Теоретические Сведения

ХОД РАБОТЫ

1. Ввод данных. Автозаполнение.

1.1. Загрузите электронные таблицы Calc, используя Пуск / Программы / LibreOffice.

1.2. Откройте справочную систему (пункт меню Справка). Ознакомьтесь со структурой справочной системы. Ее разделы вы можете использовать в случае затруднений при выполнении лабораторных работ.

1.3. Переименуйте Лист 1. Для этого щелкните на ярлыке листа правой

кнопкой, выберите из контекстного меню команду Переименовать и введите

новое имя «Задание 1».

1.4. Начиная с ячейки А1 введите заголовки столбцов будущей таблицы

в соответствии с рис. 1.

Рис. 1. Начальный вид таблицы

1.5. Отрегулируйте ширину столбцов. Это можно сделать автоматически командой Формат / Ширина или Формат / Оптимальная ширина. Также ширину можно отрегулировать вручную, установив курсор на границе между столбцами (курсор при этом превратится в двустороннюю стрелочку) и растащив столбец до нужной ширины.

1.6. В ячейку А2 введите первый тип компьютера: Тип 1. Для автоматического ввода остальных типов используйте специальную возможность Calc, которая называется Автозаполнение. Она облегчает ввод набора числовых значений или текстовых элементов в диапазон ячеек. Для этого используется маркер автозаполнения, представляющий собой маленький квадратик, расположенный в правом нижнем углу активной ячейки (рис.2). При наведении на него курсора он превращается 

в черный крестик.

Рис. 2. Маркер автозаполнения

Для того чтобы заполнить значениями типов компьютеров несколько ячеек:

– щелкните по ячейке А2;

– подведите указатель мыши к маркеру Автозаполнения так, чтобы указатель превратился в черный крестик;

– нажмите левую кнопку мыши и протащите маркер Автозаполнения до нужной ячейки (до ячейки А11). Обратите внимание, что при опускании вниз на каждую ячейку около нее всплывает будущее значение: Тип 2, Тип 3 и т.д.;

– отпустите кнопку мыши, ячейки заполнятся значениями автоматически (рис. 3).

Рис. 3. Вид ячеек, заполненных через функцию «Автозаполнение»

2. Создание формул.

2.1. Внесите в таблицу количество компьютеров и цены в долларах ($)

в соответствии с рисунком, а также добавьте дополнительные строчки в указанных на рис. 4 ячейках.

 

 

 

 

Рис. 4. Промежуточный вид таблицы

2.2. Рассчитайте общую стоимость закупки (в $), используя метод ввода формул вручную. Для того чтобы рассчитать стоимость закупки компьютеров Типа 1 (в $) методом ввода формул вручную:

– убедитесь, что выбран английский язык;

– установите курсор в ячейке D2;

– введите знак равенства (=), а затем вручную напечатайте формулу:

В2*С2;

– обратите внимание, что все действия повторяются выше в строке

формул (рис. 5);

Рис. 5. Ввод формулы вручную

– для завершения ввода формулы нажмите клавишу <Enter> или кнопку на панели формул. Убедитесь, что в ячейке D2 появилось числовое значение 6500.

2.3. Рассмотрим более рациональный способ ввода формул, которым рекомендуем пользоваться в дальнейшем – метод ввода формул путем указания ячеек.

Рассчитайте общую стоимость закупки (в $). Для этого:

– установите курсор в ячейке D3;

– щелкните в строке формул и введите знак равенства (=);

– щелкните по ячейке В3. Убедитесь, что вокруг ячейки В3 появилась

активная рамка, а в строке формул отобразился адрес ячейки В3 (рис. 6);

Рис. 6. Ввод формулы путем указания ячеек

– продолжите ввод формулы, напечатав с клавиатуры знак умножения (*);

– щелкните по ячейке С3. Убедитесь, что ее адрес также отразился в строке формул;

– для завершения ввода формулы нажмите клавишу <Enter> или кнопку на панели формул. Убедитесь, что в ячейке D3 появилось числовое значение 8000.

3. Адресация ячеек.

Для автоматизации однотипных вычислений в электронных таблицах используется механизм копирования и перемещения формул, при котором происходит автоматическая настройка ссылок на ячейки с исходными данными. Бывают случаи, когда ссылки, используемые в формуле, не нужно изменять или нужно изменять в ссылке только имя столбца или номер строки. Для решения всех этих задач в Calc имеются ссылки трех типов: относительные, абсолютные, смешанные (частично абсолютные).

Рассмотрим на примере их особенности.

3.1. Относительные ссылки 

Просчитайте общую стоимость закупки (в $) для оставшихся типов

компьютеров, используя маркер автозаполнения. Для этого:

– щелкните по ячейке D3;

– установите курсор на маркер автозаполнения;

– нажмите левую кнопку мыши и, не отжимая, протащите формулу

вниз до конца списка;

– отпустите левую кнопку;

– убедитесь, что в каждой строке программа изменила ссылки на ячейки в соответствии с новым положением формулы (в выбранной на рис. 7 ячейке

D11 формула выглядит =В11*С11) и что все ячейки заполнились соответст-

вующими числовыми значениями.

Рис. 7. Вид формулы с относительными ссылками на ячейки

Это стало возможным, так как по умолчанию Calc создает относительные ссылки, которые изменяются при копировании в зависимости от нового положения формулы. Изменение адреса происходит по правилу относительной ориентации клетки с исходной формулой и клеток с аргументами (на сколько ячеек влево, вправо, вверх или вниз переместилась формула, на столько изменится имя столбца и номер строки). Относительные ссылки имеют вид А1, В3.

3.2. Абсолютные ссылки

Просчитайте цену компьютеров в рублях, используя указанный в таблице курс доллара по отношению к рублю:

– установите курсор в ячейке Е2;

– введите формулу =С2*В27;

– убедитесь, что получилось числовое значение 40040;

– попробуйте распространить формулу вниз на весь список с помощью маркера автозаполнения. Убедитесь, что везде получились нули! Это произошло потому, что при копировании формулы относительная ссылка на курс доллара в ячейке В27 автоматически изменилась на В28, В29 и т.д. А поскольку эти ячейки пустые, то при умножении на них получается 0. Таким образом, исходную формулу перевода цены из долларов в рубли следует изменить так, чтобы ссылка на ячейку В27 при копировании не менялась. Для этого существует абсолютная ссылка на ячейку, которая при копировании и переносе не изменяется. Для того чтобы ссылка не изменялась, перед именем столбца или номером строки ставится символ $.

– Пересчитайте столбец Е: удалите все содержимое диапазона ячеек

Е2:Е11, введите в ячейку Е2 формулу = С2*$В$27.

– С помощью маркера автозаполнения распространите формулу вниз на весь список. Просмотрите формулы и убедитесь, что относительные ссылки изменились, но абсолютная ссылка на ячейку В27 осталась прежней. Убедитесь, что цена рассчитывается правильно. Существует также понятие смешанной (частично абсолютной) ссылки: если при копировании и перемещении не меняется имя столбца или номер строки. При этом символ $ в первом случае ставится перед номером строки, а во втором – перед наименованием столбца. Например, В$5, D$12 – частичная абсолютная ссылка по строке; $В5, $D12 – частичная абсолютная ссылка по столбцу.

3.3. Зная цену типа компьютера в рублях и количество компьютеров каждого типа, рассчитайте последний столбец: общую сумму закупки в рублях.

4. Использование функций.

4.1. Рассчитайте итог по столбцу «Количество», используя функцию SUM, методом ввода функций вручную. Метод ввода функций вручную заключается в том, что нужно ввести вручную с клавиатуры имя функции и список ее аргументов. Иногда этот метод оказывается самым эффективным. При вводе функций обратите внимание, что функции поименованы на английском языке и что Calc всегда преобразует символы в их именах к верхнему регистру. Поэтому рекомендуется вводить функции строчными буквами. Если программа не преобразует введенный текст к верхнему регистру, значит, она не распознала запись как функцию, т.е. вы ввели ее неправильно.

Для расчета итога по столбцу «Количество»:

– установите курсор в ячейку В13;

– напечатайте с клавиатуры формулу =SUM(B2:B11);

– нажмите клавишу <Enter> и убедитесь, что в ячейке В13 появилось

числовое значение 75.

4.2. Рассчитайте итог по столбцу «Цена, $», используя средство Мастер функций. Для ввода функции и ее аргументов в полуавтоматическом режиме предназначено средство Мастер функций, которое обеспечивает правильное написание функции, соблюдение необходимого количества аргументов и их правильную последовательность.

Для его открытия используются:

– команда Вставка / Функция;

– кнопка Мастер функций на панели формул (рис. 8).

Рис. 8. Кнопка «Мастер функций» на панели формул

Для расчета итога по столбцу «Цена, $»:

– установите курсор в ячейке С13;

– вызовите диалоговое окно Мастер функций одним из указанных

выше способов;

– в поле Категория выберите Все;

– в поле Функция найдите SUM. Обратите внимание, что при выборе функции в левой части диалогового окна появляется список ее аргументов вместе с кратким описанием;

– для ввода аргументов суммы нажмите кнопку Далее;

– в поле Число 1 можно ввести сразу весь диапазон суммирования С2:С11 (диапазон можно ввести с клавиатуры, а можно выделить на листе левой кнопкой мыши, и тогда он отобразится в формуле автоматически) (рис. 9);

Рис. 9. Расчет суммы через Мастер функций

– обратите внимание на кнопку сворачивания диалогового окна, расположенную в правой части поля Число 1. Это приведет к временному сворачиванию окна, в результате чего будет виден весь рабочий лист;

– щелкните по кнопке ОК, убедитесь, что в ячейке С13 появилось числовое значение 11704.

4.3. Аналогичным образом рассчитайте итог по оставшимся столбцам.

4.4. Рассчитайте дополнительные параметры, указанные в таблице

(средние цены, минимальные и максимальные). Для этого в указанных ячей-

ках используйте соответствующие функции:

 

5. Форматирование данных.

Числовые значения, которые вводятся в ячейки, как правило, никак не отформатированы. Другими словами, они состоят из последовательности цифр. Лучше всего форматировать числа, чтобы они легко читались и были согласованными в смысле количества десятичных разрядов. Если переместить курсор в ячейку с отформатированным числовым значением, то в строке формул будет отображено числовое значение в неформатированном виде. При работе с ячейкой всегда обращайте внимание на строку формул! Некоторые операции форматирования Calc выполняет автоматически. Например, если ввести в ячейку значение 10 %, то программа будет знать, что вы хотите использовать процентный формат, и применит его автоматически. Аналогично если вы используете пробел для отделения в числах тысяч

от сотен (например, 123 456), Calc применит форматирование с этим разделителем автоматически. Если вы ставите после числового значения знак денежной единицы, установленный по умолчанию, например «руб.», то к данной ячейке будет применен денежный формат.

Для установки форматов ячеек предназначено диалоговое окно Формат ячеек.

Существует несколько способов вызова окна Формат ячеек. Прежде всего необходимо выделить ячейки, которые должны быть отформатированы, а затем выбрать команду Формат / Ячейки или щелкнуть правой кнопкой мыши по выделенным ячейкам и из контекстного меню выбрать команду Формат ячеек.

Далее на вкладке Число диалогового окна Формат ячеек из 11 категорий можно выбрать нужный формат. При выборе соответствующей категории из списка правая сторона панели изменяется так, чтобы отобразить соответствующие опции.

Кроме этого диалоговое окно Формат ячеек содержит несколько вкладок, предоставляющих пользователю различные возможности для форматирования: Шрифт, Эффекты шрифта, Выравнивание, Обрамление, Фон, Защита ячейки.

 

5.1. Измените формат диапазона ячеек С2:С11 на Денежный:

– выделите диапазон ячеек С2:С11;

– щелкните внутри диапазона правой кнопкой мыши;

– выберите команду Формат / Ячейки;

– на вкладке Число выберите категорию Денежный;

– в перечне Формат выберите USD $ Английский (США);

– параметр Дробная часть укажите равным 0;

– нажмите кнопку ОК.

5.2. Аналогичным образом измените формат для столбцов «Общая стоимость закупки, $», «Цена, руб.», «Общая стоимость закупки, руб.». Также измените формат для ячеек итога со средней, минимальной и максимальной ценами. Для рублевых данных используйте формат RUB руб. русский 

и дробную часть укажите равной 1. Обратите внимание, что если в ячейке после смены формата вместо числа показывается ряд символов (решетка ##########), то это значит, что столбец недостаточно широк для отображения числа в выбранном формате. Увеличьте ширину столбца.

6. Оформление таблиц.

К элементам рабочей таблицы можно применить также методы стилистического форматирования, которое осуществляется с помощью панели инструментов Форматирование. Полный набор опций форматирования содержится в диалоговом окне Формат ячеек. Важно помнить, что атрибуты форматирования применяются только к выделенным ячейкам или группе ячеек. Поэтому перед форматированием нужно выделить ячейку или диапазон ячеек.

 

6.1. Добавьте заголовок к таблице:

– щелкните правой кнопкой мыши по цифре 1 у первой строки;

– выберите команду Вставить строки;

– выделите диапазон ячеек А1:F1 и выполните команду Формат / Объединить ячейки;

– введите в объединенные ячейки название «Отчет по закупке технического оборудования»;

– выполните команду Формат / Ячейки. В открывшемся окне установите следующие параметры: Шрифт – Courier New, начертание – полужирный курсив, кегль – 14; Эффекты шрифта – цвет синий; Выравнивание – по центру; Обрамление – положение линий со всех сторон, стиль – сплошная линия 2,5 пт., цвет – зеленый; Фон – желтый 2;

– нажмите кнопку ОК.

6.2. Отформатируйте содержимое таблицы:

– примените полужирное начертание к данным в диапазонах ячеек А2:F2, А3:А28;

– установите Фон и Обрамление для диапазонов ячеек: А14:F14; А16:С16; А18:Е18; А20:С20; А22:Е22; А24:С24; А26:Е26;

– выделите курс доллара полужирным начертанием и красным цветом;

– диапазон ячеек А2:F12 оформите Обрамлением: внешняя рамка и линии внутри.

6.3. Отрегулируйте ширину столбцов, если в процессе форматирования данные в ячейках увеличились и не умещаются в границы ячейки (рис. 10).

6.4. Установите горизонтальную ориентацию листа: Формат / Страница / Страница / Ориентация альбомная.

6.5. Просмотрите документ в предварительном режиме: Файл / Предварительный просмотр страницы.

6.6. Сохраните электронную таблицу в личной папке под именем «Работа 1».

7. Контрольное задание.

В рабочей книге «Работа 1» перейдите на Лист 2. Переименуйте его в «Задание 2».

Используя полученные навыки, создайте таблицу расчета ежемесячной платы за электроэнергию (рис. 11).

Рис. 11. Начальный вид таблицы для самостоятельного расчета

Введите до конца списка произвольные значения даты, не забудьте применить к этим ячейкам формат Дата. Также введите значения показаний счетчика до конца года (учтите, что показания могут только увеличиваться!). Продумайте алгоритм и рассчитайте расход электроэнергии и плату по каждому месяцу. Для ячеек столбца Е используйте формат Денежный. Обратите внимание, что поскольку тариф остается постоянным, то при ссылке на ячейку В1 следует использовать абсолютную ссылку.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Диаграмма – это способ наглядного, графического, представления числовой информации. Демонстрация данных с помощью хорошо продуманной диаграммы помогает лучше понять их и ускорить работу. В частности, диаграммы очень полезны для наглядного представления информации, которая содержится в больших наборах чисел, чтобы узнать, как эти наборы связаны между собой. Быстро создав диаграмму, можно определить тенденции и структуру процесса, что практически невозможно сделать, имея лишь набор чисел. Диаграммы создаются на основе ряда данных – группы ячеек с данными в пределах отдельной строки или столбца. На одной диаграмме можно отобразить нескольких рядов данных. Обычно данные, используемые в диаграммах, расположены в одном листе или в отдельном файле, но это вовсе не обязательно. Одна диаграмма может использовать данные из любого количества листов и даже из любого количества рабочих книг. LibreOffice Calc позволяет создавать самые разные типы диаграмм, у каждого из которых имеются еще и подтипы – разновидности основного типа. Самый эффективный путь создания диаграмм – использование средства Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые сопровождают 4 шага построения диаграммы. В любой момент работы с любого шага можно вернуться к предыдущему этапу. Открыть Мастер диаграмм можно либо командой Вставка / Диаграмма, либо кнопкой Диаграмма на панели инструментов Стандартная.

 

ХОД РАБОТЫ

 

График – это графическое отражение зависимости одной или нескольких переменных от другой переменной, изменяющейся по известному закону. Отличается от остальных типов диаграмм тем, что значения откладываются по обеим осям такой диаграммы. Данный тип диаграмм часто используют для того, чтобы показать взаимосвязь между двумя переменными.

1.1. Загрузите электронные таблицы Calc, используя Пуск / Программы / LibreOffice.

1.2. Переименуйте «Лист 1» в «График функции».

1.3. Пусть в столбце А будут находиться значения х, а в столбце В – значения у. В ячейки А1 и В1 введите заголовки столбцов «Х» и «У».

1.4. Для ввода значений х используйте механизм ввода рядов данных. Для этого:

– введите в ячейку А2 начальное значение х, т.е. –5;

– в ячейку А3 введите следующее значение х, т.е. –4;

– выделите ячейки А2 и А3;

– поместите указатель мыши на маркер автозаполнения ячейки А3, нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, выделите ячейки А2:А21; 

– отпустите кнопку мыши.

Выделенная область заполнится значениями х от – 5 до 14.

1.5. В ячейку В2 введите формулу =А2^3–12*А2^2+3. Распространите эту формулу до ячейки В21 включительно.

1.6. Для построения графика выделите диапазон ячеек А2:В21 и выполните команду Вставка/Диаграмма:

– в появившемся окне Мастера диаграмм (шаг 1 из 4) выберите тип диаграммы Диаграмма ХY и подтип диаграммы «Только линии» (сглаженные линии без маркеров). Обратите внимание, что на любом шаге, в том числе и на первом, можно нажать кнопку Готово, в результате чего построение диаграммы завершится. С помощью кнопок <Назад и Далее> можно управлять процессом построения диаграммы;

– нажмите Далее> и проверьте правильность указания диапазона данных (шаг 2 из 4);

– нажмите Далее> и проверьте настройку диапазона данных для каждого ряда данных (шаг 3 из 4);

– нажмите Далее> и установите Параметры диаграммы (шаг 4 из 4): задайте название диаграммы «График функции»; уберите флажок Показать легенду (термин «легенда» обозначает прямоугольник, в котором указывается, каким цветом или типом линий отображаются на графике или диаграмме ряды данных); установите флажки Отображать сетку для Оси Х и Оси Y;

– нажмите кнопку Готово и просмотрите полученный график.

2. Форматирование диаграммы.

2.1. Инструменты форматирования будут доступны в том случае, если диаграмма является активной. Для этого щелкните по ней два раза левой кнопкой мыши.

Для форматирования диаграмм используются команды меню Формат 

и панель инструментов Форматирование (рис. 1).

Рис. 1. Панель инструментов «Форматирование диаграммы»

2.2. Отформатируйте Область диаграммы:

– выберите на панели инструментов Форматирование раздел Область диаграммы и нажмите Формат выделения (или щелкните правой кнопкой мыши вне зоны графика, ближе к границе всей диаграммы, и из появившегося контекстного меню выберите команду Формат области диаграммы);

– в открывшемся диалоговом окне на вкладке Обрамление выберите стиль Тонкий пунктир 2, цвет Синий, ширину 0,1 см;

– на вкладке Область выберите цвет Бирюзовый 5;

– на вкладке Прозрачность установите Линейный градиент на 180 градусов.

2.3. Отформатируйте Область построения:

– выберите на панели инструментов Форматирование раздел Диаграмма и нажмите Формат выделения (или щелкните правой кнопкой внутри зоны графика и из появившегося контекстного меню выберите  команду Формат области построения);

– на вкладках Обрамление, Область и Прозрачность установите формат границ и фона по вашему желанию.

2.4. Отформатируйте Ось Х и Ось Y:

– выберите на панели инструментов Форматирование раздел Ось Х и нажмите Формат выделения (или щелкните правой кнопкой мыши по Оси Х и из появившегося контекстного меню выберите команду Формат оси);

– на вкладке Масштабирование установите минимум: –6 и максимум: 15 (обратите внимание, что для этого требуется снять флажок Автоматически);

– проведите аналогичные действия для Оси Y и на вкладке Масштабирование установите минимум: –450; максимум: 400;

– просмотрите остальные вкладки диалогового окна Формат оси и установите для Осей Х и Y новые параметры для линии, подписей, чисел и т.д.

2.5. Переместите диаграмму, для чего щелкните на ее рамке, нажмите левую кнопку мыши и перетащите диаграмму на новое место. При перемещении диаграммы указатель мыши превращается в четырехнаправленную стрелку.

2.6. Измените размеры диаграммы. Для этого подведите указатель мыши к одному из восьми маркеров размера, расположенных на рамке диаграммы, так, чтобы он превратился в двунаправленную стрелку. Нажмите левую кнопку мыши и перетащите маркер до нужного размера диаграммы.

2.7. Отработайте перемещение отдельных элементов диаграммы. Выберите элемент диаграммы, например ее заголовок, щелкните по нему указателем мыши. При этом вокруг заголовка должна появиться рамка с расположенными на ней маркерами. Подведите указатель мыши к рамке, нажмите левую кнопку мыши и перетащите рамку на нужное место.

2.8. Измените текст заголовка прямо на диаграмме, для чего дважды щелкните левой кнопкой мыши по заголовку и введите новый заголовок «График кубической функции». Изменив текст, щелкните мышкой в любом месте диаграммы для выхода из режима редактирования.

3. Построение гистограммы.

Гистограмма – это столбиковая диаграмма с расположением оси Х снизу. Высота столбиков пропорциональна величине элементов (категории) ряда.Гистограмма может отображать несколько рядов данных.

3.1. Перейдите на Лист 2 и переименуйте его в «Гистограмма».

3.2. Создайте таблицу вида, показанного на рис. 2.

Рис. 2. Таблица для построения гистограммы

При этом средний балл по факультету рассчитайте, используя функцию AVERAGE. Обратите внимание, что формат ячеек следует выбрать Числовой с 1 цифрой в дробной части после запятой (Формат / Ячейки / Числа).

3.3. Для построения гистограммы выделите диапазон A3:D7 и вызовите Мастер диаграмм (Выставка / Диаграмма):

– шаг 1: выберите тип Гистограмма;

– шаг 2: удостоверьтесь, что выбраны параметры Ряды данных в столбцах, Первая строка как подпись и Первый столбец как подпись;

– шаг 3: проверьте еще раз диапазон данных для каждого ряда;

– шаг 4: задайте заголовок Сведения об успеваемости; подпишите ось Х – Учебные группы, ось Y – Средний балл; удостоверьтесь, что выбран флажок Показать легенду, и расположите его Сверху.

3.4. Отформатируйте построенную гистограмму по вашему желанию в соответствии с технологией, описанной выше (измените заливку области построения, области диаграммы, цвет и толщину границ, шрифт и т.д.).

3.5. Измените шкалу Оси Y, поставив минимум, равный 1.

3.6. Добавьте к каждому ряду столбцов подписи данных. Для этого щелкните правой кнопкой мыши по столбцу ряда и из контекстного меню выберите команду Подписи данных. Убедитесь, что около каждого столбца данного ряда появилось значение среднего балла. Проделайте данную операцию для оставшихся рядов.

3.7. Измените вид гистограммы на объемный, для чего щелкните правой кнопкой мыши по диаграмме, из контекстного меню выберите команду Тип диаграммы и установите флажок Трехмерный вид.

4. Построение комбинированных диаграмм.

Комбинированная диаграмма состоит из нескольких рядов данных, в ней

используются различные типы диаграмм, например, гистограмма и график. В комбинированной диаграмме может также использоваться один тип (например, только гистограммы), но при этом она будет содержать вторую ось значений. Для комбинированных диаграмм нужно по меньшей мере два ряда данных.

Для построения комбинированных диаграмм можно воспользоваться одним из следующих методов:

– превратить имеющуюся диаграмму в комбинированную, изменив тип

диаграммы;

– при создании диаграммы выбрать тип «Столбцы и линии».

4.1. Перейдите на Лист 3 и переименуйте его в «Комб. диаграмма».

4.2. Создайте таблицу (рис. 3).

Рис. 3. Таблица для построения комбинированной диаграммы

 

4.3. Выделите диапазон А2:Е4 и вызовите Мастер диаграмм (Выставка / Диаграмма):

– шаг 1: выберите тип Столбцы и линии;

– шаг 2: для того, чтобы можно было увидеть разницу между планируемыми результатами и фактическими, удостоверьтесь, что выбраны параметры Ряды данных в строках, Первая строка как подпись и Первый столбец как подпись;

– шаг 3: проверьте еще раз диапазон данных для каждого ряда;

– шаг 4: задайте заголовок Результаты подачи заявлений; подпишите ось Х – Факультеты; ось Y – Количество заявлений; удостоверьтесь, что выбран флажок Показать легенду и расположение Справа.

4.4. Отформатируйте построенную диаграмму по вашему желанию.

4.5. Сохраните электронную таблицу в личной папке под именем «Работа 2».

5. Контрольное задание: создание круговой диаграммы. Круговая диаграмма показывает как абсолютную величину каждого элемента ряда данных, так и его вклад в общую сумму. Круговая диаграмма демонстрирует размер элементов только одного ряда данных пропорционально сумме элементов. При создании круговой диаграммы Calc суммирует значения элементов выделенного ряда данных, затем делит значение каждого элемента на полученную сумму и определяет, какой сектор круга должен соответствовать данному элементу.

5.1. В рабочей книге «Работа 2» перейдите на Лист 4. Переименуйте его в «Круговая диаграмма».

5.2. Создайте таблицу (рис. 4).

Рис. 4. Таблица для создания круговой диаграммы

Обратите внимание, что формат ячеек с числовыми данными следует установить Процентный с дробной частью 0 (Формат / Ячейки / Числа).

5.3. Создайте Круговую диаграмму трехмерного вида, задайте заголовок диаграммы, расположите легенду внизу диаграммы.

5.4. Сохраните файл

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: