1. Форма проведения экзамена – описание одной из двух, высланных вам картин художников, на выбор. Отводится полтора часа. Картина и её анализ отсылаете на мой профиль. Результаты будут оценены в течении ближайшего времени.
2. В описание войдёт часть знаний по композиции, применяемых для создания и анализа картин.
Прежде чем начать описание, посмотрите на произведение несколько минут и почувствуйте, какие ощущения возникли во время или после просмотра.
Каждая картина несёт некоторую информацию, в большинстве случаев в художественные произведения вложена какая-то эмоциональная составляющая, которая может найти отклик у зрителя, а может и не найти, всё зависит от степени эстетической и эмоциональной развитости человека. Эти картины подобраны таким образом, что вы уже достаточно развиты для их понимания.
И так, какие основные чувства (эмоции) хотят донести до нас художники, композиторы, кинорежиссёры и найти отклик в наших сердцах? В основном это положительные, отрицательные, нейтральные и их огромное разнообразие.
|
|
Яркие, светлые, красочные – несут в себе положительные, жизнеутверждающие эмоции, связанные с ощущением радости, любви, человеческой доброты, теплоты, развития, надежды и т.д.
И наоборот – блёклые, серые, тёмные оттенки, используются художниками для создания минорных эмоциональных ощущений – грусть, печаль, боль, тяжесть, неопределённость, тревожность, так же подобные цвета используют для передачи суровой действительности.
Среднее между этими двумя крайними проявлениями и есть то состояние нейтральности, которое можно назвать чувством покоя, уравновешенности, меры, глубины, знания. Используемы цвета в картинах не так ярки, более сдержанны, но живописны и разнообразны.
Схема - конструкция картины так же влияет на эмоциональное восприятие (горизонтали спокойны, диагонали динамичны).
Вот небольшой перечень эмоциональных состояний, которые может вызвать у вас картина. Вы должны будете ответить: - «Я почувствовал (ла) от этой картины жизнеутверждающую силу красоты природы»! или унылую грусть серости и однообразие, а может спокойствие, уравновешенность и уверенность и т.д.
Как вы поняли, наша жизнь состоит из множества этих, эмоциональных состояний иначе искусство не было столь разнообразно в своих проявлениях.
3. После того как почувствовали какое эмоциональное состояние вложил в картину художник, переходите к описанию какими приёмами и средствами композиции это достигается.
Приёмы композиции:
а) Где располагается композиционный центр?
|
|
б) Открытая композиция или закрытая?
в) Симметричная или асимметричная?
г) Используются контрасты или нюансы?
д) Ритмичность?
е) Силуэт?
ё) Динамична или статична?
Средства композиции:
Линия, штрих, пятно, точка.
Светотень.
Цвет (гамма).
Линейная перспектива.
Световоздушная перспектива.
Пример №1
Баскаков Николай Николаевич «Доярки» 1962.
1. Картина вызывает улыбку, пронизана светом, радостью, позитивом.
2. Композиционный центр - фигуры трёх женщин, располагается немного левее и выше геометрического.
3. Композиция симметрична и носит замкнутый характер.
4. Для ощущения яркости, света, используется контраст на тёпло-холодных оттенках и дополнительных (красный-зелёный), в эмоциях – от улыбки до гомерического смеха.
5. Ритм сложный, передаёт разнообразие поз фигур.
6. Изображения статичны, но ритмичность и разнообразие фигур придаёт впечатление оживлённости.
Общая цветовая (цвет) гамма картины – жёлто-зелёно-голубая.
Художник использует смелые, сочные цветовые мазки и пятна.
Для передачи фигур построек предметов применена линейная перспектива.
На центральной фигуре, освещённой солнцем, активно используется светотень.
Если в картине нет какого-то приёма, то о нем не упоминаем. В данном примере нет глубокого пространства как в пейзажах, световоздушная перспектива здесь не востребована.
Пример №2
Антон Мауи «Сборщик морских водорослей».
1. От картины веет каким-то унынием, одиночеством, ощущением суровости повседневных, однообразных трудностей.
2. Композиционный центр смещён вправо.
3. Композиция асимметрична и носит раскрытый характер.
4. Активно используется контраст светлого (лошадь) и тёмного (человека на повозке). Кроме этого применяется нюанс в передаче пейзажа.
5. Ритм используется в изображении движения ног лошади, взлёта птиц, наплыва волн.
6. Фигура мужчины не прописана детально, выглядит как тень – силуэтно.
7. Изображение динамично, но не сильно, выражается это при помощи диагонали – создаётся ощущение медленного, тянущегося, безрадостного движения.
Цветовая гамма (цвет) картины, пепельно-серо-голубая, охристо-чёрная. Художник использует цветовые мазки и пятна. Для пасмурной погоды светотень применяется, но не активно.
Для передачи фигуры животного, человека, повозки применена линейная перспектива, а для выявления глубины пространства – световоздушная.
P.S.
Как вы поняли, самым сложным будет оценить эмоциональное состояние произведения, не старайтесь сразу подключить анализ, посмотрите, повпечатляйтесь картиной. Чёткий анализ произведения, необходим профессионалам, создающим эти самые произведения и вы как ученики художественной школы должны понимать как эмоциональную сторону картины, так и техническую.
Всем успехов!