Конспект НОД
По ознакомлению ФЭМП
«Познавательное развитие
Для детей старшей группы.
«Астронавты»
Воспитатель
I квалификационной категории
Кузнецова Г.
Челябинск 2020г
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц;
- Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9;
- Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
- расширять и активизировать словарь, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,
- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать коммуникативные навыки;
- определять место планеты в зависимости от Солнца;
- развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, умение работать и играть в коллективе.
Материал:
Раздаточный: набор чисел от 1 до 10, схемы: «Звёздная карта», «Солнечная система», карандаши, круги разного цвета и размера, дидактическое пособие «Солнечная система».
|
|
Демонстрационный: презентация «Обсерватория», пейджики с надписями «Астронавт», макет «Солнечная система», плакат «Солнечная система», магнитная доска, магнитные цифры, макет «Телескоп», Картотека малоподвижных игр на тему: «Космос».
Словарная работа: обсерватория, астронавт, телескоп, созвездия.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы:К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»; Беседы: «Земля наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?»; Занятия: «Космос и люди», «День космонавтики» и др.; Дидактические игры: «Разложи планеты правильно», «Собери созвездие», «Планеты и солнце». Рассматривание альбомов, иллюстраций о космосе, заучивание стихов, игры-драматизации по ним.
Методы и приемы:
Наглядные: презентации «Обсерватория», использование моделей: телескопа, «Солнечной системы, дидактическое пособие «Солнечная система».
Словесные: вопросы к детям, отгадывание загадок.
Игровые: дидактические игры, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Ход:
Воспитатель-астроном: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашей обсерватории.
-Как вы думаете, что такое обсерватория?
|
|
Ответы детей:
Воспитатель-астроном:
- Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами. Со временем места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.
С появлением телескопов потребовалось строить специальные здания. Такие здания легко узнать: вместо крыши у них вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа. (Показ презентации «Обсерватория», 1 слайд).
Первый телескоп изобрел итальянский ученый Галилео Галилей(2слайд), который был установлен на одной из башен в Венеции. (3слайд). Телескопы имели вид трубы, в которую с двух концов были вставлены линзы – увеличительные стекла. Со временем люди научились строить огромные линзовые телескопы, в несколько раз больше человеческого роста. Но они были громоздкими и давали небольшое увеличение.
В середине 20 века появились телескопы, в которых изображение увеличивалось в тысячи раз. Человек без приборов может видеть 5000 звезд, а с помощью телескопа, гораздо больше.
Сейчас ученые изобрели космические телескопы (4слайд), радиотелескопы (5слайд). Они в десятки тысяч раз лучше оптических телескопов и могут многое рассказать нам о далеких звездных мирах.
- Ребята, как вы думаете, зачем же нужны обсерватории?
Ответы детей:
- В обсерватории изучают строение и развитие небесных тел.
- Какие небесные тела вы знаете?
Ответы детей:
- Молодцы!
- Вы хотите понаблюдать в телескоп за звездным небом?
Ответы детей:
-Кто из вас знает, как называют людей, которые работают в обсерватории?
Ответы детей:
- Вы хотите стать астрономами?
Ответы детей:
«Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры
Обнаруживать чёрные дыры…»
- Знания ученых-астрономов очень важны для всего человечества.
- Какими знаниями должен обладать астроном?
Ответы детей:
- Они помогают определять сезонные явления в природе, помогают прокладывать курс кораблям, определять точное время, составлять звёздные и географические карты.
- Готовы вы пройти тестирование для астронавтов и узнать обладаете вы нужными знаниями и качествами.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Посчитаем планеты в Солнечной системе».
Предлагаю детям посмотреть в телескопы на макет «Солнечной системы»
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По – разному все они солнцем согреты.
- Сколько вы видите планет в Солнечной системе?
- Давайте обозначим цифрами каждую планету, начиная от Солнца. (Один ребёнок выполняет задание на магнитной доске, остальные дети составляют ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их). Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждую планету.
-Сколько планет в Солнечной системе?
- Какой цифрой можно обозначить число 9?
Выкладываю цифру 9.
- На что она похожа?
Назовите самую большую планету?
- Назовите самую маленькую планету? Какой цифрой она обозначена?
-Какая по счёту планета «Земля»?
II часть. Игровое упражнение «Найди место планеты»
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети выбирают карточки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из детей.
III часть. Игровое упражнение «Составим число».
|
|
-Смотрим в телескоп! Что вы видите?
Ответы детей:
- Это созвездие «Жираф» (слайд7). Сосчитайте, сколько звёзд в этом созвездии?
- Это созвездие «Орион» (слайд 8), сколько в нём звёзд?
- Созвездие «Цефей» (слайд 9), сосчитайте сколько звёзд в нём?
Задание для астрономов: на звёздной карте выложите созвездие «Цефей».
- Сколько звёзд вы разместили?
- Как вы составили число 5?
Предлагаю детям найти цифру 5
Физкультминутка «Летает, не летает».
Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками, если не может — не поднимают руки.
IV часть. Игровое упражнение «Что где находится».
Задаю детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.
- Помогите астронавтам создать космическую карту.
- На карте разместите в левом верхнем углу планету Марс (красный круг), в правом нижнем – Землю (синий круг), в левом нижнем – Венеру (зелёный круг), в правом верхнем углу – Сатурн (коричневый круг), в центре – Солнце (жёлтый круг).
- Проверим, ничего не пропустили? Молодцы, все сделали правильно!
- Понравилось вам участвовать в тестировании? Чем понравилось? Расскажите, что вам больше всего запомнилось, какие неизведанные планеты мы видели, что делали? Сегодня вы были дружными. Сумели выполнить все задания по тестированию и прошли подготовку для будущих астронавтов!