Оглавление
1. Введение | 3 |
2. Марк Туллий Цицерон, как выдающийся оратор | 4 |
3. Цицероновский идеал судебно-политического оратора | 5 |
4. Заключение | 6 |
5. Список литературы | 7 |
Введение
Древний Рим. Расцвет римского красноречия приходится на I век до н.э., последний период существования республиканского строя. Оратор (от лат. orare –говорить) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а также обладает даром красноречия. Вершиной развития ораторского искусства того времени является деятельность Цицерона.
Марк Туллий Цицерон – превосходный оратор, а также один из крупнейших древнеримских политиков и писателей.
Цицерон, несомненно, принадлежал к той особой породе людей, на долю которых еще при жизни выпадает сладкое бремя славы. Но прижизненная слава эфемерна, Цицерон же удостоился несравненно большего: его имя навсегда вошло в историю, и в частности в историю мировой культуры. Именно об этом выдающемся деятеле эпохи Древнего Рима пойдет речь в моем реферате.
|
|
Марк Туллий Цицерон, как выдающийся оратор
Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) – выдающийся древнеримский оратор, писатель и политик. Родился в 106 году до н. э. в окрестностях Арпинума (в Лациуме) и получил в Риме, а затем в Греции общее и риторическое образование.
Цицерон широко известен как оратор — его имя даже стало нарицательным, — менее известен как политический деятель, и почти неизвестен как философ и ученый. Такое распределение «аспектов» его посмертной славы не случайно. Именно как представитель ораторского искусства и римской литературы он вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имеет отношение к такой эпохе и к таким событиям, которые ныне интересуют в основном историков и, наконец, как философ и ученый он не признается крупным и самостоятельным мыслителем.
Блестящие ораторские способности помогли Цицерону, выходцу из сословия "всадников", добиться высших государственных должностей, таких как, претор (66 год до н.э.) и консул (63 год до н.э.).
Цицерон был просвещенным человеком. Сохранилось 56 речей Цицерона - судебных и политических; они вместе с его сборником "Писем" дают обильный материал для изучения политической жизни эпохи конца республики. Кроме того, до нас дошли трактаты Цицерона по теории и истории римского ораторского искусства: "Об ораторе", "Оратор", "Брут" (названный впоследствии "О знаменитых ораторах") и др. Здесь на основе римской практики рисуется цицероновский идеал судебно-политического оратора.
|
|
Цицерон как писатель и оратор оказал огромное влияние не только на римскую, но и на западноевропейскую культуру. В Риме его читали в школах; его изучали, писали комментарии к его речам, а гуманисты эпохи Возрождения (Николини, Бембо, Эразм и др.) создали культ Цицерона и его изящного языка.
Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его, остановиться, а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его.
Цицероновский идеал судебно-политического оратора
По мысли Цицерона, оратор – государственный деятель, который средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в целом приносит счастье и благополучие».
Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказывать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.
В своих «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерон выдвигает такие обязанности оратора:
1. Найти, что сказать (inventio);
2. Расположить найденное по порядку (divisio);
3. Придать найденному устную форму (elocutio);
4. Утвердить все необходимое в памяти (memoria);
5. Произнести (actio).
Составление плана — необходимое условие для подготовки речи — считает Цицерон.
План речи включает:
1. Расположение слушателей (exordium);
2. Изложение сущности дела (narratio);
3. Установление спорного вопроса (narratio);
4. Подкрепление своего положения (confirmatio) аргументами;
5. Опровержение мнения противника (confutatio);
6. Придание блеска своим словам (peroratio).
Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться:
Простым (аттическим) стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений.
Умеренный стиль – царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как метафора и аллегории.
Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к пафосу, именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование – обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей.
Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя.
Заключение
Что следует сказать, подводя итоги, о Цицероне как об ораторе? Речи Цицерона интересовали нас главным образом как исторический источник, дающий возможность почерпнуть сведения либо об эпохе и событиях, либо о деятельности самого Цицерона. Но не может быть никакого сомнения в том, что речи Цицерона в первую очередь — блестящий образец именно ораторского искусства, а поскольку они дошли до нас в письменном виде — выдающийся памятник не только римской, но и мировой литературы.
|
|
Список литературы
o Цицерон и его время. — С.Л. Утченко — Москва, Мысль, 1972.
o Три трактата об ораторском искусстве/Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова — М.Т. Цицерон — Москва, Научно издательский центр «Ладомир», 1994.
o Риторика: Учебно-методическое пособие для студентов вечерней и заочной форм обучения. / Под ред. доцента Кузьминой О.В. — 81 с. Римская литература. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева — СПб: СПбГУ ИТМО, 2005.
o Римская литература. — Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева — Москва, «Просвещение», 1965.