Организация полевой практики и методика исследований

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ГЕОЛОГИИ

(практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)

 

Направление подготовки ‒ 44.03.05 Педагогическое образование

профиль ‒ География и биология (сроки практики ‒ 23.06.2020 ‒ 28.06.2020)
профиль ‒ Биология и география (сроки практики ‒ 29.06.2020 ‒ 04.07.2020)

 

Условия прохождения практики . В связи с введением режима самоизоляции в карантинный период, прохождение практики будет осуществляться путём сбора и изучения материала по источникам, опубликованным в открытой печати и по данным Интернет-ресурсов.

Однако, для полного ознакомления с методикой проведения полевых исследований по геологии, в приложении приведена её краткая характеристика.

 

Цель освоения дисциплины «Учебная полевая практика по геологии» заключается в закреплении теоретических знаний по курсу «Геология» и приобретение умений и навыков полевых геологических исследований при изучении особенностей геологического строения родного края (территории Вашего проживания).

Задачи дисциплины:

‒ изучение особенностей геологического строения, стратиграфии, тектоники, знакомство с закономерностями распределения полезных ископаемых на территории региона;

‒ изучение геологических процессов, принимавших участие в формировании современного рельефа территории;

‒ овладение методикой выполнения основных видов полевых геологических исследований литологическими, петрографическими, тектоническими, стратиграфическими и гидрогеологическими методами;

‒ составление литолого-стратиграфических и петрографических разрезов с детальным описанием и сбором коллекций горных пород, минеральных агрегатов и ископаемых остатков организмов растительного и животного происхождения (окаменелостей);

‒ знакомство с действующими горными выработками.

 

 


 



ПЛАН НАПИСАНИЯ ОТЧЁТА

(отчёт пишется в электронном виде)

 

А. Текстовая часть

 

Титульный лист (название учебного заведения, факультета, кафедры, название работы, направление подготовки, профиль, фамилия и полные инициалы исполнителя, руководителя практики, место и год написания).

Введение (характеристика целесообразности учебной практики, её задачи и методика проведения геологических исследований (см. Приложение)).

Глава 1. Физико-географический очерк района практики (географическое положение и административно-территориальное устройство, климатические особенности, краткая характеристика геоморфологического облика территории, описание форм и типов рельефа и речной сети).

Глава 2. Стратиграфическое расчленение разрезов (описание пород в хронологическом порядке с указанием их возраста, характера залегания, структурных и текстурных особенностей, наличия включений).

Глава 3. Магматизм (характер распространения, особенности внутреннего строения, морфологии и условий залегания тел).

Глава 4. Тектоническое строение (общее тектоническое структура района практики, условия залегания пород, характеристика пликативных и дизъюнктивных нарушений и других проявлений тектоники, связь рельефа с тектоникой, выводы о движениях земной коры в геологическом прошлом).

Глава 5. Гидрогеология (сведения о геологической деятельности подземных и поверхностных вод).

Глава 6. История геологического развития территории.

Глава 7. Полезные ископаемые (описываются данные о месторождениях и проявлениях металлических, неметаллических и горючих полезных ископаемых и виды их использования).

Заключение (основные итоги работы; подчёркивается всё принципиально новое, внесённое в познание геологического строения района; намечаются задачи для дальнейших исследований).

Список использованных источников (составляется в алфавитном порядке).

Приложения (текстовые, графические).

 

Б. Графические приложения

 

Рисунок 1. Обзорная физико-географическая карта района практики
(с выделением границ прохождения практики).

Рисунок 2. Обзорная геологическая карта дочетвертичных отложений.

Рисунок 3. Обзорная геологическая карта четвертичных отложений.

Рисунок 4. Карта фактического материала (с нанесением линий маршрутов, мест расположения точек наблюдения и их номеров).

Рисунок 5. Зарисовки или фотографии обнажений с элементами детальных наблюдений (зарисовки слоистости, трещиноватости, контактов, ископаемых остатков организмов, конкреций и других включений).

Рисунок 6. Сводная стратиграфическая колонка (геологических образований для изучаемой территории).

 


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1. Бондарев В.П. Геология. Курс лекций: учебное пособие. ‒ М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

2. Геология СССР ‒ многотомное издание по отдельным регионам страны / Главный редактор А.В.Сидоренко.

3. Гущин А.И. и др., ред. Н.В.Короновский. Практическое руководство по общей геологии: учебное пособие. ‒ М.: ИЦ «Академия», 2007.

4. Добровольский В.В. Геология. Минералогия, динамическая геология, петрография: учебник для вузов. ‒ М.: ВЛАДОС, 2008.

5. Ермолов В.А., Мосейкин В.В., Ларичев Л.Н. Геология. Часть I: Основы геологии: учебник для вузов. ‒ М.: МГГУ, 2008.

6. Карлович И.А. Геология: учебное пособие для студ. естеств.-географ. спец. вузов. ‒ М.: Академический Проект, 2003.

7. Кириченко Ю.В., Щёкина М.В. Наука о Земле. ‒ М.: МГГУ, 2009.

8. Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология: учебник. ‒ М.: Академия, 2010.

9. Милютин А.Г. Геология: учебник для бакалавров. ‒ М.: Изд-во Юрайт, 2014.

10. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. ‒ Режим доступа: government.ru/department/48/

11. Савельева Л.Е., Козаренко А.Е. Геология. Методы реконструкции прошлого Земли. Основы геотектоники. Геологическая история: учебное пособие для вузов: В 2-х ч. ‒ М.: ВЛАДОС, 2004.

12. Старостин В.И., Игнатов П.А. Геология полезных ископаемых: учебник для высшей школы. ‒ М.: Академический Проект, 2004.

13. Судо М.М. Геология: учебное пособие. ‒ М.: Изд-во МНЭПУ, 2002.

14. Трифонов А.Н. Общие сведения о Земле, геологических процессах и горных породах (тематический терминологический справочник): учебно-методич. пособие по курсу общей геологии. ‒ СПб.: ЛГОУ, 2003.

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Полевая практика по своей сущности является естественным продолжением учебного процесса для студентов профиля подготовки «География и биология» и «Биология и география». Поэтому она должна иметь логическую последовательность в раскрытия специализации предмета. Для успешного освоения знаний предусматривается разделить её условно на три периода ― подготовительный, полевой и камеральный.

 

Раздел I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1-ый день практики)

 

Объекты исследования на территории Вашего проживания имеют достаточно широкий возрастной диапазон слагающих их геологических образований, представленных накоплениями горных пород различного происхождения. В связи с этим, подготовка к полевой практике будет осуществляться ещё до выезда в поле.

Во время подготовительного периода определяются задачи и порядок прохождения практики, обосновываются основные этапы полевых и камеральных работ, устанавливается распорядок дня, проводится сбор материалов о геологическом строении территории и об истории геологического развития Вашего региона.

Для проведения полевых исследований студентам необходимо подготовить снаряжение, ознакомиться с методикой полевых наблюдений, с геологическим строением района по литературным данным и картографическому материалу, сделать необходимые выписки и выкопировки.

Техника безопасности. При изучении обнажений на крутых склонах следует соблюдать осторожность ‒ опасаться осыпей, обвалов, падения обломков каменного материала и самому принимать меры, чтобы не упасть. Подниматься на крутой склон можно только при уверенности в безопасности. В геологических маршрутах может возникнуть необходимость переходить или переправляться через реки, а это следует делать только с учётом правил безопасности. Переходить реку с быстрым течением рекомендуется с длинным шестом, в обуви.

Полевое снаряжение, приборы и оборудование:

1. Геологический молоток для отбора образцов горных пород.

2. Лопатка для расчистки обнажений.

3. Горный компас.

4. Лупа (10×) со шнурком.

5. Рулетка (10 м).

6. Линейка.

7. Резинка.

8. Полевой дневник.

9. Карандаши простой и химический.

10. Бумага для этикеток.

11. Ножницы или перочинный нож.

12. Флакон с разбавленной (10-15%) соляной или уксусной кислотой.

13. Лейкопластырь для наклеивания номеров на образцы.

14. Мешочки или обёрточная бумага для образцов.

15. Полевая сумка для карт, полевого дневника и пр.

16. Рюкзак.

17. Медицинская аптечка.

Желательно иметь фотоаппарат, так как фотоснимки отражают наиболее объективную картину геологической ситуации на местности.

 

Раздел II. ПОЛЕВОЙ ПЕРИОД (2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый дни практики)

 

Основная задача периода заключается в непосредственном выполнении комплексных геологических наблюдений на местности, включающих в себя практическую отработку методов и приёмов, изученных в процессе прохождения теоретического курса. Последовательность учебных занятий полевого периода осуществляется в соответствии с тематическим планированием содержания практики.

На равнинных территориях, в отличие от горных областей, геологические объекты имеют очень слабую степень обнажённости. Поэтому, проведение исследований не может быть ограничено каким-либо одним эталонным (базовым) пунктом и должно осуществляться на нескольких разноудалённых друг от друга геологических объектах, насыщенных разновозрастными и разногенетическими геологическими образованиями.

За время полевого периода, который составляет основную часть практики, при посещении геологических объектов, студенты должны научиться:

1. Проводить исследование, зарисовку и описание обнажений.

2. Отбирать и документировать (описывать, определять) породы и окаменелости.

3. Измерять горным компасом элементы залегания горных пород.

4. Измерять мощность пластов и размеры обнажений.

5. Составлять геологические разрезы, профили и стратиграфические колонки.

6. Сопоставлять описанные отдельные обнажения путем составления профилей по построенным стратиграфическим разрезам.

7. Выявлять маркирующие горизонты.

8. Наносить на карту границы геологических тел и тектонические нарушения.

9. Проводить наблюдения над выходами подземных вод.

10. Фиксировать и описывать водоносные и водоупорные горизонты.

11. Описывать основные формы рельефа и устанавливать их связь с геологическим строением местности.

12. Вести полевой дневник.

Маршрутные пересечения служат основой для познания геологического строения исследуемого района и составления геологической карты, поэтому весь фактический материал, полученный в маршруте, должен быть аккуратно и точно отражён в полевом дневнике. Наиболее важная информация (ход маршрута, точки наблюдения, границы геологических тел, линии тектонических нарушений, элементы залегания, проявления полезных ископаемых, места взятия образцов ископаемой фауны и горных пород) наносятся на полевую карту фактического материала (КФМ).

При описании геологических маршрутов в качестве обязательных условий необходимо предусматривать документацию следующих элементов:

1. Нумерация маршрута выполняется арабскими цифрами в возрастающей последовательности (маршрут № 1, № 2, № 3 и т.д.). В начале описания маршрута ставится дата его проведения.

2. Привязка района маршрута делается так, чтобы его можно было легко находить на карте фактического материала. С этой целью указывается участок района, где проводится маршрут. Обязательно наличие названий на топографических картах, к которым производится привязка.

3. Цель маршрута определяется:

а) спецификой геологического строения участка маршрутного пересечения;

б) необходимостью решения конкретных вопросов, возникших в процессе подготовительных, полевых или камеральных работ.

4. Привязка начала маршрута даётся по отношению к чётко определённым элементам рельефа и постоянным объектам, созданным деятельностью человека (населённые пункты, дома, мосты, дороги и пр.).

5. Описание хода маршрута осуществляется в виде геологической характеристики точек наблюдения и интервалов между ними. Расстояние между точками выбирается в зависимости от масштаба проводимых работ, цели маршрута, сложности и разнообразия геологического строения исследуемой территории. Перед описанием точки наблюдения её необходимо пронумеровать (нумерация точек сквозная для всех маршрутов) и указать привязку на местности. Точка наблюдения описывается как рядовое обнажение.

6. Выводы по маршруту завершают его описание. Ими могут быть обобщённая характеристика состава изученных отложений, заключения о взаимоотношении геологических тел, складок, разрывов, о генезисе пород, о перспективности территории на полезные ископаемые и др. В ряде случаев выводы охватывают серию маршрутов, суммируя не только результаты полевых наблюдений, но и данные камеральной обработки материалов.

Изучение и описание обнажений проводится во время маршрутов и включает в себя следующие виды:

1. Привязка обнажения к местности проводится в ходе маршрута, при котором оно было выявлено.

2. Осмотр обнажения начинается с определения его положения в рельефе и оценки того, что оно действительно представляет коренной выход, а не оползень, отдельную скатившуюся глыбу и т.п. В процессе общего осмотра устанавливаются размеры обнажения, выясняется характер слагающих пород, условия их залегания и взаимоотношения, предварительно намечаются места отбора образцов.

3. Составление разреза обнажения проводится в зависимости от строения и состава наблюдаемых образований и включает в себя:

‒ послойную документацию и зарисовку обнажений;

‒ детальное описание и отбор образцов горных пород;

‒ детальное описание и отбор отдельных включений, в том числе и ископаемых остатков животных и растительных организмов;

‒ описание характера контактов между секциями разрезов;

‒ описание внутрисекционных особенностей;

‒ восстановление истории геологического развития территории на данном участке местности.

Обнажения, сложенные одной породой или переслаиванием однообразных пород, описываются в обобщённом виде.

Стратифицированные отложения, представленные осадочными, вулканогенно-осадочными и метаморфическими комплексами горных пород, целесообразно описывать поинтервально. В качестве границ интервалов (пачек, слоёв) следует выбирать участки существенного изменения состава отложений или условий залегания, обращая особое внимание на наличие поверхностей несогласий и разрывных нарушений. Все интервалы, выделенные в процессе расчленения разреза, должны быть снизу вверх пронумерованы.

Несколько иначе описываются обнажения интрузивных магматических образований. Наблюдения здесь следует вести от периферии интрузивных тел к их центральным частям, внимательно следя за изменениями состава, структуры и текстуры пород, а также на контактах с вмещающими отложениями.

4. Зарисовка и фотографирование обнажения выполняются в том случае, когда в нем обнаруживаются какие-либо характерные особенности, представляющие значительный геологический интерес.

5. Отбор образцов производится с целью последующего их изучения в камеральный период, поскольку не все характеристики слагающих обнажение пород могут быть оценены в поле с равной степенью детальности. Каждый взятый образец должен быть достаточно представительным (средние размеры образца 10×10×10 см) и иметь свежие поверхности со всех сторон. Выветрелые поверхности сохраняют лишь в тех случаях, когда они несут какую-либо полезную информацию.

Все собранные образцы нумеруются, при этом их номера должны соответствовать номерам обнажений и слоёв (в стратифицированных разрезах), из которых они взяты.

Номер образца записывается на прилагаемой к нему этикетке и дублируется на упаковке (обёрточной бумаге, геологическом мешочке, пакете), в которую он вместе с этикеткой помещается. Для крепких пород в полевых условиях допускается надписывать номер либо непосредственно на образце химическим карандашом, либо на лейкопластыре, который затем наклеивается на образец.

Все образцы отмечаются в документации обнажения и наносятся на его зарисовку.

Описание горных пород вне зависимости от их генетической принадлежности, целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Название породы.

2. Окраска (цвет) породы.

3. Минеральный состав породы.

4. Структура породы.

5. Текстура породы.

6. Крепость породы.

7. Характеристика отдельностей.

8. Включения.

9. Форма геологических тел и их размеры.

10. Изменчивость породы (по простиранию и падению).

11. Условия образования породы.

При выполнении задания каждый студент должен вести полевой дневник. После выполнения полевого задания, студенты занимаются камеральной обработкой собранного материала и подготовкой документации к написанию итогового отчёта.

 

Раздел III. КАМЕРАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (6-ой день практики)

 

После окончания полевых исследований в камеральных условиях производится детальная обработка собранного материала. В этот период осуществляется обработка полевых дневников, разбор и этикетирование образцов горных пород и ископаемых остатков организмов, уточняются их названия и условия локализации в земной коре, оформляются коллекции, делаются основные выписки и графические построения (геологические карты, схемы, разрезы, зарисовки и т.д.), изготавливаются необходимые фотографии. Только в этом случае проделанная работа будет эффективной.

Все образцы следует ещё раз тщательно изучить, затем систематизировать и расположить в стратиграфической последовательности. Палеонтологические остатки при необходимости предварительно препарируют, выделяя их из пород с помощью острых стальных игл и небольших зубил, а в ряде случаев (например, из глин или некоторых известняков) ‒ путём обработки различными химическими реактивами (кислотами, щелочами). Из хрупких образцов окаменелости извлекать не рекомендуется.

После защиты и сдачи отчёта на кафедру, часть наиболее характерных и важных образцов выделяется в эталонную коллекцию, остальные ‒ сокращаются (утилизируются).

Построение графических приложений, сопровождающих отчёт, включают в себя:

1. Обзорная мелкомасштабная геологическая карта района практики копируется из опубликованных источников или Интернет-ресурсов. На ней оконтуриваются площади проведения полевых работ, охватывающие несколько смежных маршрутных и экскурсионных пересечений, в пределах которых условными значками показываются: точки наблюдения и их номера, горные выработки, выходы источников подземных вод, полезные ископаемые.

2. Схема сопоставления отложений составляется в том случае, если в процессе полевых исследований выявлено большое количество представительных в стратиграфическом отношении разрезов, требующих увязки между собой. Она состоит из частных геологических разрезов на отдельных обнажениях и сводной стратиграфической колонки.

3. Геологические профили, выполненные по натурным наблюдениям в ходе маршрутных пересечений, оформляются так же, как и разрезы к геологическим картам. Они должны иметь:

а) название;

б) вертикальный и горизонтальный масштабы;

в) ориентировку с указанием азимутов простирания плоскости профиля на его концах и в точках перегиба;

г) соответствие со сводной стратиграфической колонкой (геологические тела выделяются на профиле в объёме региональных или местных стратиграфических подразделений и обозначаются соответствующими индексами);

д) расшифровку всех (цветовых, штриховых, цифровых или буквенных) условных знаков.

Составление отчёта осуществляется после завершения камеральной обработки полевых материалов. Отчёт должен быть написан лаконично и содержать основные сведения о геологическом строении и полезных ископаемых района. Он состоит из текста и графических приложений. После написания отчёта проводится его защита в соответствии с существующими требованиями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: