Остальные слова разобрать по такому же принципу

Проткова Александра Алексеевна, ОБ-РЛ-12.

Тема: «Нормы литературного языка».

Рекомендации: внимательно читайте задания, поскольку некоторые из них даны в качестве осмысления и использования в будущей профессиональной деятельности

 

Упражнение 1. Используя толковый словарь, определите лексическое значение слова (например: слов с прямым или переносным значением, омонимов, многозначных слов, заимствованных слов, неологизмов, устаревших слов или диалектизмов).

Пример:

Рука – это

1) каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев;

2) символ орудия труда человека, а также символ самого труда, деятельности человека;

3) манера письма, почерк;

4) во множественном числе может употребляться в значении «работники, люди, выполняющие какую-либо работу»;

5) во множественном числе может употреблять для обозначения человека как обладателя, владельца чего-либо;

6) обозначение человека, который имеет власть, влияние, может оказать покровительство, содействие кому-либо;

7) употребляется в некоторых сочетаниях в значении: согласие на замужество, готовность вступить в брак;

8) место, очередь отдельного участника в чем-либо (в общей работе, в какой-либо игре и т. п.), а также отдельный участник, вступающий последовательно за кем-либо;

9) употребляется в значении: того или иного вида, сорта, качества и т. п.;

10) в вин. п. ед. ч. с предлогом «под» и определением, указывающим на состояние, настроение, означает: в таком состоянии, настроении.

(Словарь русского языка под редакцией Евгеньевой).

Упражнение 2. Замените предложенное словосочетание синонимичным или антонимичным (большой дом, хороший поступок).

Пример: Большой дом – маленькая избушка (антоним); хороший поступок – благое деяние (синоним).

 

    Упражнение 3. Подберите к словам с приставкой бес-/без- синонимы без приставки.

    Пример: Безгрешный – непорочный;безмолвный – немой; бесцветный – невыразительный.

 

 

   Упражнение 4. Используя для дальнейшей работы толковый словарь, объясните лексическое значение следующих слов: картина, гитара, компьютер, книга, зло и д.р.

Пример:

Картина – это

1. Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги.

2. То, что можно видеть, представлять себе в конкретных образах.

3. Общее состояние, положение чего-л.

4. О ком-, чем-л. вызывающем восхищение своей живописностью, красотой.

5. Часть акта в драматическом произведении, требующая самостоятельной декорации.

6. То же, что кинофильм.

(Словарь русского языка под редакцией Евгеньевой).

Остальные слова разобрать по такому же принципу.

    Упражнение 5. Используя разные толковые словари, выпишите и проанализируйте толкование слова " фотография ".

Пример:

Фотография – это 1) получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. 2) Отпечаток, снимок, полученный таким способом. 3) Предприятие, мастерская для съемки и изготовления снимков, отпечатков по заказу. (Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова).

Фотография – это

1. Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата.

2. Изображение, отпечаток, полученные таким способом; снимок.

3. Мастерская для съемки и изготовления таких отпечатков, снимков.

4. Наблюдение и хронометрированная фиксация каких-л. действий, процессов и т. п.

(Словарь русского языка под редакцией Евгеньевой).

 

    Упражнение 6. Дайте толкование выделенного в пословице слова. Когда употребление этих пословиц более уместно? На чужой каравай - рот не разевай. Гусь свинье не товарищ.

Пример: Каравай – это круглый хлеб. (Словарь русского языка под редакцией Евгеньевой).

Эту пословицу уместно употреблять, когда хочешь донести до человека мысль о том, что нужно не тратить время на зависть, а добиваться всего самим, не оглядываясь на других.

Товарищ - 1. Человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

2. В советское время (обычно перед фамилией, званием, должностью)  обращение к гражданину, а также его упоминание, обязательное обращение или упоминание применительно к члену коммунистической/ дружественной партии.

3. В названиях некоторых должностей: помощник, заместитель.        

 

Когда человек произносит данную фразу, он имеет в виду, что кто-то кому-то неровня. При этом в сознании говорящего есть чёткие границы, разделяющие людей по статусу, чину, достатку, происхождению.

Упражнение 7. Дайте толкование выделенного в пословице диалектного слова. Когда употребление этой пословицы более уместно? Сеял мужик репу - вышел пусторнак.

Пример:

Пастернак (пусторнак) – это огородное и дикорастущее растение семейства  зонтичных, корень которого употребляется как пряность и как корм. Сорняк, пустое растение.

Пословица употребляется в случае, если человек делал что-то одно, а вышло совершенно другое.

 

Упражнение 8. Определите слово по его лексическому значению. Например: приспособление, предназначенное для освещения комнаты и сделанное чаще всего из вощины (свеча).

Пример: Перерыв в занятиях в учебном заведении на праздничное или летнее время (каникулы).

 

Упражнение 9. Продолжите антонимический ряд, подбирая к слову как можно больше антонимов: темный - светлый - чистый - ясный.

Пример: Любовь – ненависть – отвращение – презрение – неприязнь.

 

Лингвистические игры для учеников:

1. Игра "Аукцион" (рассматривать в качестве примера). Цель данной игры - подобрать как можно больше синонимов к словам. Побеждает тот ученик, который назвал последнее слово. Например, к словам: мероприятие, школа, дом, бледный и д.р.

2. Игра "Шеренга". Задание в игре: расставьте синонимы в порядке возрастания признака: дом, небоскреб, здание, коттедж.

3. Упражнение - игра, в которой надо как можно точнее охарактеризовать предложенные слова. Например: Ро дина, Вселенная, земля, родители, царь. В этом же упражнении можно использовать пословицы, поговорки, загадки или цитаты, в которых эти слова встречаются. 

4. Записана сетка, которая имеет только одну букву "м" в начале слова, в середине и в конце. В этой сетке зашифровано слово, которое надо отгадать и дать ему лексическое значение. Например:

М- - -

- - - - - - м-

- - м

5. Текст «Словарь русского языка» и его составитель. Задание: перескажите текст подробно и ответьте на вопрос: в чем причина долговечности словаря С.И. Ожегова? Почему этот справочник не устаревает и также популярен, как полвека назад? Напишите сочинение-миниатюру об известных вам словарях.

     Что же известно о "Словаре русского языка" под редакцией С.И. Ожегова?     "Словарь русского языка" под редакцией С.И. Ожегова начал свою жизнь более полувека назад, в 1949 году. За эти годы словарь издавался и переиздавался более 25 раз. Сейчас он содержит около 70 тысяч слов и выходит в свет каждые 2-3 года, а это позволяет современным лингвистам регулярно вносить в него изменения и дополнения. Толковый словарь намного пережил своего творца и составителя, одного из крупнейших ученых-лексикографов ХХ века, профессора Сергея Ивановича Ожегова. К справочнику, составленного знаменитым языковедом, обращаются инженеры и учителя, писатели и журналисты, актеры, ведущие радиопередач и телевизионных программ, студенты и школьники. Словарь С.И. Ожегова стал настольным пособием для тех, кому дорог и нужен русский язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: