Старославянские памятники письменности

Билет

Вопрос.

Старославянский язык и праславянский язык

Праславянский язык — это праязык, язык-предок славянских

языков. Это — общий, единый язык славянских племен, из диалектов

которого образовались отдельные славянские группы, а затем и языки.

Распад праславянского языка происходил длительное — время,

завершившись в VII-VIII вв. Ему предшествовало расселение славян на

огромных территориях: на севере они расселились на побережье

Балтийского моря, на юге — на Балканах и в Греции, на западе — по

течению рек Эльба (слав. Лаба) и Одер (слав. Одра) в Германии, на

востоке — в среднем течении Днепра и на побережье озера Ильмень. В

местах новых поселений славяне контактировали с местным населением,

что влияло на их образ жизни и их речь.

Наиболее тесными были древние контакты с племенами балтов, что,

по-видимому, свидетельствует об исконном соседстве праславян и

прабалтов и их прародины. Оно предопределило очень большую близость

славянских и балтийских языков, прежде всего литовского,

древнепрусского и др. «мертвых» языков. В древности праславяне также

контактировали с иранскими племенами на юге, италийскими и

кельтскими племенами на юго-западе, германскими — на северо-западе,

что, в свою очередь, может указывать на первоначальное место их

расселения.

Праславянский язык образовался из протославянских диалектов

индоевропейского праязыка — языка-предка индоевропейской семьи

языков, который ‘распался во втором тысячелетии до н. э.

Специфически славянские языковые особенности складывались

постепенно на протяжении длительного времени. Ряд изменений

проходил еще в границах диалектов индоевропейского праязыка

например, утрата палатальных гуттуральных и образование двух групп

индоевропейских языков — satəm и centum; утрата придыхательных (th,

ph и др.) и лабиовелярных согласных (kw, gw и др.). В праславянском

значительно упрощается индоевропейская система согласных, однако в

дальнейшем появляются новые согласные. Так, по закону Педерсена

(правилу ruki) возник согласный [х], а в более поздний период в

результате палатализаций согласных — мягкие шипящие и свистящие

согласные.

Особый облик праславянскому языку придало поочередное действие

трех фонетических законов — закона слогового сингармонизма и связанных с ним закона перехода количественных различий гласных в качественные и закона открытого слога. Последнее общеславянское изменение происходило уже после его распада это утрата

‘редуцированных гласных.

В грамматическом строе праславянского языка сохранилось немало

индоевропейских архаизмов (система числительных, категория рода,

типы основ и склонение существительных, двойственное число,

система энклитик, отдельные формы глагола). В то же время в

праславянской глагольной системе наблюдается целый ряд инноваций.

Существенный слой индоевропейских лексем по наследству перешел

в праславянский язык. Славянские мифологические представления имеют

большое значение для реконструкции индоевропейской религиозной

идеологии.

Праславянский язык был бесписьменным, и реальными

свидетельствами праславянской речи исследователи не располагают.

Праславянский язык реконструируется на основе сравнительно-

исторического метода, сравнения славянских языков и диалектов на

разных исторических ступенях развития и сопоставления с другими

индосвропейскими языками.

Старославянский язык по времени ближе всего стоит к

праславянскому языку и, наряду с древнерусским языком, имеет наиболее

важное значение для реконструкции праславянского языка как

бесписьменного.

 

Старославянские памятники письменности

Старославянские памятники письменности сохранились в

небольшом количестве и относятся большей частью к XI в. Памятники,

непосредственно созданные в книжной школе Кирилла и Мефодия в IX в..

не уцелели. Они дошли до нас в более поздних списках-копиях.

Памятники подразделяются на глаголические и кириллические.

Глаголические памятники связывают, как правило, с Западной Болгарией

(сейчас Македония). Кириллические — с Восточной Болгарией. Тексты в

большинстве своем являются списками более ранних рукописей,

связанных с кирилло-мефодиевской, охридской или преславской

книжными традициями и деятельностью соответствующих книжных школ.

Глаголические — памятники — письменности: Зографское

четверосвангелие конца X или начала XI в., рукопись неполная — 304 л.

(ЕвЗогр); Мариинское четверосвангелие XI в., рукопись неполная — 171 л.

(ЕвМар); Ассеманиево (или Ватиканское) евангелие-апракос XI в., 158 л

(ЕвАсс); Синайская псалтырь XI в., 177 л. (ПсСин); Синайский требник

(Синайский евхологий) XI в. 106 л. (ТрСин); Клоцов сборник XI в.

сохранилось лишь 14 л. с переводом гомилий, т.е. проповедей (Клон);

Охридские листки (2 л. с отрывком евангелия-апракоса) Х1 в.; Боянский

палимисест конца XI в. содержит свангелие-апракос; Зографский

палимпсест конца XI в. с отрывком свангелия-апракоса; Киевские листки

(7 л.) конца IX или начала X в. — самый древний памятник; Рыльские

листки XI в. (8 поврежденных л. и 3 обрывка л.) с отрывком поучений

Ефрема Сирина и исповедальной молитвы.

Кириллические памятники: Саввина книга XI в. включает неполный

текст свангелия-апракоса, 129 л. (КиСав); Супрасльская рукопись

середины XI в. содержит минею-четью за месяц март, 285 л. (РукСупр);

Енинский апостол-апракос (сохранилось 39 л.) XI в. (АпЁн); Листки

Ундольского (2 л.) XI в. содержат отрывок из евангелия-апракоса;

Хиландарские листки (2 л.) Х! в. с отрывком перевода поучений Кирилла

Иерусалимского; Зографские листки (2 л.) XI в. с отрывком перевода

монашеских правил Василия Великого.

Самая ранняя рукопись из сохранившихся — Киевские листки (7 л.)

датируется концом IX или началом X в. Рукопись была подарена

Киевской духовной академии на 50-летие в 1869 г. представителем

русской православной миссии в Иерусалиме. Сейчас хранится в Киеве в

Государственной публичной библиотеке. Киевские листки

единственный старославянский памятник, в котором редуцированные

гласные не утрачивались и употреблялись последовательно. Этот

памятник также содержит западнославянизмы-моравизмы.

ЕВЗогр было найдено в Зографском монастыре на Афоне. В 1860 г.

монастырь подарил кодекс императору Александу II, который передал

рукопись в Публичную библиотеку в Петербурге (сейчас — Российская

национальная библиотека).

ЕВМар было найдено В. И. Григоровичем в Богородицком

монастыре на Афоне. После его смерти в 1876 г. вся его коллекция

рукописей поступила в Румянцевский музей в Москве (сейчас

Российская государственная библиотека).

ЕвВАсс было найдено в Иерусалиме Дж. Ассемани, который

заведовал папской библиотекой в Ватикане, где хранится и сейчас. Будучи

арабом, Ассемани был знатоком восточной христианской письменности.

ПсСин обнаружил в монастыре св. Екатерины на Синае архимандрит

Порфирий Успенский, там она и хранится. Рукопись содержит 137

псалмов. Псалтырь является поэтической, гимнографической частью

Ветхого Завета. Авторство псалмов приписывается древнееврейскому

царю Давиду, который правил с 1055 по 1015 г. до Р. Х. Давид выступает

в них вслед за историей своей жизни как пастух, воин, псалмопевец,

мудрец, правитель, пророк и царь, объединяя в себе лучшие качества

сврейского народа.

ТрСин содержит перевод с греческого и древневерхненемецкого

молитв и особых служб на разные случаи жизни, а также перевод с

латинского «Заповедей святых отец». Переводы, по-видимому, должны

были быть выполнены в Моравии и принадлежать кирилло-

мефодиевскому кругу учеников.

КиСав переписана кириллицей с глаголического оригинала в северо-

восточной Болгарии. Названа по имени писца, попа Саввы, который

оставил 2 приписки на полях. Кодекс хранился сначала в монастыре около

Пскова, затем в библиотеке Синодальной типографии в Москве, а сейчас

в Российской государственном архиве древних актов. Рукопись была

обнаружена выдающимся отечественным языковедом И. И. Срезневским в

1868 г. (см. в частности, собранные им Материалы для Словаря

древнерусского языка XI-XVII вв.).

РукСупр — минея-четья, которая включает 24 жития и 24 гомилии

(проповеди) на месяц март. Найдена в 1823 г. в Супрасльском монастыре

(под Белостоком, сейчас — город в Польше). Три части рукописи хранятся

в билиотеках Варшавы, Любляны и Петербурга. Восходит к тексту X в.

Преславской книжной школы, однако включает также не подвергшиеся

существенной редактуре ранние кирилло-мефодиевские переводы, что

придает ей особенную ценность.

АпЕн обнаружен в с. Енино в Болгарии, хранится в Народной

библиотеке имени Кирилла и Мефодия в Софии.

 

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: