История о глупом волке

ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Напиши подходящие имена существительные.

 

Предметы мебели: _____________________________________

Явления природы: _____________________________________

Птицы: ______________________________________________

Звери: _______________________________________________

Фрукты: _____________________________________________

Имена: ______________________________________________

Профессии: __________________________________________

Овощи: ______________________________________________

 

1. Напиши подходящие имена существительные.

 

Кто? ________________________________________________

Что? ________________________________________________

 

1. Спиши текст. Выдели все знакомые орфограммы. Подчеркни имена существительные.

 

Чудесное весеннее утро. Дует свежий лег­кий ветерок. Журчат по овражкам весёлые ручейки. Развернулись на березках молодые листочки. Из земли глядят узкие стрелки све­жей травки.

 

Тема: «Глагол»

 

1. Напиши подходящие глаголы.

 

Художник картину.

Портниха платье.

Шофёр машину.

Учительница детей.

Садовник за деревьями.

 

1. Впиши в скобки вопрос.

 

(_______________________?) Пришла весна. Ярко (__________________?) светит солнце. (_________________?) Зажурчали говор­ливые ручейки. (____________________?) Пока­залась зелёная травка. Скоро из тёплых стран (_____________?) прилетят пере­лётные птицы.

 

 

1. Спиши текст. Выдели все знакомые орфограммы. Подчеркни глаголы.

 

На лесной полянке кланяются лиловые колокольчики, вьётся цепкий горошек, ка­чаются золотые одуванчики, белеют высо­кие ромашки. Ползают по былинкам жуч­ки, бегают, хлопочут муравьи, порхают над цветами бабочки, деловито звенят пчёлы.

 

1. Напиши подходящие имена при­лагательные.

 

Улыбка (какая?)

Зайчик (какой?)

Дерево (какое?)

Цветы (какие?)

1. Впиши в скобки вопрос.

 

За окном (_________?) зимний день. Все деревья (_______?) голые. А у нас на окне (?) настоящий сад. В (________?) стеклянной банке стоят (_________?) тонкие веточки тополя. На них появились (___________?) нежные

листочки.

1. Напиши слова, близкие по смыслу. Они называются синонимы.

 

Близкий —

Шустрый —

Весёлый —

Грустный —

Красивый—

1. Спиши текст. Выдели все знакомые орфограммы. Подчеркни имена прилагательные.

 

В старой сосне дупло. В уютном дупле живёт рыжая белка. Она ловко прыгает по веткам. Насушила белочка грибков. В гнезде у нее большие запасы. Это корм зверьку на всю холодную зиму.

 

Задание: подбери к существительным слова из скобок. Обозначающие признаки.

Первый снег

Выпал… снег. На … деревьях и … кустарниках искрятся … снежинки. На … тропинке видны … следы … жителей.

Как красиво в … лесу!

 

(Слова для справок: пушистый, высокий, низкий, узкий, маленький, лесной, зимний.)

 

 

Задание: подбери к существительным слова из скобок. Обозначающие признаки.

Новый год

Наступил …праздник Новый год! Я нарядился в костюм … зайца. Выучил … стихотворение для Деда Мороза. Для Снегурочки подготовил … танец. Мы пустились в … хоровод. Всем понравился … праздник.

(Слова для справок: веселый, белый, большой, дивный, радостный, новогодний.)

 

 

1.Имя существительное – это ____________________, которая обозначает____________

и отвечает на вопросы _______________________.

2.Как изменяются им. сущ.? _________________________

3.Приведи по два примера им. сущ.: ед. числа:__________________________________

мн. числа:__________________________________

женского рода _____________________________

мужского рода _____________________________

среднего рода _____________________________

отвечающих на вопрос кто?________________________________

отвечающих на вопрос что?________________________________

4.Замени в каждом слове одну букву так, чтобы новое слово отвечало на вопрос кто? мак - ________; миска - ___________; майка - __________; корона - __________.

5.По признакам назови и запиши названия предметов. Высокий, тёмный, дремучий __________________. Умная, ласковая, добрая _____________________. Красное, спелое, вкусное _____________________.

6.Прочитай. Выбери нужную букву.

(У,у)чительница (Т,т)атьяна (Н,н)иколаевна отдала (Т,т)етрадь (Н,н)ине (В,в)оробьёвой. (М,м)альчик (М,м)иша (Г,г)улял с (С,с)обакой (Ж,ж)учкой. Лёня (С,с)кворцов кормил (С,с)кворцов. Боря (В,в)асильков нёс букет (В,в)асильков.

7.Подчеркни имена существительные. В футбол играют две команды. Игроки ногами забивают мяч в ворота. Эта игра появилась в Англии.

 

 

1.Имя прилагательное - это _____________________, которая обозначает_____________ и отвечает на вопросы ________________________________________________________. Имя прилагательное изменяется по __________________, а в _______________________ по ____________________.

2.Прочитай текст. Волнистой линией подчеркни имена прилагательные. Позвал царь рыбаков. Велел разыскать тихий пруд и закинуть в него шёлковые сети. Закинули удалые рыбаки сети. Попался им чудесный ёрш. У этого ерша был золотой хвост.

3.К каждому прил. допиши прилагательное, близкое по смыслу (синоним). смелый - _________________________, холодный - ___________________________, боязливый - _______________________, скорый - ______________________________.

4.К каждому прил. допиши прилагательное, противоположное по смыслу (антоним). тонкий - _________________________, далёкий - __________________________, большой - __________________________, короткий - ___________________________.

5.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи:

синий белизна красный чёрный ночь дочь лось красить берег огород красивый обед быстрый скорый тишина проворный

6.К данным прилагательным запиши подходящие по смыслу существительные. Полезная, умная, весёлая __________________________. Раннее, хмурое, весеннее _________________________. Верный, преданный, грозный _______________________. Родной, понятный, сложный ________________________. Стальные, деревянные, фигурные ___________________.

8.Прочитай поговорки о людях. Соедини поговорку и значение выражения.

В рубашке родился                                           Бесхарактерный, безвольный;

Мухи не обидит                                                Счастливый, удачливый;

Плясать под чужую дудку                          Добрый, мягкий, сердечный;

Сухим из воды выйдет                                   Изворотливый, ловкий.

1.Глагол – это _______________________, которая обозначает ______________________ и отвечает на вопросы ________________________________________________________.

2.Прочитай. Подчеркни глаголы.

В болоте вывелись утята. Скоро утка поведёт их к озеру. Малыши хорошо плавают, ныряют и даже бегают по воде. Услышат утята лай собак – и все к маме.

3.Выбери и подчеркни вопросы, на которые отвечают данные глаголы. Послушали (Что делает? Что сделает? Что делаю? Что сделали?) Напишет (Что делает? Что сделает? Что делаю? Что сделали?) Рисует (Что делает? Что сделает? Что делаю? Что сделали?) Гуляю (Что делает? Что сделает? Что делаю? Что сделали?

4.Поставь вопросы к глаголам.

Лягушки (_____________________________) живут на земле и в воде. У лягушек зелёная кожа и длинные задние лапки. Они хорошо (_____________________) прыгают и (________________________) плавают. Длинным языком лягушка (______________________________) ловит комаров.

5.Подчеркни главные члены предложения. Усатый морж спит. Пингвины ныряют в воду. Голодный волк бежит по лесу.

6.Выбери и подчеркни правильный ответ.

смотрю (ед. число, мн. число) слушаем (ед. число, мн. число)

бегает (ед. число, мн. число) рисую (ед. число, мн. число)

убираем (ед. число, мн. число) путешествуют (ед. число, мн. число)

придёшь (ед. число, мн. число) играет (ед. число, мн. число)

поможете (ед. число, мн. число) выглянуло (ед. число, мн. число)

7.Запиши слова, обозначающие действие данного предмета.

гром _______________________ кузнечик ______________________

дождь ______________________ трава __________________________

врач ________________________ ветер _________________________

повар _______________________ снег __________________________

 

ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Реши уравнения:

94 - X = 36 Y + 54 = 72      X - 10 = 44 34 + Y = 49

 67 - X = 43 Y + 42 = 79      X - 35 = 44 14 + Y = 49

87 - X = 73 Y + 34 = 56      X - 35 = 49 14 + Y = 58

45 - X = 13 Y + 31 = 45      X - 35 = 59 24 + Y = 39

38 - X = 17 Y + 58 = 85      X - 26 = 56 24 + Y = 56

 

Сравни длины и числа, вставив вместо многоточия... знаки "<", ">" или "=":

5 м 16 мм... 516 мм             9 дм 40 мм... 940 см        3 * 4... 10 + 8

36 мм... 3 дм 6 мм           9 дм 43 мм... 943 см           3 + 14... 10 * 2

1 м 7 дм 6 мм... 17 дм 6 мм           1 дм 3 см... 113 см                       

1 км 3 м... 103 м             1 дм 56 см... 156 см                    58 - 16... 12 + 36

 

 

ЗАДАЧИ

1. Одна тетрадь стоит 5 рубля. Сколько стоят 10 таких тетрадей?

2. Одно платье стоит 70 руб. Сколько стоят 6 таких же платьев?

3. Бабушка разложила на 10 тарелок по 7 булочек. Сколько всего булочек разложила бабушка?

4. В магазине было 6 ящиков конфет по 6 кг в каждом. Сколько всего килограммов конфет было в магазине?

5. Верёвку длиной 30м разрезали на 3 одинаковые части. Сколько метров верёвки в каждой части?

6. Ученики посадили 18 деревьев в три одинаковых ряда. По сколько деревьев в каждом ряду?

7.  На 4 костюма идёт 16 метров ткани. Сколько ткани идёт на один костюм?

8. Шесть мальчиков разделили между собой 18 орехов. По сколько орехов получил каждый из них?

9. Для живого уголка купили 12 рыбок. Их пустили в аквариум по 6 рыбок в каждый. Сколько аквариумов понадобилось?

10.  На катке парами каталось 16 детей. Сколько было пар?

11.  Мама разложила 64 ватрушки на 8 тарелок поровну. По сколько ватрушек лежит на каждой тарелке?

12.  В одной группе 18 человек, в другой - 9 человек. Во сколько раз меньше человек во второй группе, чем в первой?

13. Первая звездочка сделала 15 флажков, а вторая 5 флажков. Во сколько раз больше флажков сделала первая звездочка, чем вторая?

14.  Отцу 32 года, сыну 8 лет. Во сколько раз сын моложе отца?

15.  В бидоне 16л молока, а в кувшине 4л. Во сколько раз меньше молока в кувшине, чем в бидоне?

16.  В школьную столовую привезли 48 кг яблок, а груш в 6 раз меньше. Сколько кг фруктов привезли в столовую?

17.  Портниха купила 9 м ситца, а шёлка в 3 раза больше. Сколько метров ткани купила портниха?

18.  Дети повесили на ёлку 7 звёздочек, что в 4 раза меньше, чем флажков. Сколько всего игрушек висит на ёлке?

19. На джемпер пошло 3 мотка голубой шерсти. Это в 5 раз меньше, чем белой. Сколько всего мотков шерсти пошло на джемпер?

20. В коробке 5 карандашей. Сколько карандашей в 9 таких коробках?

21. В вагоне 9 купе по 4 места в каждом. Сколько мест в вагоне?

22. Дети посадили 8 рядов яблонь по 9 яблонь в ряду. Сколько яблонь посадили дети?

23. Купили 10 коробок ёлочных игрушек по 4 игрушки в каждой. Сколько ёлочных игрушек купили?

24. Один килограмм яблок стоит 40 рублей. Сколько стоит 5 кг яблок?

25. Один килограмм слив стоит 60 рублей. Сколько стоит 4 кг слив?

26. У плотника 24 дощечки. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идёт 8 дощечек?

27. На 15 долларов купили 3 одинаковых шарфика. Сколько стоит один шарфик?

28. Ученики посадили 27 деревьев в три одинаковых ряда. По сколько деревьев в    каждом ряду?

29.  В волейбол играло 18 человек. В каждой команде по 9 человек. Сколько всего команд?

30. На трёх грядках поровну рассадили 18 луковиц. По сколько луковиц посажено на каждой грядке?

31.  Посадили 48 яблонь в одинаковые ряды по 8 деревьев в каждом. Сколько рядов яблонь посадили?

32. В бидоне 16л молока, а в кувшине 4л. Во сколько раз меньше молока в кувшине, чем в бидоне?

33. У Серёжи жили 27 белых и 9 серых голубей. Во сколько раз больше у Серёжи было белых голубей?

34. У Пети 40 значков, а у Димы 8 значков. Во сколько раз меньше значков у Димы, чем у Пети?

35. У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз больше лодок, чем водных велосипедов?

36. В школьную столовую привезли 48 кг яблок, а груш в 6 раз меньше. Сколько кг фруктов привезли в столовую?

37. В школьную столовую привезли 48 кг яблок, а груш в 6 раз меньше. Сколько кг фруктов привезли в столовую?

38. Портниха купила 9 м ситца, а шёлка в 3 раза больше. Сколько метров ткани купила портниха?

 

39. Дети повесили на ёлку 7 звёздочек, что в 4 раза меньше, чем флажков. Сколько всего игрушек висит на ёлке?

40. Мама купила 12 кг клубники, что в 4 раза больше, чем черники. Сколько килограммов ягод купила мама?

41. Булочка стоит 2 рубля. Сколько стоят 5 таких булочек?

42. У Люды 9 монет по 10 рублей. Сколько денег у девочки?

43. 3 одинаковых стула стоят 21 доллар. Сколько стоит один стул?

44. Цена тетради 3 рубля. Сколько стоят 7 таких тетрадей?

45. 6 пуговиц стоят 36 рублей. Сколько стоит одна пуговица?

46. У Вити 3 монеты по 20 рублей. Сколько денег у мальчика?

47. На 4 костюма идёт 16 метров ткани. Сколько ткани идёт на один костюм?

48. Ребята вырастили 48 красных роз, а жёлтых в 6 раз меньше. Сколько жёлтых роз вырастили ребята?

49. В одном ящике было 40 кг груш, а в другом в 5 раз меньше. Сколько кг груш было во втором ящике?

50. В одной группе 18 человек, в другой - 9 человек. Во сколько раз меньше человек во второй группе, чем в первой?

51. В саду работало 8 девочек, а мальчиков в два раза больше. Сколько детей работало в саду?

 

 

ПРИМЕРЫ СТОЛБИКОМ

В-1   +34      +42      +76      +84     +52       +27       + 63 23          37         12         14              35          52           26 + 26        +57       +88       +65    + 75    +44      +36 31           22           11          23        23        35        53    
В-2   +25  + 46   +51   +34   +62   +77    + 84    +14 34       22           36      54       27      21        13       73 +32    +64  +15    +43    +26   + 12    + 48   +37 43        24     63       45           72             84        31      41    
В-3   +45   + 36   +24    +13   +51      +62     +72   +84 53      42       65       76      28         27         25      13     +35    + 63      +56    +67    +82   + 72   +53   +31 23        36          22       12            17             26      34           58  

 

В-1   +25  + 46   +53   +34   +62   +77    + 74    +14 47       39           28      57      19       14        18       79     + 26        +57       +78       +65    + 65    +44     +36 37           24           15          28        27        38        56    
В-2   +45   +36     +24    +16   +53      +68     +69   +74 46      48       69       76      28         27         25      17     +35    + 58      +56    +67    +77   + 66   +59   +34 29        36          29       16            17             26      34           58    
В-3   +34      +44      +76      +79     +56       +27      + 67 29          37         15         14              35          56          26 + 26        +57       +78       +65    + 65    +49     +36 38           24           13          29        28        35        57  

 

 

В-1   _93        _61     _74    _86    _51    _48   _32  _44 35         34        57       68       37       29      13     25 _ 81      _56     _47   _63    _95   _84      _43  _97 76         29        19      45       77      58         25     69
В-2   _85   _76   _65    _91   _54   _41   _63    _96 57      49      36       75      3 6     27      34       69     _58     _67   _53    _84    _45    _94     _36  _63 39        48           25       57       18       66             18     37    
В-3   _74   _96     _85     _61      _48    _32    _54 _91 48      69        57            36         29       15       36         78 _ 47   _63     _58   _96     _84     _73   _85  _93 18        36        29      68        57        2 8     57     74  

 

 

В-1   +34      +42      +76      +84     +52           +27       +63 26          38         14              16        38              53           27     + 26        +57       +88       +65    + 75    +44     +36 34           23               12          25        25       36         54    
В-2   +25  + 46   +51   +34   +62   +77    + 84    +14 35       24      39      56       28      23             16       76     +32    +64  +15    +43    +26   + 12    + 48   +37 48        26     65       47       74        88             32      43  
В-3   +45   + 36   +24    +13   +51      +62     +72   +84 55           44          66       77          29              28            28      16     +35    + 63      +56    +67    +82   + 72   +53   +31 25        37          24            13            18           28           37        59  

 

 

В-1   _40     _60          _80     _90     _30     _100        _70 23             17             46             58             13          89                35     _50    _90       _60      _80     _100     _70      _30 32            48          25               41         57              38        16  
В-2   _50       _90      _60     _100      _40   _80     _30 27              74              38               69         22      56        17 _70       _60       _80     _40       _100    _50   _90 43            19              48        24            79            36      67       
В-3   _90    _40     _80    _30      _100      _60     _50 67       18        39       19                48             32        27     _70      _90      _60    _100    _80       _50     _40 24        53              48            75           39             21        19  

 

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1

5 · 3 =          25: 5 =       50: 5 =        12: 6 = 

6 · 4 =          48: 6=        30: 6 =        7 · 8 =  

8 · 8 =          9 · 10 =      72: 9 =        4 · 5 =

5 · 7 =          35: 7 =       9 · 2 =          81: 9 =

3 · 9 =          4 · 8 =        80: 10 =      6 · 6 =

 

Карточка 2

6 · 4 =          30: 5 =          60: 6 =        18: 6 = 

7 · 4 =          48: 8=          35: 7 =        9 · 8 =  

8 · 9 =          4 · 10 =         72: 8 =        3 · 9 =

6 · 8 =          35: 5 =         9 · 3 =          54: 9 =

4 · 8 =          9 · 4 =           90: 10 =      7 · 6 =

 

Карточка 3

9: 3 · 9 =               8: 4 · 6 =           6 · 2 - 1 =              10: 5 · 3 =

8: 2 +54 =             8: 2 · 5 =          4 · 2 · 9 =               9 · 3: 1 =

18: 2 - 1 =             8: 8 · 6 =          10: 5 +16 =           9: 3 · 8 =

8: 4 · 5 =               27: 3 · 4 =        16: 8 +9 =                 50: 5 + 46 =

 54: 6 – 6 =            81: 9: 9 =        72: 9 + 8 =             9 · 8 +34 =

 

Карточка 4

8: 2 · 9 =              18: 9 · 6 =          7 · 2 +8 =              12: 2 · 8 =

6: 2 +70 =              28: 7 · 5 =         5 · 3 + 9 =              45: 9: 1 =

18: 3 + 19 =          9: 9 · 8 =           90: 9 +32 =           21: 3 · 8 =

16: 4 · 5 =             15: 3 · 5 =        32: 8 + 9 =             40: 5 + 81 =

54: 9 + 8 =              72: 9 · 4 =        63: 9 + 18 =            6 · 8 – 22 =

 

Карточка 5

8 · 2 =          30: 6 =          70: 7 =        27: 9 = 

8 · 2 =          42: 6=          42: 7 =        7 · 4 =  

7 · 9 =          9 · 10 =          72: 9 =        2 · 5 =

5 · 7 =          25: 5 =          2 · 4 =          54: 6 =

3 · 7 =          4 · 4 =           70: 10 =      8 · 6 =

 

 

Карточка 6

Уменьши в 4 раза:

36 4 20 12 28 16
           

 

Увеличь в 5 раз:

7 3 6 4 9 8
           

 

Карточка 7

15: 3 + 60: 10 =           24: 8 + 14: 2 =  24: 6 + 45: 9 =            42: 7 + 35: 7 =

18: 6 + 81: 9 =            (68 – 33): 5 =    54: 6 + 24: 8 =            6 · 5 – 7 · 3 =

24: 4 – 10: 1 =            (63 – 58): 5 =

 

Карточка 8    Заполни таблицу:

Множитель 2 10   7 9   5
Множитель 9   2   9 9  
Произведение   30 16 28   54 25

 

Делимое 36 24   35   54 42
Делитель 4   7   9 9  
Частное   4 4 5 9   6

 

Карточка 9

 

Уменьши в 5 раз:

35 5 20 15 45 50
           

 

Увеличь в 6 раз:

6 2 5 4 7 3
           

 

 

Карточка 10 Заполни таблицу:

Множитель 3 10   7 9   5
Множитель 8   2   8 6  
Произведение   40 20 35   54 45

 

Делимое 32 28   36   63 70
Делитель 4   7   7 9  
Частное   4 6 6 9   7

 

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

РОСИНКА.

    Однажды летом ночью выпала роса. Но когда вышло солнце, роса высохла, только одна росинка не высохла. Она спряталась под листом лопуха.

    Скакала мимо лягушка и заметила росинку. Увидела она ее и спрашивает:

-Почему ты здесь прячешься, ведь сегодня такая хорошая погода?

-Я очень боюсь солнца. Если я выйду из-под листа, я высохну. Ведь вы, лягушки, спокойно можете жить на суше, а я не могу.

    Лягушка очень обиделась и съела росинку.

Вопросы и задания:

1.Почему не высохла росинка?

2.О чем спросила ее жаба?

3.Как ты думаешь, на что обиделась жаба?               

ЛЕВ И МЫШЬ.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
          Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро. (81 слово)

 

(А. Толстой)

Вопросы и задания:

1.. Отчего проснулся лев?

2. Почему он засмеялся?

3. Как мышь доброе дело сделала?





СТАРЫЙ ПЁС.

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
           Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
           Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
           Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(В. Сухомлинский)

Вопросы и задания:

1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?

 











ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
          К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал Володя, – проучит он тебя.
          Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.                                                                                                    (К. Ушинский)

Вопросы и задания:

1.Кто беседует в сказке?

2.Зачем лиса может прийти к кролику?

3. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

а) Утро; б) день; в) вечер; г) ночь.

4. Найди в тексте слово благосклонно. Отметь слово, близкое ему по смыслу:

а) доброжелательно; б) сурово; в) весело.

5. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:

а) Кого уважают, того и слушают.
б) Добрый пример лучше ста слов.
в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

6. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:

а) сказка;    б) рассказ;    в) загадка.







ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
         Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
         Старик говорит:
– Переломите веник.
         Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
         Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
         Сыновья все прутья переломали.

Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания:

1. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились; Б) жили дружно; В) во всём поддерживали друг друга.

3. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) Скучно; Б) плохо; В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник; В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям?














ОХРАНА ЖИВОТНЫХ.

    Широко разлилась река. Каждая поляна в лесу стала голубым озером.

Плохо лесному зверью. Вода загнала животных на маленькие островки. Островок не всегда спасает. Завтра его может залить вода.

    На помощь зверю приходит человек. В высоких охотничьих сапогах он шагает по воде. В руках у него сетка.

    Вот мечется на кочке лиса. Вода вот -вот зальет ее. Спасатель набрасывает на бедное животное сетку. Бьется лисичка от страха, грызет проволоку. На сухом месте лису выпускают из сетки. Беги в чащу! А спасатели продолжают поиски. Вода все прибывает. Надо спасать лис, зайцев, барсуков.

Вопросы и задания:

1.Почему каждая поляна в лесу стала голубым озером?

2.Как спасаются лесные звери?

ЯБЛОКО.

По улице шла старушка с корзинкой. В корзине были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно!
          Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман.
Старушка ничего не заметила. Она остановилась и сказала:
– Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
– Петрик...
– Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
– Не знаю.
           Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
– Съешь! Это из моего сада.
           Яблоко – то, что в кармане, – прямо жгло мне ногу.
– Почему ты не хочешь взять яблоко?
           Старушка стояла с протянутой рукой, а я...
А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал.
Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?

(Емельян Буков)

(112 слов)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, какое событие произошло с мальчиком.
2. Какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался, боялся чего-то?
3. Почему угощение старушки произвело на него такое впечатление?
4. Какие у тебя есть размышления по поводу поступка мальчика?

















ОЗЕРО.

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
           Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки...
          И побежали они стороной, в другую долину.
          А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
          Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.

(Я. Ярмыш)

(102 слова)

Вопросы и задания:

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?









ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ.

    Однажды Вова с Петей принесли дяде Матвею в поле обед. Шла весна. Земля покрылась молодой травой. В низинах зацвели первые цветы. В небе заливался жаворонок.

    После обеда тракторист посадил ребят в кабину, и трактор тронулся по полю. А жаворонок пел свою весеннюю песню.

    Вдруг пение оборвалось. Крылатый певец заметался над пашнею. Над ним кружил ястреб.

    Но тут произошло небывалое. Жаворонок влетел в окно кабины. Дядя Матвей осторожно взял птичку в руки. Она была ранена.

    Мальчики вылечили жаворонка и выпустили на волю. Снова над полями зазвенела весенняя песня.

 (А.Мусатов)

Вопросы и задания:

1.Каким было весеннее поле?

2.Почему оборвалось пение?

3.Как мальчики спасли жаворонка?

ЛОШАДЬ И ЖАБА.

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
          Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
          Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
           Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

 (Л.Н. Толстой)

(155 слов)

1. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

6. Какой нравственный урок получили дети?











ИСТОРИЯ О ГЛУПОМ ВОЛКЕ.

Один голодный волк отправился поискать себе чего-нибудь на обед. Тут ему повстречалась коза. Волк ей говорит:
— Иди-ка сюда, я должен тебя съесть! А коза ему отвечает:
— Если уж этого не миновать, то нечего делать, но видишь, какая я худая, во мне немного толку, а вот я побегу домой и принесу своего козленка, тогда уж тебе, по крайней мере, будет чем полакомиться.
           Волк согласился, а коза убежала — только ее волк и видел. Волк, прождав ее напрасно, наконец, отправился дальше, чтобы поискать опять чего-нибудь поесть. Ему навстречу идет овца.
— Овца, я должен тебя съесть! Овца отвечает:
— Разве ты не можешь взять кого-нибудь другого? Ведь я лучший танцор, и было бы очень жаль, если бы я погибла.
— А ты умеешь танцевать? — спрашивает волк.
— Как же, я тебе это сейчас покажу.
            Овца стала танцевать и, танцуя, делать все большие круги, пока не убежала.

(Казахская народная сказка)

(146 слов)

Вопросы и задания:

1.Назови персонажей сказки.

2. Объясни смысл слова полакомиться.

3.Как обхитрили коза и овца волка?

4.Какие чувства у тебя вызывают персонажи сказки?

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: