Ориентирование на местности

ЛЕКЦИЯ №25.ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

 

Мы будем изучать способы ориентирования по карте, компасу, небесным телам, местным предметам, знакомиться и запоминать топографические знаки, практиковаться в измерении высоты и расстояния до недоступных предметов. Для этого, нам понадобятся компасы, топографические знаки, карты

2. Ознакомление с условными знаками.

 

Условные знаки – это условное изображение на карте объектов местности. Условные знаки иногда внешне похожи на эти объекты, но никогда не соответствуют масштабу карты. (Для примера несколько условных знаков: школа, лиственный лес, родник, овраг и сравнить их с реальными объектами.)

Все условные знаки поделены на пять групп:

· строения и сооружения;

· дорожная сеть;

· гидрография;

· растительность;

· рельеф.

Кроме того, знаки различаются по цвету, форме и размеру.

 

Масштаб – это отношение длины линии на карте к длине линии на местности, выраженных в одних единицах измерения (см).

Учитель демонстрирует измерение расстояния с помощью курвиметра и показывает, как можно измерить расстояние с помощью циркуля.

Учитель. Этот материал знаком вам из курса «Физическая география» 6 класса, поэтому останавливаться на нём долго не имеет смысла. Напоминаю только о том, что на каждой карте имеются линейный и числовой масштабы. С помощью листка бумаги, спички, карандаша и т. п., используя линейный масштаб, можно измерить заданное расстояние.

 

IV. Закрепление изученного материала.

 

Задание. Проложите маршрут по карте от одного объекта к другому по выбору.

Обучающиеся комментируют прохождение маршрута с перечислением названий географических объектов, высот, видов рельефа, растительности, гидрографии, мимо которых пролегает маршрут.

Можно усложнить задание, предложив обучающимся ответить на вопросы:

· Виден ли нам такой объект с этой точки?

· По какому склону нам было бы удобнее всходить на точку «Х»?

· Можно ли нам дойти до точки «Y» напрямик?

 

1. Ознакомление со способом ориентирования на местности по компасу.

 

Ориентирование – определение сторон света и своего местоположения с целью определения дальнейшего маршрута. Ориентироваться можно:

· по компасу;

· небесным телам;

· часам;

· местным предметам;

· природным объектам.

Мы сегодня будем вспоминать тему 6 класса «Ориентирование».

Компас – прибор для ориентирования на местности, состоит из корпуса, визирного кольца, лимба, стрелки. Если у кого-то из вас оказался компас Адрианова, то к этому составу стоит добавить, что у него есть ещё зажим.

 

2. Практическое освоение компаса.

 

· Перейдём к освоению компаса.

В первую очередь, необходимо компас сориентировать, то есть, совместить стрелку компаса с показателем «С» или 00 на лимбе (круглая шкала с числовыми показателями градусов и буквенными – сторон света). Корпус компаса обычно вращается, поэтому стрелку с числовыми показателями легко совместить. Для этого компас необходимо положить на горизонтальную поверхность (лучше всего на свою ладонь). Но на поверхность учебного стола лучше не класть, потому что металлические конструкции дают помехи. Теперь поворачивайте корпус до тех пор, пока указатель стрелки не совпадёт с направлением на север.

· Повторите упражнение несколько раз. (Для этого сами обучающиеся должны повернуться сначала к доске, потом по очереди ко всем другим стенам классного кабинета.) Усложним задачу. Определите азимут какого-либо (по выбору) видного всем предмета (край доски, выключатель, угол комнаты, буква на плакате и т. п.).

Азимут – угол в градусах от направления на север до заданного объекта.

 

3. Тренировочная работа в парах (группах).

 

Распределитесь по парам или группам. Придумайте подобные задания для своих ближайших соседей. После этого вы усложняете задачу, задавая азимут, по которому ученики отыскивают точку, соответствующую этому градусу.

Задания № 1

"Ориентирование. Азимут»

Возьми гранёный карандаш или линейку и определи азимут на предметы в классе:

 

на окно (первое справа) __________

на парты (первая парта, первый ряд) __________

на дверь _____________

 

 задания № 2

О пределив азимут, ты узнаешь зашифрованные слова

1) 255, 210, 195, 135.

2) 0, 105, 120, 165, 255, 240.

 

 

Ориентирование на местности

 

Одним из важных элементов культуры каждого человека является знание основ топографии и умение ориентироваться на местности. Человек должен уметь читать карту, определять место стоянки, выбирать маршрут движения и сохранять его направление. Важно также уметь определять высоту, ширину объекта на местности и расстояние до него.

Т ехника чтения карты известна вам из курса географии. Напомним, что топографическая карта гораздо подробнее, чем любая географическая. На ней изображены на одном листе местность и объекты, находящиеся на этой местности. С помощью условных топографических знаков – маленьких рисунков, которые, если смотреть на них сверху, немного похожи на местные предметы, на карте показано местоположение отдельных предметов (рис. 23).

 

Условно все топографические знаки делятся на пять групп:

· строения и сооружения;

· дорожная сеть;

· гидрография;

· растительность;

· рельеф.

Все знаки имеют три отличительных свойства – форму, цвет и размер. Рельеф местности изображается с помощью горизонталей – тонких извилистых линий коричневого цвета, которые позволяют оценить по карте наличие склонов, выступов, углублений и т. п. Самое главное свойство горизонталей состоит в том, что любые точки, взятые на одной и той же горизонтали, находятся на одной высоте над уровнем моря.

При работе с картой приходится измерять расстояние между пунктами, вычислять углы. Для этого необходимо прежде всего знать масштаб карты – отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности, выраженное в одинаковых мерах длины. Существуют численные и линейные масштабы карт.

Ч исленный масштаб карты записывается в виде дроби или отношения двух чисел. Так 1: 25000 означает, что 1 см на карте соответствует 25000 см (250 м) на местности. Линейный масштаб – это графическое изображение численного масштаба. Он представляет собой прямую линию, разделённую на отрезки равной длины, называемые основанием линейного масштаба (рис. 24). Основание выбирается с таким расчётом, чтобы ему на местности соответствовало круглое число сотен или тысяч метров. Чем крупнее масштаб, тем больше подробностей местности показано на карте.

 

 

Измерение расстояний на карте осуществляется с помощью циркуля или курвиметра. Курвиметр имеет вид круглой коробочки с держателем. В центре прибора находится циферблат со стрелкой, внизу имеется колёсико, при помощи которого обводится маршрут. Колёсико соединено системой передач со стрелкой на циферблате, которая ведёт отсчёт величины пройденного расстояния по карте (рис. 25).

 

Чтобы определить длину маршрута с помощью курвиметра, необходимо стрелку прибора установить на нулевое положение циферблата, поставить его вертикально колёсиком на начальную точку маршрута и прокатить вдоль маршрута так, чтобы показания стрелки возрастали. В конечной точке маршрута снимают отсчёт по шкале.

В ходе работ с топографическими картами часто приходится выполнять их копирование. Копирование осуществляется путём перевода изображения отдельных условных топографических знаков на кальку при её наложении на карту. При этом, приступая к работе, необходимо наметить три контрольные точки в разных частях кальки, по которым проверяют, не сдвинулись ли карта и калька. В конце работы надо скопировать масштаб карты, год издания и отрезок ориентирующей линии – стрелку север-юг.

Любая топографическая карта предназначена прежде всего для ориентирования. Ориентирование – это определение наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, а также направления движения. Оно проводится с помощью специальных навигационных приборов, компаса или карты, по Солнцу, Луне, Полярной звезде, приближённо по местным предметам, а также по световым, радио- и звуковым сигналам.

Ориентирование складывается из следующих основных действий:

· определение сторон горизонта;

· опознание местности по ориентирам;

· определение точки стоянки и направления движения на ориентир.

О риентирование на местности всегда начинается с определения сторон горизонта по компасу.

Компас был известен ещё до нашей эры в Китае. Существует множество компасов: ученические, спортивные жидкостные, компас Адрианова и др.

При пользовании любым компасом следует помнить, что в свободно подвешенном состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на север и на юг. Однако стрелка располагается не по направлению истинного (географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана (рис. 26). Угол между истинным и магнитным меридианом называется магнитным склонением. Величина его в Европе и Азии, как правило, не превышает 5-70 и может иметь знак «+» (восточное) или «-» (западное). В большинстве случаев, кроме районов магнитных аномалий, можно считать, что магнитный и истинный меридианы совпадают, однако для более точного ориентирования и при движении по азимуту надо учитывать величину указанного на карте магнитного склонения.

 

Наиболее часто используется компас Адрианова (рис. 27), в котором градусные деления идут по кругу (лимбу) по ходу часовой стрелки через три градуса. Компас состоит из: корпуса 1, визирного кольца 2, магнитной стрелки 3, лимба 4 и зажима 5.

 

 

У компаса Адрианова целиком тёмная стрелка, у него вращающееся визирное кольцо (это его главная особенность). К краям крышки на одной линии приделаны две стойки для прицеливания (с прорезью и с мушкой). Компас нужно положить на ладонь левой руки, отпустить зажим, руку с компасом поднять к глазу и повернуть руку так, чтобы стрелка пришлась на нулевое деление лимба и совпала бы с линией С-Ю. Это рабочее положение компаса, которое надо выдерживать всегда. Для определения направления, не двигая прибор, надо осторожно повернуть визирное кольцо и через прорезь мушки нацелиться на ориентир, который в дальнейшем может использоваться для ориентирования при движении по азимуту.

Техника движения по азимуту известна вам из курса географии и ОБЖ для 6 класса. Напомним, что при движении по азимуту необходимо тщательно выдерживать направление и чаще сверяться с компасом. Для более точного выхода на заданный ориентир не следует назначать очень большие расстояния между точками поворота. При обходе препятствия на противоположной его стороне надо заметить какой-либо ориентир и, обойдя, продолжить движение по азимуту из этого ориентира.

С помощью компаса выполняется ориентирование топографической карты. Для решения этой задачи на восточную или западную рамку карты кладут компас, чтобы направление «север» на лимбе компаса совпало с условным направлением «север» на карте, а затем поворачивают карту горизонтально до совмещения северного конца стрелки с указателем «север» на лимбе. Необходимо придать карте такое положение, чтобы изображение линий на карте полностью совпало с изображением на местности. При этом следует обратить внимание на то, чтобы объект, находящийся на местности слева или справа, находился на карте с той же стороны.

После того как карта сориентирована, можно решить ряд задач. Чаще всего приходится находить на карте точку своего местоположения. Проще всего определить своё место, когда оно оказывается рядом с ориентиром (местным предметом, изображённым на карте). Условный знак этого предмета указывает точку стояния. В иных случаях прибегают к простейшим способам топографической привязки, путём отложения на карте азимутов или расстояний до местных ориентиров. При этом расстояние на местности может измеряться шагами (100 обычных шагов принимаются равными 75-80 м) или парами шагов (2 обычных шага равны 1 паре шагов, которая принимается за 1,5 м).

Стороны горизонта приближенно могут быть определены по небесным светилам или местным признакам.

 

VII. Итог урока.

 

Как определить стороны света?

Быстрее и надёжней всего установить направление на север и вычислить свой маршрут можно с помощью компаса. На север укажет магнитный, помеченный красной, синей, либо флюоресцентной краской, конец стрелки. Градусная шкала поможет перевести на язык цифр и зафиксировать выбранное направление. Шкала обычного компаса разбита на 360 делений-градусов. Каждый градус соответствует 1/360 части горизонта. Соответственно на каждую сторону света приходится 900. Отсчёт начинается с 00, обозначающего на компасе север.

В некоторых импортных компасах разбивка шкалы производится на более экзотические морские румбы, каждый из которых состоит из одиннадцати градусов. Поэтому в «морской» шкале не 3600, а всего лишь 32 румба (или уж совсем непонятно откуда взявшиеся 60 румбов). Главные румбы: Север (С) обозначается Норд (N), Юг (Ю) – Зюйд (S), Восток (В) – Ост (О), Запад (З) – Вест (W). Соответственно направления, получаемые делением пополам каждой четверти горизонта, называются четвертными. Норд-ост (NO) – северо-восток; Норд-вест (NW) – северо-запад, Зюйд-ост (SO) – юго-восток, Зюйд-вест (SW) – юго-запад. Средние направления между главными и четвертичными румбами обозначаются тремя буквами. Например, средний румб между NO и О называется Ост-норд-ост (ONO) и т. д. Но в любом случае Север (Nord) всегда ноль!

Для упрощения работы с импортными компасами можно общее количество румбов разделить на четыре (по сторонам света) и соотнести с привычной нам градусной шкалой.

Далее всё просто. Цифра «ноль» на градусной шкале поворотом компаса вокруг своей оси подгоняется под северную стрелку. Карта-схема так же разворачивается верхней стороной на север. На шкале положенного сверху на карту компаса замечается градус (либо румб), соответствующий выбранному направлению движения. Например, на ближайший населённый пункт. Теперь достаточно установить визирное приспособление (целик и мушку) на избранный курс и двигаться в указанную сторону, но так, чтобы северный конец стрелки постоянно находился в створе рисок у нулевой отметки на шкале. Если стрелка уходит из створа – значит, идущий сбился с курса. Конечно, описанная схема крайне примитивна. В практике путешествий работа с картой и компасом обрастает многими объективными и субъективными сложностями. Чтобы разобраться в них, лучше обратиться к специальной литературе, посвящённой ориентированию.

 

 

Градусная шкала компаса

 

В аварийных условиях обращаться с компасом следует особенно осторожно – хранить во внутреннем кармане или под одеждой на крепком шнурке. Носить компас в наружных карманах или на руке опасно, так как в подобном положении его легко потерять или разбить защитное стекло. Если компас сломался, следует отыскать и сохранить магнитную стрелку, с помощью которой всегда можно изготовить импровизированный компас из подручных материалов.

Домашнее задание: придумать рассказ о путешествии, используя в рассказе условные знаки вместо названия объектов (10-12 знаков). Составить на стандартном листе маршрут с помощью азимута и масштаба.

 

9

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: