифтом 14 или 15 через полтора интервала; поля: слева — 2,5 см, справа—1,0 см.
2. В тексте должны быть сноски на заимствованный материал, т.е. ссылки на источники, откуда взята информация.
3. Текст должен быть прочитан автором для устранения опечаток.
4. Текст должен быть строго экономическим, деловым и не должен содержать журналистских оборотов.
5. Следует избегать перечислений, надо их осмыслить и излагать своими словами с собственными положениями и выводами.
6. Лучше не употреблять слов и оборотов «необходимо», «следует», «должны», если не ясно, кому они адресованы.
7. Не следует употреблять слова «сегодня», «на сегодняшний день», «в данный момент», «в последний год (годы)», «в текущий период», а указывать точно год (годы) или, в крайнем случае, использовать оборот «в настоящее время» (если материал относится к текущему периоду).
8. Не употреблять следующие слова и выражения: «несомненно», «безусловно», «очевидно», «примечательно», «занять достойное место», «естественно», «можно с уверенностью сказать».
9. Заголовки параграфов в тексте и в содержании должны быть одинаковыми.
10. В оглавлении, в правом углу, ставится «стр.» и указываются номера страниц, относящиеся к каждому параграфу.
11. Все страницы и параграфы должны быть пронумерованы.
12. Жирным шрифтом выделения в тексте делать не следует, можно использовать светлый курсив.
Любой аналитический документ – это инструмент управленческой категории, позволяющий принять правильное решение. От аналитического отчета этот вид документации отличается тем, что в нем не только описывается сложившаяся проблема и анализируются ее причины, но и приводятся варианты развития событий, а также предлагаются пути решения.
В документе отображается обзор по определенному предмету исследований, с выводами по итогу, с указанием методик их проведения. В записку может включаться информация о прошлых исследованиях и полученных данных.
От аналитического отчета этот вид документации отличается тем, что в нем не только описывается сложившаяся проблема и анализируются ее причины, но и приводятся варианты развития событий, а также предлагаются пути решения.
Составить правильный документ - это всегда рутинная и очень ответственная работа. Но ознакомившись с примером написания аналитической записки, можно приступать и к составлению собственного документа. Однако главное - запомнить все приведенные выше правила.