Тема урока: «Знакомые картины и художники»

Изобразительное искусство 7 класс.

 

Цели урока:

1. Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории;

2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям, используя игровую форму и средства ИКТ.

3. Развивать навыки работы в творческих группах, коммуникативные способности.

 

Форма занятия: Обобщающий урок – викторина

 

Оснащение урока: презентация «Microsoft Office PowerPoint»

План урока.

 

Ход урока.

Мои дорогие ученики и родители. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой на уроке. Я желаю вам бурной фантазии, мастерства и успехов.

 

Ребята, отгадайте загадки и по отгадкам попробуйте догадаться, о чём и о ком мы с вами будем говорить сегодня на уроке.

Загадка 1:

Вдохновения заложник,

У мольберта наш...

Или

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину...

Загадка 2:

На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…

Ответы: художник, картины.

Да, действительно, сегодня наш разговор пойдёт о картинах и художниках. Тема нашего урока: «Знакомые картины и художники». Сегодня мы с вами вспомним изученный материал на уроках изобразительного искусства: виды и жанры искусства, знаменитых художников, их картины. И проведём мы наш урок в форме интеллектуальной игры КВН.

 

Проведение игры КВН «Знакомые картины и художники».

1  конкурс: «Приветствие команд»

Вашим домашним заданием было придумать два приветствия, используя для каждого приветствия данные мной слова. Выберите то приветствие, которое подходит названию вашей команды. Представьте его и своего капитана команды. Итак, слушаем домашнее задание первой команды (второй).

2 Конкурс «Шарады»

Зачитываются шарады. Та команда, которая правильно даст ответ, получает 3 балла.

Первой рисуют, в краски макая,
Пальцы, ладонь — все вместе — вторая.
Третья и пояс, и шарф украшает
Да и у рыси на ушках бывает.
Ну а четвертой детишки все рады,
Много ведь ягодок в ней винограда. (Кисть)

Первое — синоним единицы,
Для него не надобно трудиться.
На второе в институте ходят,
Два часа на это нам отводят.
Слово ж целое увидите в музее
И, конечно же, в картинной галерее. (Кол + Лекция = Коллекция)

Первое — воронье слово,
На дне реки лежит второе.
Все вместе видим мы в музее,
На стенах в комнатах
И в галерее. (Кар + Тина = Картина)

3 конкурс «Назови художника и картину»

Каждой команде предлагается на слайдах рассмотреть картины, назвать её автора и название картины.

4  конкурс: «Пейзаж».

Каждой команде предлагается ряд слов, в которых нужно найти лишние слова, не относящиеся к данному заданию.

В списке перечислены объекты, которые могут быть изображены на картине. Разделите этот список на два столбика. В одном должны быть объекты, которые могут быть отображены в пейзаже. В другом – те, которые не могут быть отображены в пейзаже.

1 – Лес.

2 – Река.

3 – Посуда.

4 – Дома.

5 – Цветы.

6 – Игрушки.

7 – Интерьер комнаты.

8 – Деревья.

9 – Машины.

10 – Мебель.

11– Животные

12 – Художественные принадлежности.

Ответ

Могут быть изображены в пейзаже

1 – Лес.

2 – Река.

4 – Дома.

5 – Цветы.

8 – Деревья

9 – Машины.

11– Животные

Не могут быть изображены в пейзаже.

3 – Посуда.

6 – Игрушки.

7 – Интерьер комнаты.

10 – Мебель.

12 –Художественные принадлежности

5 конкурс: «Ориентирование в произведениях художников былинно-сказочного жанра».

(закрепить и проверить после объяснений первичную ориентировку детей в различении произведений и художников былинно-сказочного жанра).

 

Вопрос:

 

Назовите картину и художника.

 

1.Могучие молодцы, эх гой еси,

Храбрей удальцов не сыскать на Руси.

 

В.М.Васнецов «Богатыри».

2. Не исчезай, прекрасное мгновенье!

Предо мною явь или виденье?!

В сиянье лунном росчерк серебра,

И лёгкость белоснежного крыла…

Откуда ты? Постой, не уплывай!

Остановись на миг, тебя увидеть дай!

 

М. Врубель «Царевна-лебедь».

 

3.Мне сегодня ветер в помощь,

Месяц в спутниках моих,

Над землёю скоро полночь,

Я лечу скорей, чем вихрь.

 

В.М.Васнецов «Ковёр-самолёт».

 

4. На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облечённых,

Она вещает и поёт,

Не в силах крыл поднять смятенных…

 

В.М.Васнецов «Гамаюн, птица вещая».

 

5. Растворилась неба синь в ночи,

Млечный путь развёрнут звёздной далью.

Я одна гуляю средь дерев,

Не тревожусь я ни страхом, ни печалью.

 

В.М. Васнецов «Снегурочка».

 

6. Вот дух, воплощение духа людского,

Поднявшись над миром, присел на скале,

И взор он орлиный понурил, коль скоро

И мысли должны отдыхать на челе.

 

М.Врубель «Демон».

 

7. Что же ты загрустила, взирая на воду,

И босыми ногами ласкаешь голыш?

В отражении вод по небесному своду

Чертит грифелем буквы шуршащий камыш.

 

В.М. Васнецов «Алёнушка».

 

8. Ночь темна. Ваш путь далёк.

И рассвет ещё не брезжит,

Друг твой верный – серый волк,

Сквозь дубраву путь свой держит.

 

В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером волке».

 

9.Что стоишь, ты, гордый витязь -
Молча, голову склонил?
Под тобою конь могучий
Тоже гриву опустил!

 

В.М. Васнецов «Витязь на распутье».

 

10.Никогда не улыбнется,
Никогда не рассмеется.
Все бы только ей сидеть,
Слезами горькими реветь.

В.М.Васнецов «Царевна-несмеяна».

6 конкурс «Капитанов команд»

Мы приглашаем наших капитанов к доске. Задание следующее: из предложенного ряда художников, капитану первой команды выбрать и записать известных художников-портретистов, капитану второй команды – известных художников-пейзажистов. Задание выполняется до тех пор, пока звучит музыка.

Капитану первой команды:

Художники-портретисты: Серов В.А., Куинджи А.И., Репин И.Е., Рембрандт ван Рейн, Айвазовский И.К., Кипренский О.А., Боровиковский В.Л., Щедрин С., Саврасов А.К., Тропинин В.С., Левицкий Д.Г., Левитан И.И..

Ответ:  Серов В.А., Репин И.Е., Рембрандт ван Рейн, Кипренский О.А., Боровиковский В.Л., Тропинин В.С., Левицкий Д.Г.

Капитану второй команды:

Художники-пейзажисты: Куинджи А.И., Шишкин И.И., Тропинин В.А., Веласкес Д., Левитан И.И., Айвазовский И.К., Кипренский О.А., Поленов В.Д., Саврасов А.К., Рембрандт ван Рейн, Алексеев Ф.Я..

Ответ: Куинджи А.И., Шишкин И.И., Левитан И.И., Айвазовский И.К., Поленов В.Д., Саврасов А.К., Алексеев Ф.Я..

7 конкурс: «Найди лишнее».

Каждой команде на слайдах представляются художник и картины. Из предложенных картин одна является лишней, надо её найти и показать.

8 конкурс:«Весёлые буквы».

Задание: найдите в таблице фамилии 15 известных художников.

 

А П И К А С С О М Д Ы В
К Е К Я И Щ У Ф Р С Ж Е
У Р Е П И Н Р В Е М Э Н
И О Ю Б Д Т И С Р В Л Е
Н В М Б М Ь К Р И Р Ь Ц
Д У Л С Е Р О В Х У Б И
Ж А Б Ж Б Ж В Т Д Б Р А
И Р Л Е В И Т А Н Е Ю Н
Ф Е Д О Т О В П Д Л Л О
К Ш И Ш К И Н З Л Ь Л В
Е Х Г В В А С Н Е Ц О В
Р Е М Б Р А Н Д Т Р В Т

 

ОТВЕТЫ: Пикассо, Рерих, Серов, Левитан, Врубель, Васнецов, Суриков, Репин, Куинджи, Перов, Шишкин, Федотов, Брюллов, Венецианов, Рембрандт.

 

9 конкурс «Определи жанр»

К каждой картине подобрать соответствие жанра из следующих предложенных: бытовой, натюрморт, пейзаж, исторический, портрет (6 картин дано)

 

10 конкурс «Художник и картина»

Вспомнить художника и название картины. (6 картин)

 Задание: из предложенных вариантов назвать художника и картину.

 

11 конкурс «Головоломка»

ЗАДАНИЕ: слева в столбик выписаны слова, относящиеся к изобразительному искусству, но нарушен порядок букв. Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква.

Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся слово рядом на строчке, а лишнюю букву записать между двумя звёздочками. Если задание выполнено верно, то из букв по вертикали получится хорошо знакомое вам слово.

Задание первой команде:

 

1.П А П Р И Т Л А (ПАЛИТРА)                        «» П

2. О Б Т Ю С (БЮСТ)                                       «» О

3. Р Р И П Н Е (РЕПИН)                                     «» Р

4. Т Р С О Е В (СЕРОВ)                                     «» Т

5. Р Ф А Р Э А Л Ь (РАФАЭЛЬ)                         «» Р

6. Ж О Д Е К Н О Д Н А (ДЖОКОНДА)           «» Е

7. Ж Т И С Ь И П О В (ЖИВОПИСЬ)                «» Т

 

1.В В Ж И С Ь О П И (ЖИВОПИСЬ)                           «» В

2. К У Л Ь И У Т С П А Р (СКУЛЬПТУРА)                  «» И

3. Ф И К А Д Г А Р (ГРАФИКА)                                   «» Д

Задание второй команде:

1. П Л Е А Т В И Н (ЛЕВИТАН)                                 «» П

2. Ш Е И К Н Ш И (ШИШКИН)                                  «» Е

3. К О Й П О И З М Я Ц И (КОМПОЗИЦИЯ)              «» Й

4. М А З Н Р И А (МАРИНА)                                         «» З

5. Ж А Р А Н (ЖАНР)                                                     «» А

6. Ж К У Ж И Д Н И (КУИНДЖИ)                                «» Ж

 

1. П Ж О Р Т Е Р Т (ПОРТРЕТ)                                     «» Ж

2. П Е А Ж З А Й А (ПЕЙЗАЖ)                                       «» А

3. Т Ю Р Н Н А М О Т Р (НАТЮРМОРТ)                        «» Н

4. Р Б Ы Т О Й В О (БЫТОВОЙ)                                        «» Р

 

12  Конкурс «Угадай портрет»

Узнай портрет по описанию. Из какой картины он, кто его автор.

Задание для первой команды:

«Вот как она выглядела: длинные волосы цвета каштана спутанными прядями рассыпались по плечам, в тёмных её глазах стоят слёзы. Лицо выражает глубокую печаль. Одета бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Худенькие руки обхватили колени.»

«Алёнушка» В.Васнецов.

«Выглядела она прекрасно в своём белом одеянии: белоснежная фата, корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Её огромные глаза полны грусти и доброты. Вокруг плещется море.»

«Царевна-лебедь» М. Врубель

Задание для второй команды:

«Она выглядела так:  чудесное личико излучает чистоту и нежность. Девушка красива: на белом её лице ровные брови и алый рот, нет на нём только румянца. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, на ней варежки и миленькая шапочка на голове.»

«Снегурочка» В.Васнецов

«Он выглядел так: не совсем обычной внешности, вся нижняя часть тела покрыта шерстью, на голове рога. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами.»

«Пан» М.Врубель

13  конкурс «Собери картину»

Кто быстрее соберёт картину. Необходимо назвать автора и название картины.

14 конкурс «Кто больше»

Каждой команде предлагается по 15 вопросов. Необходимо как можно больше дать правильных ответов.

Вопросы для первой команды:

1.Кто пишет письмо турецкому султану на картине русского художника Ильи Репина? («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)

2.Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве? (Петр Михайлович Третьяков)

 

3.В 1642 году знаменитый голландский художник Рембрандт написал картину, название которой совпадает с названием российского фильма 2005 года. Как называется картина, написанная Рембрандтом? («Ночной дозор»)

4.Продолжите «Золотая…» (осень)

5.Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Аленушка», «Ковер-самолет». (Васнецов)

6.Жанр в котором основной предмет изображения – природа? (Пейзаж)

7.Картина, составленная из кусочков цветного стекла? (витраж)

8.Результат работы художника. (Картина)

9.Вид искусства, включающий рисунок, плакат, почтовую марку и т.д (Графика)

 

10.Изображение одного человека или группы лиц. (Портрет)

 

11.Автор портрета «Девочка с персиками». (В. Серов)

12.Он написал картину «Девятый вал». (Айвазовский)

13.Продолжите «Грачи…» (прилетели)

14.Художник, изображающий море. (Маринист)

15. Русский иконописец. (Рублев)

 

Вопросы для второй команды:

1. Взятие какого городка изобразил на знаменитой картине русский художник Василий Суриков? («Взятие снежного городка»)

2. Назовите русского художника-мариниста, автора картин: «Волна», «Черное море», и др. (Иван Константинович Айвазовский)

3. Кого из зарубежных художников современники называли «загадочным»?

(Леонардо да Винчи)

4. Одна из самых прославленных картин Лувра? («Джоконда»)

5. Краски, разводимые в воде и легко смываемые ею.(Акварель)

6. Что такое репродукция? (копия картины)

7. Комическое изображение. (Карикатура, шарж)

8.Известный русский художник, мастер исторического жанра, автор картин «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»? (Суриков)

9. Предварительный набросок картины, рисунка. (Эскиз)

10. Автор картины «Царевна-лебедь». (Врубель)

11.Главной темой для него стал лес. (Шишкин)

 

12.Кто автор скульптуры «Давид»? (Микеланджело)

13. Самый древний жанр ИЗО. (Анималистический)

14. Памятник архитектуры и музей в Париже. (Лувр)

15. Изображение художника, выполненное им самим. (Автопортрет)

 

15 конкурс «Анималистика»

Ребята, давайте вспомним, что такое анималистика и анималисты. Задание командам следующее:

Перед вами список. Что из этого списка не может быть изображено в произведениях анималистов?

1 – Птицы.

2 – Грибы.

3 – Фрукты.

4 – Деревья.

5 – Насекомые.

6 –Млекопитающие.

7 – Рыбы.

Ответ

2 – Грибы.

3 – Фрукты.

4 – Деревья.

 

16  Конкурс «Одна буква»

Кто больше слов напишет, относящихся к изобразительному искусству. Слова начинаются с одинаковой буквы.

К (картина, кисть, композиция, контраст, карандаш)          

 

17 конкурс «Натюрморт»

И в шесть, и в сорок лет, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует!
Цветы и море,
Лес из сказки…
Все нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картина

Назовётся ………(натюрморт).

 

 































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: