Формирование творческих навыков

Изв. психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в творч. деятельность очень полезно для худож. развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям". Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивид. творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике. Задача ДМШ не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творч. способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, "поэтом в душе".

  В творч. развитии детей обязательно должна быть система - стройное движение от простого к сложному. Давно замечено, что малыши гораздо лучше включаются в творч. процесс, чем учащиеся средних и старших классов; и эту особенность активности возраста нужно всецело поощрять и развивать. Воспитание творч. навыков должно начинаться с донотного периода, т.к. в раннем возрасте эмоциональное начало играет ведущую роль. При этом нужно очень бережно относиться к рез-там детского творчества, в основе которого лежит образное восприятие и отображение дейс-сти доступными ребенку средствами. Недопустимо подавлять творч. импульсы детей, подгоняя их под общие шаблоны. Изв. музыкант Л. Стоковский предостерегал против навяз-ния детям в их творчестве "взрослого профес-лизма", в результате чего "потеря детьми творчес. данных почти неизбежна".

  Развитие творч. навыков на уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны муз. слуха (ладо-интонационный, гармон. слух, чувство метроритма, формы, муз. память), а также развивает вкус и наблюдательность.

   Творч. задания дети выполняют охотно и с большим увлечением. На таких заданиях закрепляются приобретенные навыки и знания, глубже раскрываются возможности ученика. Одним из первых творч. заданий в младших классах может быть задание "Нарисовать рисунок" к песне или пр-ию, которое слушали на уроке. Главное, чтобы музыка была образной, яркой и интересной для детей (напр., Ж. Металлиди "Кораблик", "Домовой" и др.).

   Сочинение муз. ответов, допевание мелодии до Т, импровизация ритм. акк-нта с использованием пройденных ритм. групп и другие творч. задания позволяю проверить, как ученики усвоили то или иное понятие, тот или иной ритм. Сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники помогает преподавателю проверить, как ученики усвоили понятие тоники.

Аналогичные задания можно давать и при записи диктантов. Часть мелодии записывается, а ее окончание ребята сочиняют и записывают самостоятельно.

Сочинение песенок. В этом задании детям можно предоставить полную свободу (кто как может). Преподаватель должен показать, что звуки в мелодии можно сочетать в любом порядке, а не только выстраивать подряд.               Сочинение песни на предложенные педагогом (или выбранные самостоятельно) стихи. Важным моментом является подбор текста. Непременно нужно проанализировать содержание и характер стихов. Для более художественного воплощения стихов выбирается определенный лад, размер, оговариваются ритмические особенности.

В средних и старших классах творческие задания становятся более разнообразными.

Сочинение мелодии из предложенных ступеней лада.

Например, предлагаются I - V - III - II - I ступени в гамме Ре мажор. Вначале пропеваем их одинаковыми длительностями:

Затем ритм изменяется, но при этом нельзя нарушать порядок ступеней. Разрешается повторять отдельные ступени или ячейку из нескольких ступеней:

Обязательно нужно показать - как и что можно сделать. Такое упражнение чаще проводится в классе и носит характер импровизации, его можно использовать при проработке скачков, мелодических оборотов и т.п. Если такое задание предлагается для домашней работы, то его нужно записать.

Сочинение второго голоса к диктанту или к песням. Предварительным этапом работы к этому заданию является пение двухголосных песен, канонов.

Сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер.

В это задание соответственно включается изучаемый материал (интервалы - начать или закончить мелодию определенного интервала; виды минора; различные ритмические группы и т.д.).

Досочинение мелодии на заданный ритм.

Сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из учебника.

Подбор сопровождения к песням. Вначале это может быть подбор басового голоса по слуху (в сопровождении тонической квинты, главн. ступеней лада), затем подбор аккомпанемента из предложенных аккордов. Учащиеся старших классов это задание могут выполнять самостоятельно. Следует идти непосредственно от слухового ощущения, а не от теоретического. Внимание детей должно быть обращено на то, чтобы созвучия были красивы, логичны и дополняли мелодию. На уроке можно обсудить, какой характер аккомпанемента (фактура) подходит к мелодии.

Запись диктанта с последующим варьированием. Сочинение вариаций. Полезно показать детям разные средства варьирования мелодии. После прослушивания вариаций выяснить, что изменилось в мелодии. Показать, как меняется ритм. рисунок, как можно изменить мелодию (опевание звуков, вспомогательные и проходящие звуки, заполнение мелодии между длинными звуками). Интересная форма – жанровое варьирование, когда  в мелодии можно изменить жанр и, стало быть, размер, лад, темп, регистры и т.д. Средства варьирования могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Но вначале каждое средство варьирования следует проработать отдельно. При выполнении этих заданий ярко выявляются выразит. свойства элементов муз. языка (темпа, размера, регистров и т.д.).

   Значение развития творч. навыков и инициативы в процессе обучения неоспоримо. Творчество ребенка связано с самост. действиями, поэтому он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.

Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные способности в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: