Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка

Евсеева Антонина Николаевна

19 00 07 - педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Нижний Новгород - 2000

Работа вьшолнена в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени НА. Добролюбова

Научный руководитель:  доктор психологических наук,

Профессор Рыжов В.В.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

доцент Чиркова Т.Н.

кандидат психологических наук, доцент Гуцу Е.Г

Ведущая

организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится 9 июня 20UO года в 9 часов на заседании диссерта- ционного совета К. 113.28.04 по педагогической психологии и коррекци- онной психологии в Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского госу-

дарственного педагогического университета

Автореферат разослан 6 мая 2000 года

Ученый секретарь диссертационного совета HЕМОВА Л Н.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена практическими     проблемами взаимоотношений родителей и детей в современной семье. Речь идет не просто о  вопросе "отцов и детей" в его привычном понимании, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию родителей и детей, об отношении к ребенку как к субъекту взаимодействия, как к особому "Я".

Преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной семье в     большинстве       случаев      является    целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отме- • чается, что это есть отражение общих принципов современного традиционного образования - субординации, монологизма, произвола, контроля и других, выражающих господство и     доминирование     мира взрослых  над миром детства

(А.Трубников), что не способствует формированию позитивной Я-концепции ребенка, его здоровой самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности.

В современном обществе прослеживаются качественно деформированные взаимоотнпшения детей и взрослых, основанные на увеличении духовной пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира. Ребенок     стал чужим        для массы взрослых,         равнодушных       к     нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая       к   духовному       кpaxу         последних, их   одиночеству, цинизму, неприятию мира Практически       оказывается нарушенной основная    сфера социального развития ребенка, называемая семьей

Проблемами общения и взаимоотношений родителей и детей, изучением роли семьи      в       формировании      личности   ребенка                 занимались многие                   видные отечественные      и                 зарубежные психологи, педагоги,   философы: Трудами А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Б Ф Ломова, МИ Лисиной А А Бодалева, М М.Бахтина, А Б Добровича, И.С Кона и др заложены общие основы теории психологии общения, в том числе в семье. В трудах известных русских педагогов и общественных деятелей К.Д.Ушинского, Н И. Пирогова, П Ф Каптерева,            Д.И.Писарева,       Н  В.Шелгунова, А.П.Нечаева, а   также В    А Сухомлинского,               Я.   Корчака     подчеркивается               решающая роль семьи        в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуалъных качеств

Особо пристального внимания в последнее десятилетие, как отмечают Ю Б.Гжшенрейтер,  Дж       Макдауэлл, Д    Добсон      и     другие,      требует      проблема общения родителей и детей в семье, проявления любви к детям со стороны взрослых, которая раскрывается в их диалогическом общении с детьми, что является фундаментом позитивной, здоровой, духовно-нрав-

ственной Я- концепции ребенка В современных исследованиях предлагаются новые основные принципы образования и воспитания в семье - равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия

(А.Б. Орлов).

Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания и формирования Я-концепции ребенка в системе семейного общения, позволяет утверждать, что только в диалогическом общении "один человек становится для другого величайшем богатством ", равноправным      партнером, где       признается его уникальность и неповторимость Такие отношения характерны для духовно богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия, принятия и диалогического общения возможно формирование адекватной и. здоровой Я-концепции и самооценки ребенка.

Исходя      из   вышеизложенного            можно сказать,      что             в     современной       пе- дагогической психологии не проработай пласт проблем, связанных с фор- мированием        Я—концепции       ребенка      в     зависимости от   психологического климата семейного общения    Под психологическим климатом семейного общения в нашей работе понимается совокупность следующих компонентов, доминирующий стиль общения, преобладающие духовно-

нравственные ценности, реальное содержание взаимодействия членов се-

мьи. Понятие диалогического общения объединяет такие стили общения, как личностно-ориентированныи,       доверительный,                сотруднический,   духовный Оно характеризуется признанием уникальности и неповторимости партнера по общению (ребенка), уважением к     нему,       безоценочным      отношением, доминантой на собеседнике, открытостью, искренностью выражения чувств, доверием.     Диалог       создает      адекватное взаимное   отражение       партнеров  и позитивную атмосферу их общения.

В отличие от диалога монологическое общение объединяет проти- воположные стили общения       примитивно-авторитарный, формально- стандартизованный, манипулятивный и др., которые не являются продук- тивными в общении.

Данная работа посвящена теоретико—экспериментальному решению вопроса о влиянии психологического климата семьи на формирование Я-концепции ребенка, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развития личности ребенка в целом Причем, речь идет о формировании позитивной Я- концепции ребенка, то есть о такой системе его представлений о собственной личности,  которая      отличается адекватностью,     здоровой   самооценкой, развитой способностью ребенка принимать себя, отсутствием чувства вины Такая Я-концепция является       важным      условием   оптимального      развития личности ребенка в семье и в целостном онтогенезе Существует и ряд других важных факторов, влияющих на формирование личности, таких как оценка личности окружающими людьми, общение со сверстниками, влияние школы, состояние здоровья и др, которые учиты-

вались в нашем исследовании, хотя и не были предметом специального изучения.

Исследований, посвященных изучению взаимосвязи климата общения в семье и состояния Я-концепции ребенка, а также особенностей онтогенеза личности в целом в педагогической психологии по существу не проводилось Мы считаем, что предлагаемое нами исследование дополнит данные об этой взаимосвязи.

Цель исследования, изучить влияние психологического климата общения в семье на формирование Я-концепции ребенка как одного из главных условий развития личности в онтогенезе.

Объект       исследования:       целостная  система     внутрисемейного  общения    и различные типы психологического климата семьи как условие формирования позитивной Я-концепции ребенка.

Предмет исследования структура Я-концепции ребенка и различные уровни ее развития в зависимости от типа психологического климата общения в семье

Гипотезы исследования:

1. Среди личностных свойств ребенка наиболее существенное значение для оптимального       развития»  личности   ребенка      имеет система    свойств,     со- ставляющих позитивную Я-концепцию ребенка. Мы предполагаем, что в эту систему входят следующие свойства (1)здоровая самооценка, (2) принятие себя; (3) адекватное представление      о     себе; (4)       высокий     уровень                са- моуважения; (5) уверенность в себе; (6) отсутствие чувства вины.

2. Формирование позитивной Я-концепции зависит от преобладающего в семье психологического климата общения Мы выделяем два основных типа психологического климата общения' диалогический, при котором доминирует личностно и духовно ориентированное взаимодействие между родителями и детьми, нравственно-ценностные отношения в семье, и мо-нологический, для которого характерны формальные, стандартизованные, авторитарные и иные непродуктивные стили общения между ними

Оптимальным       условием   формирования                  позитивной Я-концепции ребенка является    диалогический,     личностно и     духовно     ориентированный             климат общения в семье.

3.    Детерминантой     диалогического    климата     семейного общения    является ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра,     любви,       красоты,    истины,                 искренности, открытости, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребенка, его самоценности

4. Для реализации в системе семейного общения условий диалогического, личностно-ориентированного и     нравственно-ценностного общения    не- обходима специальная программа психолого-педагогической работы с семьей в целях (1) внедрения принципов диалогического семейного общения в жизнь семьи, в сознание родителей, в их действия, (2) коррекции не-

гативных тенденций детско-родительских отношений; (3) оптимизации этих отношений.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1.Исследовать   систему     свойств,     составляющих      Я-концепцию ребенка Выявить структуру Я-концепции, входящие в нее элементы, а также ту роль, которую Я-концепция играет в целостной структуре личности и в процессе ее развития. Выработать представление о позитивной Я-концепции личности.

2.    Изучить     существующие     концептуальные   подходы    в     отечественной       и зарубежной педагогической психологии к проблеме общения в семье, выявить наиболее характерные психологические особенности семейного общения, а также основные факторы, определяющие диалогический характер общения в семье.

3.    Изучить     психологические  особенности организации межличностных отношений в семьях ПОДРОСТКОВ с целью выявления вариантов психологи- ческого климата семейного общения, обосновать понятие психологического климата общения.

4.    Разработать программу, обеспечивающую    оптимизацию и коррекцию

детско-родительских отношений и     климата     семейного общения    с     целью перевода их на принципы личностно и духовно ориентированного диало- гического общения

5.    Экспериментально проверить (в условиях   формирующей      психолого- педагогической работы) эффективность предлагаемой программы диалоги- зации и одухотворения семейного общения, то есть проследить изменения свойств ребенка, составляющих его Я-концепцию, по мере перехода се-

Методологическую основу       исследования составили  современные исследования в области психологии семьи, семейного общения и развития личности ребенка. Б исследовании были учтены и использованы научные данные  в     области     психологии общения (А.А.Бодалев, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Б.Добрович), развития личности ребенка и формирования его Я-концепции (М.И.Лисина,  Л.И. Божович, Р.В Берне, А Н Леонть-ев, Э Эриксон, И.И.Чеснокова), межличностных отношений в семье (В Л леви, Г.Г.Хомептаускас, А.Г.Харчев, Н.В.Андреенкова). Нами изучен также ряд работ в области христианской и духовной психологии (А А.Ухтомский, Н.А. Бердяев, В.С.Соловьев, Н.О Лосский, В В Зенъков-скик, Б.В.Иичипоров, В А.Пономаренко, В.Д.Шадршшь, Б.С.Братусь, В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов, Т.А. Флоренская, Дж Макдауэлл, Дж Добсон, Э Эвальдс, Р. Мак-Ги и др) Методы       исследования.      В    работе       использовались       следующие методы, теоретический анализ психолого-педагогических исследований, теоретико- прикладное моделирование программы экспериментального изучения

общения родителей и детей в семье; эмпирические методы- наблюдение жизни семьи, опросы       родителей и     детей, составление психологических портретов семьи и их контент-анализ. Использовались также тестирование родителей и детей, беседа и экспериментальная работа, направленная на коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений, анкетирование, социомеиричеекие методики, интерперсональная диагностика по Т Лири, тест

"Рисунок    семьи",      количественный   и     качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1.  Уточнена структура Я-концепции ребенка (позитивное принятие себя, здоровая     самооценка,       уверенность, принятие   мира), формирующаяся   в условиях семейного общения.

2.    Выработано представление      о     позитивной Я-концепции как  системе личностных свойств, обеспечивающих оптимальную социализацию ребенка, его гармоничное развитие в условиях семьи. В эту систему входят следующие свойства. (Пздоровая самооценка; (2)   принятие   себя; (3)              адекватное представление о себе; (4) высокий уровень самоуважения; (5) уверенность в себе; (6) отсутствие чувства вины.

3     исследованы         подходы    к     определению роли Я-концепции и     здоровой самооценки в     онтогенезе личности  ребенка,     показано    ведущее     значение самооценки и Я-концепции в формировании гармоничной личности ребенка.

4. Расширены представления о различных уровнях, видах, стилях семейного общения   как       фактора     развития    личности   ребенка      Уточнено  содержание понятия психологического климата   семейного общения.   Проведено сравнительное изучение двух основных типов психологического климата семьи - диалогического и. монологического В качестве детерминанты се- мейного диалога      выделены  характеристики    духовно-нравственной       ориен- тации взаимодействия между родителями и детьми.

6.    Разработана, реализована и     проверена  в     формирующем     эксперименте программа диалогизации и одухотворения семейного общения.

7. Подтверждено значимое для педагогической психологии семьи положение о ведущей роли личностно-ориентированного общения и диалогического климата    семьи в     формировании       позитивной Я-концепции и     здоровой самооценки личности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы   психолого-педагогической     работы                 с     семьями     подростков по одухотворению к            диалогизации        климата     семейного общения    с     целью оптимизации их       Я-концепции         Она определяется также         возможностью использования                результатов исследования в     психологическом            кон- сультировании и в работе учебно-воспитательных учреждений. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для разработки программ повышения образовательного уровня и психологической компе-

тентности родителей в воспитании детей Результаты и выводы работы могут быть использованы в курсах лекций для практических психологов, студентов, а также при разработке методических пособий по проблемам семейного воспитания

Представленная в исследовании программа тренинга может быть успешно использована     в       практике    работы       школьного психолога  и     семейного консультанта.

На защиту выносятся положения, составляющие гипотезы исследования, проверенные и       подтвержденные   результатами теоретической      и экспериментальной работы:

1 Я-концепция ребенка оказывает большое влияние на развитие его личности в     онтогенезе.       Структура позитивной Я-концепции ребенка      включает адекватный я-образ, здоровую самооценку, принятие себя, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие у ребенка чувства вины

2 Позитивная Я-концепция является одним из главных условий нормального

(оптимального) развития личности в онтогенезе

3     Могут быть выделены  два основных   типа психологического климата семейного общения диалогический, при котором доминирует лично стно и духовно ориентированное общение между родителями и детьми, нравственно- ценные     отношения в     семье,        и       монологический,  характеризующийся формальными,                  стандартизованными,             авторитарными     и                 иными непродуктивными формами и способами общения в семье

4 Формирование Я-концепции ребенка зависит от преобладающего в семье психологического        климата     общения,  при этом оптимальным условием формирования позитивной       Я-концепции ребенка      является    диалогический климат     общения    в     семье, основной   детерминантой     которого    являет ся ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности

5. Для реализации в семье условий диалогическою, нравственно-ценностного общения    необходима       специальная программа психолого-педагогической работы с семьей, направленная на внедрение принципов диалогического общения в жизнь семьи, в сознание родителей, их действия, а также на коррекцию негативных           тенденций детско-родительских отношений и     их оптимизацию

Экспериментальная база исследования.

Задачи исследования решались на базе семей подростков - учащихся 7-9 классов средней школы № 38 и лицея № 35 г Сыктывкара, а также созданного при лицее "Клуба общения" по оптимизации отношений родителей и детей Экспериментальные             данные       по   проверке       эффективности     предложенной программы были получены              в     исследовании 94   семей.        В    цепом в исследовательской работе приняли участие 130 семей, около 200 учителей, воспитателей и родителей

Апробация            работы.      Основные  положения и     результаты исследования излагались на   Первой      Нижегородской    научно-практической                  конференции

"Гуманизм и     духовность в     образовании" (Нижний   Новгород, 1998), на городской научной конференции " Жестокое обращение с детьми в семьях",

(Сыктывкар, 1999); на Российской научной конференции " Социокультурные практики, модели и языки описания " (Сыктывкар, 1998); обсуждались на психолого-методических объединениях школ г Сыктывкара, апробировались в тренинге    при "Клубе семейного общения"            г       Сыктывкара          Программа эксперимента, его  результаты и                 выводы       обсуждались на               заседаниях лаборатории            педагогического          общения                и                        кафедры                          психологии Нижегородского       государственного             лингвистического университета и Нижегородского регионального центра одухотворения образования. Мате- риалы исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по психологии со студентами СГУ в г Сыктывкаре. На программу тренинга получен     социальный заказ муниципального                          учреждения социального обслуживания " Семья" г. Сыктывкара Основные положения диссертации нашли отражения в 5 публикациях автора.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 215 наименований, приложений. Работа иллюстрирована 8 таблицами, 8 рисунками

Основное содержание диссертации

Во  введений    очерчивается общая проблематика работы,                 обосновывается актуальность исследования,       дается                   краткий      анализ состояния  проблемы, сформулированы  гипотезы,              показаны   теоретическая       и     практическая значимость работы.

Первая       глава "Я-концепция и     развитие    личности"  содержит  ана -лиз теоретических      и     экспериментальных исследований проблемы              развития личности в целом, обсуждаются различные подходы к содержанию понятия личиисчи, общении к его роли в формирования Я-концепции ребен ка, предлагаются варианты исследования данной проблемы.

В первом параграфе главы осуществлен теоретический анализ различных подходов             к            пониманию сущности, структуры и     развития    Я-концепции личности.               Анализ       показал      существенное многообразие этого явления      и исходных принципов его исследования, позволил выделить большое число переменных, относящихся к укладу семейной жизни, которые связаны с формированием Я-концепции детей. Этот анализ показал, что формирование личности во многом зависит от психологического климата внутрисемейного общения,   в     процессе       которого    семья представляет комплекс   условий     и средств, определяющих ее педагогические возможности

Несмотря  на   различия    по   некоторым исходным  позициям,  ученые, занимающиеся проблемой становления Я-концепции ребенка (Р. Берне, К. Роджерс, А. Маслоу, М.И. Лисина, М.Ю Мещерякова, Б.Г. Ананьев и

др.) сходятся в том, что самосознание - одна из основных человеческих потребностей,       которая      состоит      в     стремлении человека    выявить     в     себе имеющиеся потенции и возможности как содержание других его потребностей В процессе самосознания человек не только осознает воздействие на него объектов реального мира и выражает свое отношение к ним, но и выделяет себя из этого мира, противопоставляет себя ему, осознает себя как личность, свои особенности и определенным образом относится к себе.

Самосознание -    сложный    психический процесс     Его             сущность   состоит       в восприятии личностью многочисленных "образов" самой себя и других в различных ситуациях деятельности и поведения, взаимодействия с другими людьми и восприятия их оценок Соединение этих образов представляет собой формирование понятия целостного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Формирование                 Я-концепции         проходит   определенные     стадии, связанные с возрастными этапами    психического        и физического развития ребенка. На       каждом      из  них имеется     характерное для             данного     уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке Только свободное              развитие    ребенка,                его         личная активность, его ощущение субъектности в    общении    с    окружающим миром        дает ему возможность формирования здоровой, адекватней, позитивной Я-концеп-ции, необходимой для успешной социализации его в обществе-

Признавая, что ведущим фактором развития самосознания ребенка являются взаимоотношения со взрослыми и в первую очередь в семье, мы полагаем, что диалогическое,   духовно-нравственное       общение    с     ним является    наиболее продуктивным способом формирования уверенности, доверия, позитивной Я- концепции.

Анализ структуры Я-образа ребенка, осуществленный различными авторами (F. Beptii-, К Годжерс, А Маелсу, М И. Лисина, В.В Сталин и другие), позволил нам предположить в этой структуре такие элементы, как принятие себя, здоровая самооценка,  высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие чувства вины, адекватное отношение к себе

Для выработки представления      о     реальной   структуре  и    составляющих компонентов позитивной Я-концепции ребенка      мы  провели     пилотажное исследование.        Его целью явилось      выяснение представлений    родителей, воспитателей,        педагогов  о                 системе     качеств,                 составляющих     правильное, здоровое знание ребенка о самом себе и обобщение этих представлений в научном описании позитивной Я-концепции В этом исследовании приняли участие около 200 человек. В опросный лист пилотажного исследования были включены 17          вопросив, касающихся роли        общения    Б     формировании отношения ребенка к себе и другим, основных условий развития правильного понимания им своего Я, роли родителей в этом процессе.

Во  втором параграфе главы осуществлен анализ условий формирования позитивной Я-концепции ребенка и выработаны представления о различных типах психологического климата семейного общения.

-      Осуществленный             нами теоретический      анализ,       а     также результаты проведенного предварительного исследования показывают, что             формиро- вание качеств позитивной Я-концепции в значительной мере зависят от характера и содержания взаимоотношений в семье, от преобладающего в ней психологического климата                 общения    При этом предполагается,    что формирование здоровой самооценки и позитивной Я-концепции возможно только в здоровой семье и только в позитивных условиях семейного общения Среди многообразия типов и форм межличностных отношений и общения в семье, отмечаемых в психолого-педагогической литературе, можно выделить два типа, наиболее глобальных и противоположно значимых для развития ребенка.

Первый из них - монологический - объединяет различные модификации и варианты общения, описанные в работах многочисленных исследователей: авторитарно-примитивный, стандартизованный (А.Б. Добро-вич), комфорный манипулятивный (Л.С. Братченко), авторитарный конфликтный (С.А.Шеин), времяпрепровождение и игры (Э. Берн). Сюда же относятся такие стили общения, как дистантный, подавляющий, властный, нейтральный и другие (Е Б Залюбовская, Р П Козлова) Все они представляют низший уровень общения, где на первом месте стоит незыблемость авторитета взрослого (родителя) и беспрекословное подчинение ребенка. Анализ исследований авторитарного стиля общения (Ш.А. Амо-нашвили, В Е.Каган, С.А.Рябченко) показал, что данный   стиль общения    приводит   к       негативным последствиям для развивающейся  личности ребенка, так как его силы направлены больше на постоянную психологическую защиту от " агрессии " взрослых, а не на личностное развитие

Другой -  биологический      уровень,    оптимальность     которого    в     процессе педагогической деятельности и семейного общения подчеркивают все авторы Он объединяет такие       описанные в    литературе стили общения,   как доверительно-диалогический (С.А.Шеин), диалогический (Г.А. Ковалев, В А Кан-Калик,           С.Л.            Братченко),       близость (Э.Берн),        духовное   общение

(А.Б.Добрович). Все они характеризуются  прежде       всего отношениями равноправных партнеров по общению, признанием неповторимости и уни- кальности друг друга, верой в позитивное начало в человеке, в его доброту и моральность.

Анализ концепций современных отечественных и зарубежных авторов (В А Сухомлинский, А.А.Бодалев, А.Б. Добрович, Т А.Флоренская, Г А Ковалев, В В Рыжов, К.Роджерс, Р Берне, А Маслоу) позволяет предположить, что диалог является наиболее продуктивным стилем общения, а диалогический климат семейного общения - наиболее   эффективным условием   формирования позитивной Я-концепции ребенка

Традиция изучения диалога в отечественной психологии предусматривает несколько плоскостей интерпретации этого понятия, все из которых

подтверждают его высокий психологический потенциал. Диалог - это: (1) первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая здоровое психическое развитие личности; (2) ведущая детерминанта этого развития, когда взаимодействие в системе " ребенок-родитель" переходит "вовнутрь " ребенка,  определяя  тем самым его  индивидуальное   психологическое своеобразие; (3) процесс (трудно формируемый в позитивистской традиции), разворачивающийся по своим законам и по своей внутренней динамике; (4) определенное психофизическое состояние общающихся людей; (5) высший уровень организации отношений между взрослыми и детьми; (6) наиболее эффективный способ воспитания (Г А. Ковалев).

Диалогическое      общение-это общение,   насыщенное элементами диалога, представляющее        собой активный,  деятельностный    процесс,    являющийся одновременно условием, фактором и способом бытия и развития каждой личности, в     нем            участвующей.       Диалогическое      общение    осуществляется диалогическими           личностями,        которые                 выступают           как             носители   гу- манистических, ценностных           установок              Характеристики    диалогического общения - это взаимодоверие, открытость, равноправие, взаимопонимание, доброжелательность, взаимопроникновение.

В    процессе    воспитания,           формирования                  Я—концепции              ребенка      диалог является    высшим     уровнем                организации контактов       между родителями и детьми Такой уровень общения оптимален с точки зрения организации, обладает    максимальным     психологическим.потенциалом  воздействия (лич- ностно-развивающим,                  воспитательным,  творческим).        Психологическим содержанием        такого общения    является    адекватное взаимное отражение партнеров по общению, позитивно окрашенное, " личностное " отношение их друг к другу и "открытое " взаимное обращение.

Суть диалогическая и общения заключается в признании уникальности друг друга каждым партнером, их взаимного равенства по отношению друг к другу

,      в     ориентации           каждого                 на   понимание,           доверительность,       открытость, безоценочность суждений, искренность выражений чувств и со-- стояний. Это универсальный     уровень     общения,   определяющий               здоровое    отношение личности к самой себе, гармонизацию ее телесной, психической (душевной) и    духовно-нравственной сфер. На            этом уровне       происходит           осознание человеком       своего        Я, своей значимости, уникальности,                  обретается эмоционально-психологическое  и                нравственное благополучие,      чувство счастья и радости жизни.

Мы разделяем позицию Г.А Ковалева в том, что психологическим условием реализации подлинно личностного общения и влияния его на личностное развитие является диалог как со-бытие. в котором воздействие уступает место психологическому единству участников сотрудничества, становится возможным личностное развитие. Именно сотрудничество и диалог наиболее адекватны человеческой природе, именно они оптимальны для здорового и гармоничного развития личности. Именно в этих усло-

вияХ возможны действительно эффективные и глубокие психологические,

личностные и педагогические влияния людей друг на друга.

Анализ исследований, посвященных диалогу как высшему уровню общения, позволил     выявить            некоторые составляющие                  психологического климата семейного общения как условия формирования позитивной Я-концепции ребенка. Сюда входят:      преобладающий       стиль общения    в                 семье, доминирующие ценности семьи и содержание взаимодействия между роди- телями и детьми.

Диалогический климат семьи характеризуется преобладанием лич-ностно- ориентированного, диалогического    стиля общения.               Психологическими детерминантами такого стиля общения являются следующие характеристики: активное диалогическое отношение к ребенку как к субъекту, равноправному партнеру по обшению независимо от его возраста, признание неповторимости и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие    другого;       доминанта на "собеседнике "(А.      А.   Ухтоминский)       в отличии от ориентации на своего двойника (проецирование своего "я" на собеседника); доброжелательность и доверительность как выражение любви друг к другу; открытость, искренность в выражении чувств. Именно эти характеристики делают диалог высшим уровнем общения, раздвигающим границы родительского воздействия на

Диалогический климат семейного общения характеризуется доминированием духовно-нравственных ценностей. Нами осуществлен анализ пичноетно— духовного потенциала как детерминанты высших уровней межличностного взаимодействия и общения. Обращение к работам представителей русской христианской философии,           педагогики, психологии           И.А.Ильина, Н О.Лосского, К.А.Бердяева, современных отечественных и зарубежных ученых Т.А.Флоренской, В.В.Рыжова, Е.И.Исаева, В.И.Мурашовя., К Роджерса, А Маслоу, В.Франкля покачало, что духовность личности, ее ориентация на ценности добра, любви, красоты,    истины       лежат в     основе подлинно человеческого, глубоко личностного способа отношения к другому человеку

.Они лежат в основе общения, ориентированного на эти ценности в другом человеке.

Духовная   сторона     личности   реализуется именно      в     диалоге      Подлинно диалогическое      общение    является    естественным воплощением духовной, развитой, обладающей необходимыми качествами личности. Оно предпо- лагает открытость, естественность, искренность, свободу и ответственность. Если в общении с родителями ребенок вынужден подавлять себя, проявлять неискренность, скрываться и т.п., то диалог как высший уровень общения с родителями теряет свою первоначальную сущность и приобретает признаки формальности, ролевой игры, не способствующей открыто-сти, позитивности во взаимоотношениях Свобода     и            ответственность               личности   в     диалоге проявляются в ее стремлении к совершенству, к психо-

логическому росту, возрождению, в ориентации на духовно-нравственные ценности  человека,       общества,  природы.   Поэтому,   когда мы  говорим     о диалогическом       общении,   мы  предполагаем      развитие    духовно     богатой личности

Мы полагаем, что семья, являясь первоосновой формирования позитивной Я- концепции личности,ее       воспитания должна      осуществить переход     на диалогический, личностно и духовно-ориентированный уровень общения с детьми.

Таким образом,                результаты            теоретического                анализа      и       проведенного пи- лотажного исследования позволяют предположить, что личностно и духовно ориентированный климат общения в семье является оптимальным условием формирования       позитивной           Я-концепции ребенка.     Главным                фактором, обеспечивающим установление в семье диалогического климата общения является ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра,        любви, красоты,    истины,       искренности, открытости, прощения принятия доверия, признания уникальности и неповторимости ребенка, его самоценности. Этот фактор может быть обозначен как фактор духовности семьи

Во второй главе "Методика и результаты диагностического исследования" формулируются  задачи        исследования,       обосновываются   методические средства    их   решения,       описывается ход эксперементальной работы       и результаты констатирующего эксперимента.

Для изучения               основных   показателей Я-образа                ребенка,                подлежащих диагностике на этапе констатирующего эксперимента, нами было проведено исследование 94               семей. Для выделения основных   показателей         были ис- пользованы: наблюдение семей, беседы с детьми и родителями, в качестве базовой методики для этого исследования использовался модифицированный нами          вариант                 интерперсональной диагностики       Т                Лири, а     также со- циометрический эксперимент и тест на самоценку Будасси По результатам исследования   были составлены психологические  портреты             семей,       под-- вергнутые затем контент-анализу.

На основе всей совокупности данных были выделены основные критерии, по которым различаются семьи с монологическим и с диалогическим климатом семейного общения.   Для семей с       диалогическим     климатом  общения - взаимное доверие,              доброжелательность,       открытость, совместная деятельность, сотрудничество, свобода выбора деятельности ребенка. Все эти качества, по нашему мнению, являются выражением любви к ребенку Для семей с монологическим климатом - дидактический стиль высказываний, потребность командовать, недружелюбие, недоверие, непринятие, отсутствие совместной деятельности

Был проведен   контент-анализ     психологических  портретов  семьи для количественного описания преобладающего психологического климата семьи диалогического и монологического типов. Для этой цели проводил-

ся   подсчет     различных признаков  диалогического    и                 монологического типов психологического климата                 семьи,   содержащихся    в психологических       портретах,            и     на   основе       количественных   данных изучаемые семьи распределились на три категории- с преобладанием диалогического (Д), монологического (М)       климата     общения, либо отсутствия явных признаков того и другого типов (Н).

В констатирующем эксперименте нашего исследования необходимо было решить следующие задачи

1. Исследовать систему свойств, составляющих Я-концепцию ребенка. Выявить структуру Я-концепции, входящие в нее элементы, а также ту роль, которою Я-концепция занимает в целостной структуре личности

2. Изучить разные уровни организации межличностных отношений в семье.

3     Изучить     содержание диалогического    внутрисемейного  общения

(искреннее, открытое, безоценочное, доверительное, доброжелательное, сотрудничающее) и выявить основные факторы, определяющие диалоги- ческий климат общения в семье.

Обобщенные результаты сравнительной диагностики Я-концепции детей в семьях с преобладанием диалогического, личностно-ориентированного климата общения и с преобладанием монологического климата общения представлены в таблице 1.

Таблица!

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ     Я-КОНЦЕПЦИИ   ДЕТЕЙ       В СЕМЬЯХ

С    ДИАЛОГИЧЕСКИМ        И    МОНОЛОГИЧЕСКИМ     КЛИМАТОМ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО    ОБЩЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (N = 94)

Преобладающий   Кол- Кол- Показатели Я- Р

климат общения   во   во   (%  й

семей де-  позитивна негативна

Диалогический     22   51   92 2 7 8  <0 0

Монологический  38   77   28 6 71 4 <0 0

Не установлен      34   64   60 9 39 1 нет

ВСЕГО      94   192

Примечания значимость различии в показателях по критерию Фишера, р -

вероятность гипотезы о случайных различиях в показателях

В категорию детей с позитивной Я-концепцией отнесены подростки, которые по всем структурным компонентам Я-концепции обнаружили по- ложительные показатели (адекватная и здоровая самооценка, высокое са-

моуважение, принятие себя, отсутствие чувства вины, уверенность в себе). При наличии хотя бы одного отрицательного показателя испытуемый от- носился к категории детей с негативной Я-концепцией.

Результаты, приведенные в таблице 1, показывают'

1.Число  семей с     преобладанием     признаков  диалогического    климата семейного общения является наименьшим из общего числа обследованных семей Это, возможно, одно из свидетельств духовного и коммуникативного кризиса семьи

2.    Наиболее   существенные       различия    между        семьями                с       диалогическим                 и монологическим типом психологического климата       обнаруживаются   по критерию самооценки детей, а также по показателям уверенности в себе и отсутствия чувства вины. Значимость различий по критерию Фишера между этими показателями очень высока.

В третьей главе "Изучение влияния психологического климата семейного общения на   формирование       Я-концепции ребенка"    представлены результаты и выводы формирующего эксперимента, проведенного с семьями, ранее прошедшими диагностическое исследование.

Основными в проведенном исследовании были две задачи' (1)раз-раоотать программу,       обеспечивающую оптимизацию и     коррекцию детско— родительских отношений с целью перевода их на диалогические принципы организации общения              (2) экспериментально проверить (в условиях фор- мирующей психолого-педагогической работы) эффективность предлагаемой программы, то есть в условиях  эксперимента проследить, как меняются свойства           ребенка. составляющие      его  Я-концепцию, с    изменением психологического климата семейного общения и показать, что диалогическое общение  является       условием,  оптимального       формирования      позитивной Я- концепции ребенка

В параграфе 3.1 представлена программа " Клуба-общения " по оп-тимизации детско-родительских       отношений, разработанная                  нами с     целью обучения родителей и     детей        навыкам     диалогического    взаимодействия    в     семье, установления доброжелательного, искреннего сотрудничества, диалога и со- бытия в семье.

Основными задачами программы являются развитие навыков эффективного, диалогического       взаимодействия;   развитие    умений "  ненасильственной коммуникации и безоценочных высказываний, умений " Читать друг друга ", слышать другого; развитие навыков свободного поведения с учетом принципа

"     здесь и     сейчас",     высказываний своих чувств,       а     не   оценок;       создание участниками группы " Единого семейного устава " счастливой семьи. Предлагаемая нами программа оптимизации детско-родительских отношений представлена на трех уровнях:

1 Принципы В качестве основных принципов, заложенных в программу оптимизации, выделены: 1) признание семьи и ее внутрисемейно-

го климата основным фундаментом формирования позитивной Я-концепции ребенка; 2) признание неповторимости и уникальности ребенка; 3) только диалогическое общение является наиболее продуктивным способом общения и воспитания ребенка.

2     Условия.    В    качестве    главных     условий     реализации названных нами принципов выделены. 1) отношение к ребенку как активному субъект}', равноправному партнеру по общению независимо от его возраста, 2) от- крытое, искреннее, заинтересованное взаимодействие; 3) активное диало- гическое отношение к ребенку; 4) совместная деятельность; 4) проявления любви и принятия ребенка

3. Технология. На основе выделенных принципов и с учетом названных условий нами разработана технология диалогического общения с ребенком в целях создания благоприятного климата семьи и формирования позитивной Я-концепции ребенка. Это система практических рекомендаций родителям по организации оптимального диалогического общения с детьми. В эту систему входят:

1) рекомендации по достижению успешной совместной деятельности детей и родителей в семье (деятельностный блок рекомендаций);

2)    рекомендации       по   установлению       мотивациояно—целевой  общности родителей и детей (мотивационный блок рекомендаций),

3) рекомендации по оптимальному использованию коммуникативных средств общения-вербальных       и     невербальных  (коммуникативный    блок рекомендаций);

4) рекомендации по учету личностных особенностей ребенка (личностный блок рекомендаций);

5)    рекомендации       по   достижению духовной               близости    участников взаимодействия,   построение взаимодействия    на   основе доброты,   любви искренности, открытости (духовный блок рекомендаций).

В    параграфе 3.2    представлены результаты контрольной (вторичной) диагностики Я—концепции детей  з семьях, прошедших психологический тренинг общения по программе "Клуба семейного общения".

В программе формирования диалогического климата общения участвовали 38 семей,   которые       по               результатам констатирующего эксперимента       были отнесены            к     семьям       с                 преобладанием     монологического  типа        семейного общения, а также 34 семьи, психологический климат которых был не- определенным. Задача психолого- педагогической работы с этими семьями состояла в том, чтобы существенно изменить преобладающий в них пси- хологический климат общения к проверять, как это скажется на особенностях Я-концепции            детей.        Комплексная         формирующая       работа с                 семьями проводилась в течение 2,5 лет.

В таблице 2 представлены показатели распределения      семей, прошедших программу "Клуба общения", по типам психологического клима-

та,  а     также сравнительные      данные       результатов констатирующего и формирующего экспериментов Обозначения в таблице

Д-1 - семьи с диалогическим климатом общения по результатам кон-

статирующего эксперимента (контрольные семьи),

Д-2 - семьи с     диалогическим     климатом  общения    по   результатам формирующего эксперимента,

М-2 - семьи с     монологическим   климатом  общения    по   результатам формирующего эксперимента,

Н-2 -семьи с     неопределенным  типом психологического климата     по результатам формирующего эксперимента Методика определения преоб- ладающего типа психологического климата семьи по результатам форми- рующего эксперимента та же, что и в констатирующем эксперименте Измерение Я-концепции детей экспериментальных семей после формирующего эксперимента проводилось по тем же методикам, что и в констатирующем эксперименте

Таблица 2

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ С ДИАЛОГИЧЕСКИМ И

МОНОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (N = 94)

Преобладающий Климат Кол-во Кол-во Показатели Я-концепции р

общения    семей детей (кол-во детей, %)

позитивная негативная

к-во %    к-во %

Диалогический (Д-2)      69   127 1 1 1 * 87,4 16* 12,6 <

Монологический(М-2)     12   36   24* 66,7 •12* 33,3 |<0,01

Не установлен      (Н-7) 11   29   16   55,2 13   44,8 | нет

ВСЕГО      94   192 151 78,6 41   21,4

Примечания значимость различий в показателях по критерию Фишера,

* значимость различий (Д-2 - М-2) - р< 0,05

Как можно видеть, в результате формирующего эксперимента произошло существенное перераспределение семей по критерию преобладающего психологического климата     В       частности, большая    часть семей с неопределенным типом климата (23 из 34) перешла в разряд семей с диалогическим климатом общения, 24 из 38 семей с явно выраженным монологическим климатом общения перешли в разряд диалогических семей Таким образом, общее число семей с диалогическим климатом выросло до 69, что составляет 73,4% от общего числа семей Число семей с монологи-

ческим климатом уменшилось до12, что

составляет 12,8 % от общего

числа семей

Главные изменения, интересующие нас, - в показателях Я-концепции детей в семьях с            диалогическим     и   монологическим              типами       психологического климата По данным таблицы 2 все различия в этих показателях статистически значимы и свидетельствуют в пользу доказательства проверяемых гипотез, а именно (1)   преобладающий   тип психологического        климата     семейного общения существенно влияет       на               развитие    Я-концепции ребенка, (2) предложенная программа оптимизации климата семейного общения "Клуб общения" существенно меняет преобладающий стиль взаимодействия в семье Данные,           приведенные в     таблице 2, и     результаты формирующего    экс- перимента в целом позволяют сделать ряд выводов

1     Количество семей         с     диалогическим     климатом              общения       существенно увеличилось в результате диалогизаиии климата обшения в семьях с явно монологическим   и     неопределенным  кгшматом, что является    прямым результатом участия этих семей в программе тренинга

2 Включение ребенка в диалогическое, духовное и личностно ориен- тированное общение - диалог оказывает существенное влияние на его Я- концепцию По  всем показателям изменений элементов позитивной Я-кон- цепции ребенка получены значимые данные, свидетельствующие об -эф- фективности проводимой работы

3 Диалогический характер общения как основа психологического климата семьи       оптимизирует       взаимоотношения родителей и     детей в     семье, способствует оздоровлению Я—концепции ребенка Это означает, что об- щение и воспитание, построенные на принципах диалога, являются важными факторами развития позитивной Я—концепции ребенка, эффективными и продуктивными способами взаимодействия с ним

Заключение. Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению       влияния     психологического климата     семейного общения на формирование Я-концепции ребенка, подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

1 В теоретическом анализе и результатами экспериментального исследования доказано, что психологический климат семьи оказывает большое влияние на формирование позитивной Я-концепции ребенка Последняя в свою очередь является одним из   главных     условий     гармоничного,       здорового  развития личности ребенка в онтогенезе

2     Среди личностных свойств      ребенка,     определяющих     его  психическое развитие в онтогенезе и в процессе социализации, наиболее существенное место      занимают       элементы   его  позитивной Я-концепции, включающей здоровую               самооценку, принятие   себя, адекватное представление      о     себе, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие чувства вины

3     Оптимальное развитие (формирование) этой системы     свойств      и     я соответственно развитие у ребенка позитивной Я-концепции зависит от

преобладающего  психологического климата     семейного общения.   Экспе- риментальные данные убедительно показали, что в семьях с диалогическим, духовно-ориентированным общением возможно развитие здоровой, духовно- нравственной личности.

4.    Основными           детерминантами   диалогической      организации семейного общения являются духовность родителей и семьи в целом, а также ориентация их взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра, любви, искренности, открытости, прошения, принятия, доверия, признания уникальности             и                 неповторимости               ребенка.     Фактор       духовности семьи определяется нами в самом общем виде как способность родителей различать, выбирать   и     принимать истинные   духовно-нравственные   ценности             и       в соответствии с ними строить свою деятельность, поведение и общение с ребенком. Определяющей     характеристикой  духовности семьи         является любовь.

5. Разработанная и реализованная в исследовании программа психолого- педагогической работы с семьей показала высокую эффективность в плане оптимизации детско-родительских отношений       и     диалогизации пси- хологического климата семейного общения.

6. Проделанный теоретический «шалил и результаты эксперимегт-тального исследования       позволяют признать    диалог высшим     личностно и     духовно ориентированным уровнем общения, определяющим гармоничное, здоровое психическое развитие личности.

Климат      семейный общения,   построенный на   принципах             диалога,            т.е. личностно      и     духовно                 ориентированного взаимодействия,   создает      опти- мальные условия для формирования пози


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: