Учебно-методические материалы по дисциплине

Зачетные требования к зачету по ТиМФВ для 2-го курса дневного обучения и 4-го курса заочного обучения

Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина. Содержание понятий "физическая культура", "физическая культура личности", "физическое совершенство", "физическое развитие", "физическая подготовка", "физическое воспитание", "спорт" в теории физической культуры.

Методы научного исследования в теории физической культуры. Педагогическое наблюдение как метод исследования в теории физической культуры. Тестирование как метод исследования в теории физической культуры. Педагогический эксперимент как метод исследования в теории физической культуры.

Общекультурные функции физической культуры: эстетические, нормативные, коммуникативные, воспитательные, социализации, интегративные и др. Специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные, оздоровительно- реабилитационные.

Базовая физическая культура. Профессионально-прикладная физическая культура (профессионально-прикладная физическая подготовка, военно-прикладная подготовка). Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Фоновая физическая культура.

Характеристика понятия "система физического воспитания" в теории физической культуры. Цель, задачи системы физического воспитания Республики Беларусь. Основы системы физического воспитания Республики Беларусь. Научно-методические основы системы физического воспитания. Организационные основы системы физического воспитания. Нормативные основы системы физического воспитания Принцип всестороннего гармонического развития личности и требования к его реализации в системе физического воспитания. Принцип прикладности и требования к его реализации в системе физического воспитания. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания и требования к его реализации в системе физического воспитания.

Основные направления использования физической культуры. Общеподготовительное направление в системе физического воспитания. Специализированное направление в системе физического воспитания.

Общая характеристика средств физического воспитания. Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания. Содержание и форма физических упражнений. Техника физического упражнения. Классификации физических упражнений. Технические характеристики физического упражнения: пространственные, временные, пространственно-временные, динамические и ритмическая. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

Характеристика нагрузки и ее параметров (объема и интенсивности) в физическом воспитании. Виды физической нагрузки по характеру, направленности, мощности. Типы интервалов отдыха (жесткий, ординарный, суперкомпенсаторный и др.). Активный и пассивный отдых.

Общая характеристика методов физического воспитания. Метод строго регламентированного упражнения в физическом воспитании. Методы строго регламентированного упражнения, используемые преимущественно при обучении двигательным действиям. Характеристика методов стандартного непрерывного и стандартного интервального упражнения. Характеристика методов переменного непрерывного и переменного интервального упражнения. Характеристика "круговой тренировки" в физическом воспитании. Игровой метод в физическом воспитании. Соревновательный метод в физическом воспитании.

Принцип наглядности и требования к его реализации в физическом воспитании. Принцип сознательности и активности и требования к его реализации в физическом воспитании. Принцип доступности и индивидуализации и требования к его реализации в физическом воспитании. Принцип непрерывности процесса физического воспитания и требования к его реализации. Принцип систематичности и требования к его реализации в физическом воспитании. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивного сбалансирования их динамики и требования к его реализации в физическом воспитании. Принцип циклического построения системы занятий и требования к его реализации. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания и требования к его реализации.

 

 

Утверждены     на заседании кафедры ТиМФВиС 21.10.2008 г., протокол № 4

 

Зав. кафедрой ТиМФВиС                                         М.П. Ступень

 



Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература

1. Введение в теорию физической культуры Учеб пособие для
институтов физ. культуры / Под ред. Л. П. Матвеева - М Физкультура и
спорт, 1983. - 128 с

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФК. - М.: ФиС, 1991. — 543 с.

3. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976. — 376 с.

4. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. Учеб.пособие для студентов вузов: изд. 2-е, испр.и доп. / А.М. Максименко. – М.: 2005. – 532 с.

 

Дополнительная литература

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985. -
192 с.

2. Гужаловский А.А. (ред.), Выдрин В.М., Кряж В.Н. и др Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов. - М.: ФиС, 1986. —387 с.

3Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1966. —157 с.

4. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании
студентов/В.Н. Кряж. ~ Минск: Вышэйшая школа, 1982. - 120 с.

5. Кряж, В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания.// Ч. П.
Истоки гуманизации физического воспитания- Минск: Четыре четверти,
1996.-125 с.

6. Кряж, В.Н. Гуманизация физического воспитания/ В.Н. Кряж, З.С. Кряж. – Миск:НИО, 2001.– 17 с.

7. Кряж В.Н., Кряж З.С. Государственный физкультурно -
оздоровительный комплекс Республики Беларусь (1-1У ступени, возраст — 7-
21 год). Программа молодежного физкультурно-спортивного
движения"Олимпийские надежды Беларуси". — Минск: Министерство
спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство образования
Республики Беларусь, 1999. —106 с.

8. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.:
Полымя, 1989. —159 с.

9.Хартман Ю., Тюннеман X. Современная силовая тренировка. -Берлин, 1988. - 333 с.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: