ИВАНОВТест №2 Теоретические основы дисциплины «Музейная педагогика»

1. Содержание и происхождение термина «музейная педагогика».

Музейная педагогика
— область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "М.п." возникло в 19 в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований М.п. начала формироваться с 60-х гг. 20 в. (первые центры М.п. появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране - с 70-х гг.
Музейная педагогика уже в первой половине двадцатого века сформировалась в отдельную научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом стали культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации. В 1920-е годы во многих странах мира стали создаваться музейно-образовательные центры, огромный вклад в развитие музейной педагогики внесли французские музейные работники и педагоги. В Великобритании начинают зарождаться традиции широких связей музеев с различными образовательными организациями. Учебные заведения Германии, Италии, США и Великобритании делают посещение музеев обязательным компонентом учебных программ. Россия отнюдь не отстает от остального мира, в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах создаются музейно-образовательные центры.

2. Принципы музейной педагогики.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

3. Специфика ознакомительной и развивающей экскурсий в музейной среде для дошкольников. Методические принципы подготовки и проведения с учетом возрастных особенностей.

К подготовке и методике проведения развивающей экскурсии в художественном музее предъявляются особые требования, так как она ориентирована на развитие художественных способностей и личностных качеств зрителя, необходимых для полноценного вос­приятия произведений изобразительного искусства, а именно:

· наблюдательности;

· творческого воображения;

· эмоциональной восприимчивости;

· сенсорных способностей;

· способности анализировать и обобщать свои впечатления;

· навыков межличностного общения по поводу увиденного.
При подготовке экскурсии данного типа ее продолжительность

ограничивается параметрами школьного урока. Следует особое внимание уделить особенностям художественного восприятия, свойственным возрасту экскурсантов. Это поможет наиболее целе­сообразно выстроить зрительный ряд, использовать более эффек­тивные методические приемы, определить продолжительность экс­курсии и количественный состав экскурсионной группы.

Зрительный ряд развивающей экскурсии может включать от 3 до 7 произведений, с непременным требованием обеспечить усло­вия для внимательного, вдумчивого изучения и переживания каждо­го из них. Разумеется, эти немногие произведения должны с макси­мальной убедительностью способствовать раскрытию поставленной педагогической задачи и быть доступны вниманию зрителей, со­ставляющих группу не более 10—12 человек.

Ведущим методом развивающей экскурсии является метод диа­лога, живой беседы, в основе которой лежат непосредственные на­блюдения, зрительные и эмоциональные ассоциации. Беседа, осо­бенно в школьной аудитории, создает атмосферу, благоприятствую­щую творческому поиску и познавательному интересу, что предпо­лагает сочетание известной непринужденности и дисциплины, когда учащиеся, с одной стороны, чувствуют себя достаточно свободно и раскованно, а с другой — сохраняют сосредоточенность и заинте­ресованность в совместной с экскурсоводом творческой работе.

В свою очередь, и вопросы экскурсовода должны отличаться яс­ностью, конкретностью, учитывать специфику детского восприятия. Они могут относиться к:

· формальной стороне произведения, к выразительным сред­
ствам («какой цвет ты считаешь главным в этой картине?»; «поче­
му художник именно так расположил предметы?»), а также к тех­
нике исполнения («почему ты догадался, что эта скульптура выпол­
нена в мраморе, а не в каком-либо другом материале?»);

· эмоциональному впечатлению («какое настроение вызывает
у тебя эта картина: спокойное, тревожное, радостное?»).

Полезно задавать вопросы, ориентированные на изобразитель­ную деятельность ребенка, что значительно повышает интерес к экскурсии, дает возможность свободно высказываться, привлекая собственный опыт в области художественного творчества (напри­мер, «какие краски ты использовал бы для изображения этого сю­жета?»). Беседа о художественных материалах и их выразительных возможностях пробуждает интерес и вызывает чувство уважения к труду художника. Вопросы, которые ставятся в ходе экскурсии раз­вивающего типа, требуют не столько активизации памяти, сколько работы воображения, а также сравнений, сопоставлений, опреде­ленного исследования, то есть создают проблемные ситуации, побу­ждающие к поиску самостоятельных, нестереотипных решений (на­пример: «как бы ты назвал эту картину, если бы был ее автором?»; «не напоминает ли тебе эта картина какое-либо музыкальное про­изведение?»; «каким характером обладает эта музыка?»).

Развитию воображения и ассоциативного мышления способст­вует включение в процесс зрительного восприятия поэтических фрагментов. В этом случае зрительный и поэтический ряд должны быть созвучны друг другу и использоваться в тесной взаимосвязи, что благоприятствует проникновению учащихся в глубину художе­ственного образа и возникновению целостного впечатления от об­щения с произведением изобразительного искусства.

Успешному решению задач развивающей экскурсии помогают специальные дидактические игры, нацеленные на создание соответ­ствующей психологической установки, организующей процесс вос­приятия в нужном направлении. Этот раздел экскурсионной мето­дики требует особенно пристального внимания, так как умело орга­низованные развивающие игры стимулируют работу воображения,

творческую импровизацию, позволяют избежать навязывания шаб­лонов и стереотипов восприятия.

 

4. Основные формы культурно-образовательной деятельности для дошкольников. Музейный праздник: сущность новой формы. Специфика организации работымузея для дошкольников по формированию компетенций в творческой деятельности, по саморазвитию, самовыражению.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны; чаще всего выделяют базовые (традиционные) и новые формы.

К традиционным формам относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце XIX века. Для обращения к широкой аудитории Политехнический музей в Москве с 1870-х годов использовал публичные лекции и научные демонстрации. С 1889 года в Историческом музее столицы публичные лекции читали ведущие русские ученые того времени. Если лекции со временем утратили значение формы, имеющий широкий общественный резонанс, то экскурсии по-прежнему регулярно проводятся в музеях во всем мире. С середины 1980-х годов распространяются новые жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки. Другая базовая форма – музейная консультация, которую обычно используют для индивидуальных посетителей. В работе отечественных специалистов в отличие от зарубежных коллег эта форма встречается редко. Клубные формы музейной работы включают в себя лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, кружки и студии (в художественных музеях). К традиционным формам относят также научные чтения (конференции), конкурсы (олимпиады, викторины), театрализованные представления и концерты, кинопросмотры, встречи с интересным человеком.

На рубеже 1980–1990-х годов постепенно складываются новые формы культурно-образовательной деятельности музея, что связано с удовлетворением потребности посетителей в рекреации и отдыхе.

В настоящее время новые формы продолжают развиваться, среди них музейный праздник (фольклорный или календарный, музейный фестиваль, музейная ночь), историческая игра, мастер-класс, интерактивная экскурсия.

Впервые музейная ночь состоялась в Берлине (Германия) в январе 1997 года и вошла в историю под названием «Долгая ночь музеев». Первоначально было очень популярным ночное созерцание лишь произведений искусства, то есть музейные ночи проходили в картинных галереях и художественных музеях. Постепенно оказалось, что музейные ночи интересно проводить в музее любого профиля. С тех пор волна музейных ночей прокатилась не только по всей Германии, но и Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Чехии, захватив Скандинавские страны и США, и в апреле 2002 года добралась до Сибири. Музейная ночь в Красноярске стала тогда своеобразным празднованием 15-летненго юбилея Красноярского музейного центра. В 2005 году через Интернет музеи Франции выдвинули идею о проведении во всех странах мира акции «Ночь музеев» к Международному дню музеев 18 мая. На это предложение откликнулись многие российские музеи. Музейные ночи с успехом ежегодно проходят теперь в таких российских городах как Москва, Норильск, Кемерово, Смоленск, Пермь, Бишкек, Барнаул, Калининград и других. Первая акция «Ночь музеев» в Ярославле состоялась 20 мая 2006 года.

Музейная ночь, как и любой другой музейный праздник, рассчитана, в первую очередь, на привлечение в музей новых лиц. Вполне возможно, что они ранее совсем не интересовались посещением музея. Кроме того, эти формы культурно-образовательной деятельности могут показать новые возможности музея для людей, давно знакомых с музейными предложениями для посетителей.

5.ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ СВОЕВРЕМЕННО ЗАДАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ИЛИ НЕ БРАЛ ЭТУ ТЕМУ «Музейная педагогика» в Германии. Основные положения концепций музейно-педагогической деятельности А. Лихтварка, Г. Кершенштайнера, и других.

Предпосылкой зарождения музейно-педагогической мысли явилось осознание музея как института образования, что особенно заметно проявилось на рубеже ХIХ и ХХ веков.

В частности, на конференции "Музей как образовательное и воспитательное учреждение" (Маннгейм, 1903) директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк в своем докладе произнес слова, отразившие этот новый взгляд на музей: "К университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, Х1Х век присоединил новое высшее воспитательно-образовательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждения носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала... Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума" (Лихтварк А., 1914, с.3). Отметим, что впоследствии некоторые материалы конференции были опубликованы в России и имели большой общественный резонанс.

А. Лихтварку не случайно было доверена роль председателя и главного докладчика на конференции, ибо именно он первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод "музейных диалогов", он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.

Как показано в работах Е.Б. Медведевой (1995; 1997), основополагающие идеи музейной педагогики связаны также с именами таких немецких педагогов и музейных деятелей, как Г. Кершенштейнер, Г. Фройденталь и А. Рейхвейн.

В частности, Г. Кершенштейнер, разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. Его идеи воплотились в деятельности Немецкого музея шедевров естествознания и техники г. Мюнхена, экспозиция которого была построена с учетом возможностей ее восприятия не только специалистом, но и любым "обывателем", посетившим в музей. Она была специально ориентирована на осуществление наглядности обучения и провоцировала активность посетителя в процессе восприятия материала. Так немецкое музееведение обогатилось пониманием того, что для эффективного образовательного процесса важен не только посредник, но и экспозиция, построенная по педагогическому принципу.

Логичным следствием рассмотрения деятельности музея с педагогической точки зрения стало появление термина музейная педагогика, который, как установила Е.Б. Медведева, впервые употребил в своей книге "Музей - образование - школа" (1931) Г. Фрейденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он разработал специальную методику работы со школьниками, которая включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке. Центральное место в этой методике, естественно, отводилось школьному учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.

Однако в послевоенное время, подчеркивает Е.Б. Медведева, в Западной Германии произошел окончательный отказ от трактовки музейной педагогики как использование музея в целях обучения. Этим термином стали обозначать новую научную дисциплину, рассматривающую образовательные проблемы музейной коммуникации. Сферой музейной педагогики, согласно трактовке западногерманских специалистов, является создание наиболее благоприятных условий для общения посетителей с культурным наследием.

6. ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ СВОЕВРЕМЕННО ЗАДАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ИЛИ НЕ БРАЛ ЭТУ ТЕМУ Формирование музейно-образовательной традиции в России. Теоретические взгляды и музейно-педагогическая деятельность Н.Ф. Федорова, Н.И. Романова, А.В. Бакушинского и других.

Поскольку Россия в течение длительного времени имела тесные связи с Германией и в той или иной степени испытывала на себе ее культурное влияние, образовательная деятельность отечественных ]музеев во многом аналогична вышеописанному немецкому опыту. Но как по времени создания, так и по количеству музеев Россия значительно отставала от Германии. При широкой известности Третьяковской галереи2, Исторического и Политехнического музеев в Москве и императорского Эрмитажа, первый государственный музей страны — Русский музей императора Александра III был открыт в Петербурге лишь в 1898 г.
Разумеется, труды А. Лихтварка и К. Фолля были хорошо известны российским специалистам того времени. Они оказали безусловное влияние на те процессы формирования теоретических и практических аспектов музейной педагогики, прежде всего в среде художественного музея, которые развивали Н. И. Романов, Ф. И. Шмит и особенно А. В. Бакушинский.
Наряду с этим следует отметить влияние на отечественных ис-следователей и воззрений известного философа, представителя рус-ского космизма Н. Ф. Федорова, который считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей — его смысл и назначение» Н. Федоров называл музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Н. Федорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех представителей общества, независимо от уровня образования и социального положения. Выдающийся русский философ выделял три его основные функции: исследование, учительство и деятельность. Он считал, что только их совокупная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал.
Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди пуб-ликаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству». В ней автор высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию, задача которой — «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьезный углубленный анализ известного произведения».

7. ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ СВОЕВРЕМЕННО ЗАДАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ИЛИ НЕ БРАЛ ЭТУ ТЕМУ Перспективы развития музейной педагогики. Основные научно-практические центры музейной педагогики, созданные в 1990-х годах XX столетия.

· Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Следовательно, «музейность» приобретает новое качество - передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется как акт творческой реализации и самореализации, воспитывающего культуротворчества. Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа Х1Х-ХХвв. Так, в работах Я. Борина, И.М. Гревса, А.У. Зеленко, А. Лихтварка, Н.А. Хитькова и др. раскрывается специфика работы музея с детской аудиторией. В работах В.Е. Туманова, М.Ю. Юхневич, Е.Г. Вансловой, Г.Ю. Элькина, З.А. Огризко обобщен опыт работы школьных музеев, указаны цели, задачи, формы их деятельности. В работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б Давыдова обоснованы основные педагогические принципы и подходы, которые используются в деятельности школьных музеев. К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, который, как и школьный, обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие и воспитание детей и подростков. Характеризуя сущность и содержание деятельности музея с детьми, понятия «школьный музей» и «детский музей» можно рассматривать как идентичные, поскольку они обозначают не столько месторасположение музея (в школе или вне школы), а специфику работы с детской аудиторией.

В России тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось еще в середине XIX века. Можно выделить несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (XIX век), «школоцентристская» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века). Школьный музей рубежа XIX и ХХ вв. в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. Н.А. Хитьков - автор одной из первых монографий о подобных музеях, писал, что под школьным музеем нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости, потому что в школьном музее они только желательны, но не являются необходимыми. Школьный музей есть просто собрание коллекций, приборов, картин и

вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание, поэтому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная.

Другой исследователь этого периода отмечал, что всякий предмет мог представлять ценность для такого музея: «камень, валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», коль скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего. Причем, особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением. Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода преподавания, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащихся и педагогов, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий. Я. Борин отмечал, что помимо того, что музей в школе являлся условием для воспитания полезных и необходимых для жизни навыков, для возбуждения любознательности, для построения правильных представлений и понятий об окружающей жизни, он был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми, служил также «прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого учителя».

Подводя итог краткому ретроспективному обзору развития школьных (детских) музеев, можно выделить следующие тенденции: с начала своего возникновения на рубеже Х1Х-ХХ вв. вплоть до конца 1920-х гг. школьный музей

·

создавался, исходя из потребностей в наглядном преподавании; в 3040-е гг. - в связи с развитием школьного краеведения; с середины 50-х гг. обозначается новая тенденция - ориентация на государственные музеи.

К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев, которые в количественном отношении стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. К концу ХХ столетия число детских музеев существенно сократилось, тем не менее, в нашей стране представлены практически все типы музеев, которые существуют за рубежом: детские музеи, которые возникают в структуре традиционных, «взрослые» музеи на правах специально созданных подразделений; музеи, которые являются частью других, не музейных, детских культурно-образовательных центров; музеи, являющиеся частью инфраструктуры двух сфер - культуры и образования; самостоятельные детские музеи и др. Современные исследователи развивают свое представление о детском (школьном) музее, опираясь на подходы родоначальников музейной деятельности с детской аудиторией.

Ю.Б.Яхно считает, что целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы воспитанников, поддержка творческих

способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [10]. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать. Особенностями школьного и детского музея являются: наличие постоянной аудитории возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий; участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций; большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций; возможность проверить себя в будущей профессии; комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом) собственные нормы социального поведения. Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда) - по существу универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении нравственного, патриотического, гражданского воспитания.

 

8. ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ СВОЕВРЕМЕННО ЗАДАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ИЛИ НЕ БРАЛ ЭТУ ТЕМУАнализ изученного передового опыта современных отечественных педагогов в организации музейной деятельности для дошкольников и младших школьников: К. Пацвалла, З. Странского, А. Григоровой, Столярова Б.А., Шляхтиной Л.М., Юхневич М.Ю и других

9. Культурно-образовательные программы музеев России и мира как современный этап в развитии музейной коммуникации(на собственном выборе музеев)

Культурно-образовательная деятельность музея — это одно из важнейших направлений его деятельности, осуществляемое в непосредственном контакте с аудиторией, прежде всего, детской и подростковой.
Культурно-образовательная модель, основанная на коммуникативном подходе, привнесла несомненную новизну во взаимоотношения музея с его аудиторией, затронув их основу. Менялось представление о сущности музейно-образовательного процесса и характере взаимодействия между музеем и посетителем. Наиболее точно и ёмко это сформулировал М.В. Гнедовский, в работах которого последовательно раскрывается суть нового коммуникационного подхода. «Сверхзадача» музея по отношению к аудитории определяется исследователем на основе аксиологической концепции (в терминах актуализации ценностей), которая противопоставляется господствующей ранее информативной модели.
Сегодня мировая музейная практика отмечает размывание классической музейной формы, формы организации музейного пространства, сложившейся в процессе становления музея. Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. В поисках путей освобождения от черт элитарности, характерных для классической концепции музея XIX столетия, рождались новые, более доступные для восприятия способы подачи музейного материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-образовательной деятельности.
Ещё в XIX столетии русский философ Николай Фёдорович Фёдоров (18281903) стремился создать концепцию так называемого «идеального музея», и это не просто стремление, а призыв человечеству пересмотреть укоренившиеся взгляды, устоявшиеся каноны и создать учреждение нового типа, новой формы, удовлетворяющей не только потребности современного человека в желании сохранить что-то очень ценное, важное как для одного человека, одной личности, но так и для целых народов, для целых эпох, и сегодня мы обращаемся к его концепции, понимая всю ценность и важность его мыслей и представлений.
Тенденции развития музеев свидетельствуют о появлении многочисленных и нестандартных формах работы и подачи материала, расширении диапазона форм культурно – образовательной деятельности. Однако как показали результаты авторского исследования, посетители отдают предпочтение традиционным исторически сложившимся формам музейной деятельности и предпочитают посещать выставки (90,5%) или экспозицию (52,7%),что является, на наш взгляд, вполне обоснованным фактом. Поскольку история возникновения музеев доказывает, что его основу составляют постоянные и временные (или выставки) экспозиции. Именно экспозиция является основой музейной коммуникации, которая осуществляется, прежде всего, путем зрительного восприятия посетителем экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. В экспозиции выявляются культурно - коммуникативная, знаковая природа артефактов, предметов, представленных в пространстве музея.

10. Основные педагогические задачи современного детского музея. Принципы функционирования и формы работы детского музея.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников.

Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как:

-погружение в прошлое,

-манипулирование с музейными предметами,

-вопросно-ответный метод,

- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

-обыгрывание ситуаций,

-мини-спектакли,

-смена интерьеров,

-экскурсия по выставке,

-демонстрация экспонатов,

-эвристическая беседа и так далее.

Формы и методы совместной образовательной деятельности с детьми в рамках мини-музея:

Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы).

Мини-музей - создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством, для восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д)

Познавательное развитие.

Обращаясь к экспонатам музея можно знакомить дошкольников с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками. Современные дети смогут наглядно представить себе быт и обычаи родного народа.

Речевое развитие.

В фольклорных мини-музеях находят свое место предметы народного быта, которые часто упоминаются в сказках, былинах (ухват, веретено, коромысло, чугунок, лапти и т. д.) Расширению словаря способствует и знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды.

Художественно – эстетическое развитие (ИЗО).

Огромный художественно-эстетический потенциал дошкольников раскрывается в ходе знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, которое воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, вызывает эмоциональный отклик, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.

Социально – коммуникативное развитие.

Музейная педагогика помогает решить задачи нравственного воспитания: вызывает чувство уважения к Родине и своему народу, к труду народных мастеров, чувство гордости за их талант и трудолюбие.

Художественно – эстетическое развитие (музыка).

Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.

 

 




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: