Структура и содержание агитирующей речи

Практические занятия по риторике 7

ТИПЫ РЕЧЕЙ

Эпидейктическая речь

- речь «на случай», торжественная речь

- цель: сплотить коллектив и развлечь, воодушевить – призыв к чувствам (должна затрагивать глубоко личные струны души – обращение к вечным ценностям: к этическим нормам и законам, добру и злу)

- объект речи по Аристотелю – «добродетель и порок, прекрасное и постыдное»

- разновидности: похвала лицу; похвала деятельности всего коллектива или предмету деятельности; хула (осуждение, порицание)

- при подготовке нужно ответить на 2 вопроса:

* что хвалить? / что осуждать?

- добродетель в разных ее проявлениях – способность оказывать благодеяния, быть полезным для людей (по Аристотелю): мужество, благоразумие, мудрость, справедливость, великодушие, щедрость, кроткость… (ругать обратное)

* как хвалить?

- хвалить то, что более всего ценится в данной аудитории

- усиление и преувеличение (действовал один, превозмогал трудности)

- сравнение (с выдающимися личностями)

Похвальна речь Гаева (Чехов «Вишневый сад») шкафу (ирония):

- Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания…

- «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамский, «Слово о погибели Русской земли», оды Ломоносова…

Задание 1. Напишите похвальное слово какому-нибудь предмету, чувству, человеку, городу, природному явлению и т. д.

 

Информирующая речь

Цель – сообщение сведений, информирование аудитории

Задачи:

- сделать речь интересной

- сделать речь ясной, логичной, структурированной – эффективность

П. Сопер: «Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все возрастающее ожидание, завершаемое развязкой. Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерение оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки…»

1. Введение

- привлечь внимание: неожиданное название речи, найти изюминку (принципы близости, конкретности и наглядности)

Пример интересной постановки вопроса: Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом 200 фунтов?

- объяснить слушателям, зачем им нужна та информация, которую вы дадите, как они смогут ее использовать

- продумать план сообщения (не больше 7 пунктов, от 3 до 5). Во введении наметить основное направление развитие мысли (не подробно)

2. Основная часть

- подбор к каждому пункту фактического и иллюстративного материала

- подбор риторического материала (сравнения, афоризмы, пословицы)

- ориентировать в речи: в каком месте сейчас, куда движемся

- наглядный материал – презентация

- не должно быть ничего спорного

- материал д.б. актуальным и удовлетворять запросы аудитории

3. Заключение

- повторить основные положения

- выводы

 

Общие принципы управления вниманием аудитории (эффективного речевого поведения)

- используйте имеющиеся интересы и создавайте новые

- учитывайте информированность (новое должно перемежаться с уже известным)

- для простой публики простая речь

- контролируйте темп речи

- стимулируйте слушателей, периодически «тормошите» (законы удовольствия и эмоциональности речи)

- разбиение на части (на основе топа сходства и противопоставления)

Задание 2. Придумайте и напишите план информирующей речи на любую тему.

Аргументирующая (убеждающая, агитирующая) речь

 

Цель – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе:

- в правильности тезиса – убеждающая речь

- в необходимости определенных действий – агитирующая речь

При подготовке речи необходимо:

- точно сформулировать тезис (для себя)

- оценить отношение к тезису аудитории:

* доброжелательное (сразу четко сформулировать свой тезис, затем доказывать – дедуктивная стратегия доказательства) – используется «простая» хрия (дед.: тезис → док-ва)

* неизвестное, неоднозначное (сначала назвать и обсудить все «за» и «против» по вашему мнению. Продемонстрировав таким образом свою объективность, честность и беспристрастность, сформулировать тезис) – используется «обратная» хрия (инд.: док-ва → тезис)

* отрицательное (сначала «психологическая обработка»: например, говорите, что раньше стояли на таких позициях, но изменили свое мнение, называете причины, т. е. надо информировать аудиторию так, чтобы она получила основания для поддержки вашей позиции; вы обнаруживаете свою честность, искренность, объективность, рассудительность; в конце речи – тезис как вывод из всего сказанного) – индуктивная стратегия доказывания.

Структура и содержание агитирующей речи

1. Вводная часть

Цель – с первых слов привлечь и расположить к себе слушателей (тактичная шутка, афоризм или цитата; похвала в адрес аудитории; показать, что не намерены давить на аудиторию, влиять на нее, принуждать к чему-либо, что говорить объективно, честно (риторич. вопросы: Не разумней ли предположить…?, Не естественней ли думать…?; вводн. слова: вероятно, по-видимому, возможно …)

- принцип близости: связать обсуждаемую проблему с насущными интересами слушателей, семейными, материальными и др. интересами

- принцип конкретности: четко сформулировать обсуждаемую проблему

Речь Столыпина, произнесенная в Государственной Думе 16 ноября 1907 года:

Господа члены Государственной Думы!

Слушая раздававшиеся тут нарекания и обвинения против правительства, я спрашивал себя, должен ли я, глава правительства, идти по пути словесного спора, словесного поединка и давать только пищу новым речам в то время, как страна с напряженным вниманием и вымученным нетерпением ждет от нас серой повседневной работы, скрытый блеск которой может обнаружиться только со временем. И конечно, не для пустого спора, не из боязни того, что правительство назовут безответным, так же, как понапрасну называли его в прошлой Думе «безответственным», выступаю я с разъяснением, но для того, чтобы повторно и сугубо выяснить, в чем именно правительство будет черпать руководящие начала своей деятельности, куда оно идет и куда ведет страну.

- определяет и называет общую цель своего выступления (разъяснение)

- раскрывает мотивы выступления, необходимость того, о чем он будет говорить

- определяет намерения правительства, противопоставляя их (в виде намека) намерениям оппонентов (они желают пустого спора, словесного поединка, а прав-во хочет работать на благо страны), избегает прямых обвинений

2. Основная часть (аргументирующая речь)

Тезис и док-ва

- сначала – подбор доводов: распределение по смысловым группам, расположение в определенном порядке, проверка точности, удачности, логичности, возможны ли контраргументы? – подготовить ответ (вы спросите, почему же… Отвечу…)

- методы аргументации: индуктивный (сократовский): основной тезис расчленен на отдельные позиции, каждая из которых доказывается 

                                     дедуктивный

3. Заключение

- самый яркий и сильный довод, а не повторение вышесказанных позиций

- обратиться к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к чувствительным сторонам, к личным выгодам

- в агитирующей речи – призыв к определенным действиям

- д. б. оптимистичным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: