Класс
Предания.Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Теория литературы. Предания (начальные представления). |
Русские былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко». Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины.Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.Тема торговли и социальногоустройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами. Историческое прошлое и вымысел в былине. Поэтичность былины. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). Межлитературные связи. Русские былины и украинские думы. Взаимодействие искусств. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. В.Васнецов «Богатыри». И.Репин «Садко», К.Васильев «Вольга», «Вольга и Микула», «Садко и Владыка морской». Иллюстрации И.Билибина, гравюра Е.Кибрика, декоративные панно М.Врубеля и Н.Рериха. Музыка. А.Бородин «Богатырская симфония». Р.Глиэр. Симфония №3 «Илья Муромец», В.Серова. Опера «Илья Муромец». Н.Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко». Кино, мультипликация. Х/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. А.Птушко, СССР, 1956), «Садко» (реж. А.Птушко, СССР, 1952), м/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. В.Торопчин, Россия, 2007). Скульптура. Памятник Илье Муромцу в России (Муром, скульпт. В.Клыков). Межпредметные связи. Русский язык. Архаизмы. История. Исторический прототип образа Ильи Муромца. Для внеклассного и семейного чтения. «Авдотья Рязаночка» (былины в пересказе Б. Шергина), «Богатыри и витязи русской земли» (сост. Н.И. Надеждина). Карело-финский мифологический эпос «Калевала». Французский народный эпос «Песнь о Роланде» фрагменты — по выбору учителя). |
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений). |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от её социального положения. Поэтизация земной любви, прославление душевной красоты и взаимопонимания, утверждение святости брачных уз и семейных ценностей. Своеобразие сюжета повести, переплетение традиций фольклора (мотивы змееборчества, «мудрой девы») и литературы о святых. Особенности языка произведения. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). Межлитературные связи. Мотив «мудрой девы» в сказках народов мира. Взаимодействие искусств. Иконопись. Иконы Петра и Февронии, А.Рублёв «Троица». Музыка. Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феврониии». Скульптура. Скульптурные композиции, посвященные Петру и Февронии Муромских в городах России (Муром, Ярославль, Сочи, Ульяновск). Мультипликация. М/ф «Сказание о Петре и Февронии» (реж. Н.Михайлова, Россия, 2008). Для внеклассного и семейного чтения. Из «Повести временных лет» («Сказание о Кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»), «Повесть о Горе-Злочастии». |
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины - важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). Для внеклассного и семейного чтения. М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» и другие стихотворения (по выбору учителя), « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»,стихи (по выбору учителя). |
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837) Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. Теория литературы. Понятие о композиции произведения. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений). Межлитературные связи. Библейская легенда о блудном сыне. История Петербурга. Полтавская битва. Межпредметные связи. История: Культура Киевской Руси, ее быт и нравы. Русский язык. Архаизмы. Историзмы. Устаревшая лексика. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина; иллюстрации М.Добужинского, Д.Шмаринова, В.Милашевского. Кино. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.2.» (реж. В.Сторожева, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 1999), «Станционный смотритель» (реж. С.Соловьев, СССР, 1972), Скульптура. Памятники А.С.Пушкину в Киеве, скульпт. А.Ковалёв; Одесса, скульпт. Ж.Полонская; Каменка, скульпт. В.Шатух; бюст в Кишинёве, скульпт. А.Опекушин. Для внеклассного и семейного чтения. А.С.Пушкин «Обвал», «Редеет облаков летучая гряда», «Бесы», «Песни о Стеньке Разине» и другие произведения (по выбору учителя). |
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841) Краткий рассказ о писателе. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы. Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)- готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Музыкально-ритмическое единство стихотворения, яркость и выразительность поэтических картин, глубокий лиризм. Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений). Межлитературные связи. Влияние М.Лермонтова на творчество поэтов разных стран. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет М.Лермонтова работы П. Заболоцкого; И. Орлов «Вечерняя молитва». Иллюстрации И. Репина, Ф. Константинова. Музыка. Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова: «Молитва» (муз. П.Булахова, исп. Н.Обухова). Театр, телевидение. Лермонтовские моноспектакли И.Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М.Ю.Лермонтову в Москве (скульпт. И.Бродский). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю. Лермонтов«Пленный рыцарь», «Корсар», «Беглец», «Воздушный корабль», «Боярин Орша». |
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1 852) Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы. Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Межлитературные связи. Народные песни и думы. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Н.В.Гоголя работы Ф.Моллера. И.Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Запорожский полковник». А.Монастырский «Запорожец». С.Васильковский «Сторожа Запорожских вольностей». А.Лях «Полковничья думка», «Вольница» и др., иллюстрации Е. Кибрика, А.Бубнова, М.Дергуса, А. Герасимова, Д.Шмаринова, В.Ерко к повести. Музыка, балет. Н. Лысенко. Опера «Тарас Бульба». В.Соловьёв-Седой. Балет «Тарас Бульба». А.Майборода. Вокально-инстр. поэма «Запорожцы». Кино. Х/ф «Тарас Бульба» (реж. В.Бортко, Россия, 2008). Скульптура. Памятники Н.В.Гоголю в Нежине, скульпт. П.Забила; Полтава скульпт. Л.Позен; памятник Тарасу Бульбе на острове Хортица, скульпт. С.Канишев. Межпредметные связи. Своеобразие лексики в повести. История. Запорожская Сечь (XVI в.). Для внеклассного и семейного чтения. Н.В.Гоголь «Миргород» (повести по выбору учителя). |
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 – 1 883) Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе». Красота и величие природы и человека как первоосновы бытия. Средства создания лирического героя. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре. Взаимодействие искусств. Живопись, фотоискусство. Портреты И.С.Тургенева работы И.Репина, К.Маковского, В.Перова и др. И.Дмитриев-Оренбургский «И.С.Тургенев на охоте». В.Маковский «Ночное» и др. Фотографии с изображением видов усадьбы Спасское-Лутовиново. Иллюстрации Е.Бём, Б.Дегтярёва, К.Лебедева, А.Пахомова и др. Скульптура. Памятники И.С.Тургеневу в России (Санкт-Петербург, скульпт. Я.Нейман, В.Свешников; Орёл, скульпт. Г.Бессарабский). Для внеклассного и семейного чтения. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Записки охотника». |
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 – 1878) Краткий рассказ описателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие пон ятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Для внеклассного и семейного чтения. Н.А.Некрасов «Песня Еремушке», «Несжатая полоса», «Саша». А.К. Толстой.Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». |
Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826 – 1889) Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Для внеклассного и семейного чтения. М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки» (по выбору учителя). |
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910) Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении. Для внеклассного и семейного чтения. Л.Н. Толстой «Течение воды», «Три сына» и другие произведения (по выбору учителя). |
Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 – 1904) Краткие сведения об авторе. «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. Художественные особенности рассказов А.П.Чехова. Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Антитеза. Художественная деталь. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.П.Чехова работы И.Браза. Иллюстрации С.Герасимова, Н.Вышеславцева, С.Алимова, А.Базилевича, Б.Калаушина, Кукрыниксов и др. Телевидение, мультипликация. Чтение рассказов А.П.Чехова в исполнении И.Андронникова; м/ф «Человек в пенсне» (реж. П.Сухих, Россия, 2009), «Очумелов» (реж. А.Дёмин, Россия, 2009). Скульптура. Памятники А.П.Чехову в России (Таганрог (скульпт. И. Рукавишников), Звенигород (скульпт. В.Курочкин), Ялта (скульпт. Г.Мотовилов). |
Иван Алексеевич БУНИН (1870 – 1953) Сведения о писателе. «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости. Теория литературы. Понятие о рассказе (обогащение знаний). Для внеклассного и семейного чтения. И.А. Бунин «Первая любовь» и другие рассказы (по выбору учителя). |
Максим ГОРЬКИЙ (1868 – 1936) Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет. Для внеклассного и семейного чтения. М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). |
Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (1871 – 1919) Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. |
Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930) Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразиестихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). |
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов) (1899-1951) Краткие сведения о писателе. «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А. Платонова. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.П.Платонова работы Н.Ромадина. Скульптура. Памятник А.Платонову в Воронеже (Россия, скульпт. И.Дикунов и Э.Пак). Для внеклассного и семейного чтения. А.П. Платонов. Рассказы (по выбору учителя). |
Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890 – 1960) Слово о поэте. «Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представления.) |
Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971) Краткие сведения о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). |
ЧАС МУЖЕСТВА Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Взаимодействие искусств. Живопись. К.Васильев. «Прощанье славянки». П.Кривоногов. «Защитники Брестской крепости». А.Дейнека. «Оборона Севастополя». А.Широков. «За Родину!» и др.). Цикл гравюр С.Красаускаса «Вечно живые», плакаты «Родина-мать зовёт» (худ. И.Тоидзе), «Кто с мечом к нам войдёт…» (худ. В.Иванов). Музыка. Д.Шостакович. «Симфония №7», песни о Великой Отечественной войне («Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова), «Тёмная ночь» (сл. В.Агатова, муз. Н. Богословского), «Москвичи» (сл. Е. Винокурова, муз. А. Эшпая), «До свиданья, мальчики» (сл. муз. Б.Окуджавы) и др.). Скульптура. Мемориальные комплексы: «Поклонная гора» (Россия, Москва); «Мамаев курган» (Россия, Волгоград); «Хатынь» (Белоруссия, Хатынь); Памятники «Воин-освободитель» (Германия, Берлин; скульпт. Е. Вучетич), «Алёша» (Болгария, Пловдив; скульпт. В. Радославов, Л.Далчев, Т.Босилков и др.), и др. Межпредметные связи. История. Вторая мировая война (1939-1945).Великая Отечественная война (1941-1945). Для внеклассного и семейного чтения. Б. Васильев«Завтра была война», В. Быков«Сотников», А.Лиханов «Последние холода», Э.Умеров «Одиночество». |
Федор Александрович АБРАМОВ (1920 – 1983) Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. |
Евгений Иванович НОСОВ (1925 - 2002) Краткий рассказ описателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. |
Юрий Павлович КАЗАКОВ (1927 – 1982) Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. |
Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ (1906 — 1999) «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). |
«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ» Михаил ЗОЩЕНКО (1895 – 1958) Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. |
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...» Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой...». С.Есенин «Топи да болота...». Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н.Рубцов «Тихая моя родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. |
ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н. Вертинский «Доченьки». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. |
Роберт БЕРНС (1759 — 1796) Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности, неиссякаемое жизнелюбие, воплощенные в стихотворении. Своеобразие ритмики, близость к народной песне. Теория литературы. Понятие о жанрах литературных произведений. |
Джордж Гордон БАЙРОН (1788 — 1824) Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Для внеклассного и семейного чтения. Р. Бернс «Честная бедность». |
ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ Японские трехстишия (хокку). Мацуо БАСЁ (1644 — 1694). Кобаяси ИССА (1763 — 1827) Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). |
О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862 – 1910) Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви («Дары волхвов»). Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев. Смысл названия и гуманизм новеллы О.Генри. Особенности художественного мастерства писателя. Теория литературы. Понятие о новелле. Межлитературные связи. Библейская легенды о рождении Иисуса Христа, библейские образы (Далила, царица Савская, царь Соломон, волхвы, Моисей). Взаимодействие искусств. Живопись. П.Брейгель Старший, Ф.Анджелико, С.Ботичелли «Поклонение волхвов». Иллюстрации П.Дж.Линча. Кино. Х/ф «Великий утешитель» (реж. Л.Кулешов, СССР, 1933), «Не буду гангстером, дорогая» (реж. А.Пуйпа, СССР, 1978). Скульптура. Скульптурная композиция, посвящённая О.Генри в США (Гринсборо, скульпт. М.Дж.Кирби-Смит). |
Рей Дуглас БРЭДБЕРИ (1920 – 2012) Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р. Брэдбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. Взаимодействие искусств. Кино. Т/с «Театр Рэя Брэдбери» (реж. Р. Брэдшоу, Б. Мак Дональд и др, США – Канада – Франция, 1985-1992), х/ф «451° по Фаренгейту» (реж. Ф.Трюффо, Франция, 1966). |
Для заучивания наизусть
|
|
|
|
|
|
|
|
Отрывок из былины (по выбору учителя и учащихся).
Пушкин А.С. «Полтава» (отрывок). «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
Лермонтов М.Ю. Одно стихотворение (по выбору учащихся). «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок).
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII).
Тургенев И.С. Стихотворения в прозе (одно по выбору учителя).
Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)
Толстой Л.Н. «Детство» (отрывок по выбору учителя).
Пастернак Л.Б. Одно стихотворение (по выбору учащихся).
Твардовский А.Т. Одно стихотворение (по выбору учащихся).
Одно стихотворение русских поэтов о войне (по выбору).
Одно стихотворение русских поэтов о родной природе.
Одна из песен на строки русских поэтов ХХ века.