Организационно - подготовительный этап

Методика проведения массовых мероприятий

(методика организации дела)

Требования к организации и проведению массовых мероприятий.

 

Все массовые мероприятия организуются одинаково, какие бы названия они при этом не имели, как бы не разнилось их содержание. То есть, с точки зрения организации, конкурс молодых вокалистов, конкурс рисунков на асфальте и конкурс на лучшую инсценировку сказки ничем не отличаются друг от друга. Одной из самых распространенной формой проведения массовых мероприятий являются конкурсные программы. Для того, чтобы вычленить алгоритм организации массовых мероприятий в частности, конкурсных программ, нужно сначала определить, что будет подразумеваться под этим термином.

В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Поэтому специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами. Под это определение попадают и спортивные соревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами. Но в силу того, что соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организационную специфику, они традиционно воспринимаются как самостоятельные формы работы.

Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельность; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.

Поскольку цель такого мероприятия – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл воспитательных мероприятий: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.

Массовые воспитательные мероприятия позволяют ребенку:

- сформировать адекватную самооценку;

- развить свои волевые качества;

- воспитать свой эстетический вкус;

- самоопределиться в мире увлечений и профессий; и т.д.

Организационно - подготовительный этап.

 

Организация массовых мероприятий – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все мероприятия, от самых маленьких до грандиозных, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. Они могут называться по-разному: «конкурс», «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» и т.д. – от этого организационный алгоритм также не меняется.

 

Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любого массового мероприятия, то можно составить перечень из десяти слов:

1. Участники. 6. Ведущий.

2. Задания. 7. Реквизит.

3. Критерии. 8. Техника.

4. Жюри. 9. Помещение.

5. Призы 10.Зрители.

 

В любом случае организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде, чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще необходимость в его проведении. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания детей – такое желание можно сформировать – сколько из распространенности в детской среде того вида деятельности, который лежит в основе мероприятия.

После того, как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1) придумать мероприятию яркое название;

2) сформулировать конкурсные задания;

3) разработать условия и критерии конкурса.

 

Привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему мероприятию и вызвать у них желание участвовать. Но при всей значимости названия, более важным элементом мероприятия являются конкурсные задания. Именно они определяют, что нужно сделать, в чем дети будут соревноваться.

Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее воспитательного мероприятия и возрасту ребенка. Например, задание «сочините какое-нибудь стихотворение» очень трудно выполнить из-за его неопределенности, расплывчатости. Еще труднее оценить то, что возможно получится: если один ребенок сочинил двустишье – дразнилку, а второй – сонет о любви, они оба в равной степени справились с заданием в той его формулировке, которая была предложена. Задание «нарисовать комикс на тему: «Как делают жевательную резинку» просто невыполнимо, так как дети незнакомы с технологией этого процесса. К сожалению, подобные некорректные задания очень часто предлагаются детям организаторам массовых мероприятий.

И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет оцениваться результат.

В зависимости от содержания мероприятия в условия могут входить (или не входить) такие пункты:

- время на подготовку конкурсного задания;

- срок предварительной демонстрации подготовленного результата;

- место предварительной демонстрации подготовленного результата;

- размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.);

- возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей, и т.д.;

- перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

 

Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о проведении воспитательного мероприятия», в котором указывается название мероприятия, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников мероприятия. Одни мероприятия предполагают индивидуальное участие, другие – наличие команд. Во время этой кампании можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение – выбор средств зависит от масштабности мероприятия. Главное - сделать так, чтобы ребята захотели в нем участвовать, и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения мероприятия.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов мероприятия компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, красота, остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, поскольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менее существуют способы снизить эту опасность.

Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное - сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.

И, в-четвертых, организатор воспитательного мероприятия должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.

 

При проведении массового детского мероприятия, в его программе, так или иначе, появляются незапланированные пустоты. Их можно заполнить так называемыми играми с залом. Чтобы игра прошла успешно и интересно, нужны ведущий, 2-3 помощника, а для некоторых игр – жетоны или какие-то карточки (заготовленные заранее) для определения количества ответов играющих. Важно правильно подобрать игру, чтобы она подходила для данного момента, выработать четкие условия игры, продумать заранее ее ход, завершение и, возможно, награждение победителей. Ведущему надо помнить, что игра – это все-таки добровольная, во многом условная деятельность, создаваемая самими игроками, что она ограничена пространством и временем и лучше всего, когда игроки (зал) остаются на своих местах. Это могут быть игры на внимательность типа «Вопрос – ответ», игры выполняющие роль «физкультминутки», например «Ежики», «Повтори движение», игры на развитие памяти, такие как «Вспомни песню» или «Двойные фамилии» и другие.

 

 

2. Этап проведения и анализ мероприятия.

 

Подготовительный этап мероприятия должен завершиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ, или в виде показательного выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на лучший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта. К сожалению, так бывает не всегда. Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерта-шоу иногда проходят выступления солистов и коллективов в зале, где присутствуют только члены жюри и коллеги-конкуренты. При таком подходе воспитательный потенциал мероприятий многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределении мест, но еще значимо более для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству, их труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкурса-выставки или конкурса-концерта почувствовать это внимание невозможно.

 Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

- как пригласить зрителей,

- когда провести предварительный просмотр,

- кого пригласить ведущим,

- как оформить помещение,

- где посадить жюри,

- на чем расположить экспонаты,

- как организовать церемонию открытия,

- какую подобрать музыку,

- во что будут одеты участники,

- где жюри будет обсуждать итоги,

- кто будет вручать призы,

- как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении массового мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен его анализ. После окончания мероприятия необходимо провести рефлексию. Она проводится с целью выявления отношения участников и зрителей к прошедшему мероприятию, какой отклик оно оставило в их душах, был ли положительный эффект. Рефлексию можно провести в различной форме: беседа, анкетирование. Можно предложить всем участникам и зрителям выразить свое отношение к состоявшемуся мероприятию, выбрав цвет, соответствующий настроению или нарисовать пиктограмму.

Во всех массовых мероприятиях обнаруживается приведенный выше алгоритм организации - то есть определенная последовательность действий. Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения мероприятий, их высокого воспитательного эффекта.

 

Вопросы:

- что такое конкурсная программа?

- какие возможности дают ребенку массовые мероприятия?

- назовите  3 этапа мероприятия

- назовите «десять слов», из которых состоит массовое мероприятие

- какие могут быть условия выполнения задания?

- как создать жюри?

- какие организационно-содержательные вопросы решает организатор?

- с какой целью проводится рефлексия?

- формы организации рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: