Историческая грамматика русского языка 2019-2020
ФР-101 и ФПО-101
Задание к занятиям
Базовым учебником и пособием по практикуму на карантинный период является: Алексеев А. В. Историческая грамматика русского языка: Учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2020 – 314 с. https://biblio-online.ru/viewer/istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazyka-450274#page/257
ФР-101: 2 пары – 25 мая: лекция; 18 мая: практическое занятие.
ФПО-101: 2 пары – 25 мая: лекция; 25 мая: практическое занятие.
Лекция: История древнерусского глагола
. Практическое задание №5 (сейчас)
Тема: Глагольные основы. Спряжение глаголов. Глагольные времена
по Алексееву А. В. прочитать. С. 210-216; С. 223-240
Практическое задание №6 ( следующее, не путать)
Тема: Неличные формы глагола: Причастие
по Алексееву А. В. прочитать. С. 242-252
Вопросы в помощь (устно):
Как распределялись по типам спряжения древнерусские глаголы?
Почему в отличие от современного русского языка было так много форм времени у древнерусского глагола?
Назвать основные значения у всех четырех форм древнеруского глагола в прошедшем времени!
|
|
Перечислить суффиксы всех 4 форм древнерусского причастия.
Как образовались современные русские деепричастия, когда их не было в древнерусском языке?
Практическое занятие:
База для занятия: мой исправленный и разбитый на слоги фрагмент Вашего текста (выписывать из 5 строк). Фрагменты Ваших текстов каждый раз копировать!, чтобы я не искал в интернете Ваши тексты.
Желательно + копировать и реконструированный и разбитый на слоги текст б), который я у всех, кто регулярно работал, - проверил и во многом исправил. По нему будет легче работать.
Напоминаю: для практического занятия №5 выписывать только глаголы в настоящем, будущем прошедшем временах, в сослагательном и повелительном наклонениях и все! подряд, без пропусков.
На теоретические вопросы, данные в начале сегодняшнего задания, не нужно давать письменного ответа.
Образец анализа.
Древнерусский текст см. на с. 280 (Фрагмент 13) по Алексееву А.
б) То/и/ же/ ве/сь/не/ о/же/ни/ сѧ/ кь/нѧ/зь/ Мь/сти/сла/въ/ Но/вѣ/го/ро/дѣ/ и/ по/я/ оу/ Я/коу/на/ дъ/че/рь/ оу/ Ми/ро/сла/ви/цѧ/ и/ по/то/мь/ по/зъ/ва/ша/ ро/сто/вь/ци/ къ/ со/бѣ/ и/ и/де/ Ро/сто/воу/ съ/ дроу/жи/но/ю/ сво//ѥ/ю/. А/ сы/нъ/ о/ста/вив/
Задание:
1. Выписать все формы глагола, кроме причастий (NB: деепричастий не было в др.-рус. языке, это краткие формы причастий) в той же словоформе (при необходимости с зависимыми и управляющими словами).Это личные формы глагола во всех временах, сослагательное и повелительное наклонение:
Глаголы:
о/же/ни/ сѧ/ кь/нѧ/зь/; кь/нѧ/зь/ по/я/ оу/ Я/коу/на/ дъ/че/рь/; по/зъ/ва/ша/ ро/сто/вь/ци; и/де/ Ро/сто/воу/
|
|
2.. Определить:
а) основу (это непременно!!) глагольной словоформы;
аа) класс (I – IV и V непродуктивный)
ааа) спряжение;
б) наклонение, если глагол в изъявительном наклонении -
в) глагольное время;
г) простое- сложное;
д) для прошедшего времени простого –
е) имперфект или аорист
ее) для аориста: простой или сигматический, для сигматического –
ж) старый – новый;
з) для сложной формы прошедшего времени: перфект, плюсквамперфект
и) как образован перфект, плюсквамперфект:
к) назвать составные части
NB (Nota bene «заметь хорошо»).
Древние памятники, как наши летописи нарративны: т.е. содержат описательный текст о прошлых событиях. Поэтому в них:
1) в основном используется прошедшее время и
2) причастия, в т.ч. ставшие в современном языке – деепричастиями – о них следующая практика.
В 70% описательных текстов используется простая форма прошедшего времени – аорист. Показателем аориста служил детерминатив (соединительное элемент между основой и окончанием с, по-гречески «сигма» Σ (начальная), σ (серединная), ς (конечная). Поэтому аорист называется сигматическим. Он из-за фонетических изменений часто представлен как х и ш.
Чаще всего говорится о ком-то, о чем-то в третьем лице – поэтому только в 3-м лице ед. ч. (+ потом также омонимично с ним во 2-м лице ед. ч.) используется простой аорист без с. Здесь основа равно корню инфинитива (не путать с повелит. наклонением)
Поэтому чаще всего у вас будет аорист 3-го лица ед. ч. или аорист 3-го лица мн. ч. на ш.
Надо скрупулезно читать текст с таблицами спряжений.
Но в современных языках победила разговорная форма перфекта, которая в Ваших текстах «выскакивает» только в диалогах. Для него характерен «конец» на – л. Рядом с ним всегда в древнерусском тексте должны быть двух- или трехэтажные связки от «быть». По таблицам по связкам находите – какая эта форма перфекта или плюсквамперфекта.
Т. е. работаем только по таблицам
о/же/ни/ сѧ/ кь/нѧ/зь/; кь/нѧ/зь/ по/я/ оу/ Я/коу/на/ дъ/че/рь/; и/де/ Ро/сто/воу/
Речь идет о князе Мстиславе в прошлом, поэтому везде использован аорист.
3-лицо единственного числа как самое часто употребляющееся лицо при описании используется архаичная форма простого аориста (только для 3 и по аналогии 2 лица ед. ч.), чистая основа без –ти: ожени (– ти) «женился», поя (-ти) –я - корень «взять, брать» поя- «брать в жены», ид (-ти), если основа заканчивается на согласный (чтобы не совпадало с причастием идъ) добавляется –е: – рек – рече (мог – може, ид-ти- иде)
Итак, ожени:
- основа ожени
- аорист (прошедшее время)
– простой аорист от глагола ожени-ти ся
- IV класса
- 2-е спряжение
- 3-е лицо
- ед. ч
- «женился»
поя: + к сказанному(III класс, 1-е спряжение)
иде: + (I класс, 1-е спряжение)
по/зъ/ва/ша/ ро/сто/вь/ци
- сигматический новый аорист;
- I класс,
- 1-е спряжение
- 3 лицо
-мн. ч.;
«позвали»
В новом сигматическом аористе к основе позва + с, с суффиксом –j- для мн. ч. с > ш Если основа заканчивается на согласный, то до с, чтобы избежать фонетической ассимиляции вставляется –о-: рек-о-ш-а «сказали»
А/ сы/нъ/ о/ста/вив / Но/вѣ/го/ро/дѣ (для занятия 6, сейчас не выписываем) действительное причастие прошедшего времени муж. рода ед. ч., И. в краткой форме, любые краткие причастия могли употребляться вм. исторического (и нашего современного) причастия на –л. Поэтому переводим «оставил». Заметьте; «сынъ» как лицо, социально не самостоятельное в В. - неодушевленное слово.
Из-за единообразия текста для образца выбираю несколько примеров из Мстиславова евангелия, не указывая классы и спряжения.
мъ/но/жѣи/шѧ пръ/вы/хъ I сът/во/ри/шѧ и/мъ тож/дє• по/слѣ/дъ же по/съ/ла къ ни/мъ сы/нъ свои гла/го/лѧ• ѹ/срам/лѣѭ/тъ сѩ съ/на моє/го• дѣ/ла/тє/лє жє єг/да ѹ/зъ/рѣ/шѧ• сы/нъ рѣ/шѧ вь сє/бѣ сь єс/тъ на/слѣ/дъ/ни/къ при/дѣ/тє ѹ/би/мъ I I ѹ/дръ/жи/мъ до/стоѣ/ниє єго• I є/мъшє и из/вѣ/сѧ во/нъ из
|
|
- мъ/но/жѣи/шѧ, сът/во/ри/шѧ, ѹ/зъ/рѣ/шѧ – уже сигматический аорист 3го лица мн. числа (с изменилось в –ш);
- рѣ/шѧ «сказали» – простой аорист тоже с –ш, но основа изменилась, новый сигматический будет звучать рекоша «сказали» Есть только два слова - рѣ/шѧ - и д ѣ/шѧ «сделали» с простым сигматическим аористом 3-го лица множ. числа
- по/съ/ла – причастная форма с – л -, которая дошла до наших дней, это именная часть составного глагольного сказуемого перфекта или плюсквамперфекта, но уже, как в современном русском языке связка утратилась, вероятно, (см. таблицу) некто (он) «есть посъла», т. е перфект 3-е лицо ед. числа м. рода; перевод «послал»
ѹ/срам/лѣѭ/тъ сѩ съ/на моє/го «устыдятся сына моего» - разницы с совр. языком нет, наст. время 3-е лицо, мн. число;
- єс/тъ на/слѣ/дъ/ни/къ - 3-е лицо наст. времени от непродуктивного глагола бытии
- при/дѣ/тє – простая форма 2-го лица ед. числа повелительного наклонения от непродуктивного типа глагола придти < приидти
* < > Ø ͇ _ ’ á à ä é ê è í ò ó ô ø ú ü ā ă č ē ĕ ě ę ī ĭ ı ō ŏ ř ś š ū ŭ ů ž ǐ ǝ ǫ ȯ ά έ ή ί γ ї ј ѣ Ѣ Ѥ ѥ ъ͇ ь͇ и Ѧ ѧ ѧ́ Ѩ ѩ Ѫ ѫ Ѭ ѭ Ѹ ѹ ӧ ṛ ṷ ọ ′ ← → ↔ ∕ ъ
Все многоцветье моя правка, вы работаете в черно-белом.
Оформляем: Кубиц Марина ФР-101 ИРЯ №5