Оценка за выполнение работы будет выставлена за 06 апреля 2020 года в Дневнике.ру

Тема 26 урока: Полифония в музыке и живописи

Полифония

Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а отличающиеся друг от друга мелодии. Так появилась многоголосная музыка.

Многоголосие имеет два основных вида:

1) Когда главным является только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют, то речь идет о гомофонии (греческое слово homos - означает равный, phone - звук). Гомофония используется в ораториях и кантатах.Инструментальная музыка также не может обойтись без гомофонии. В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта и Бетховена такой вид музыки есть почти во всех произведениях: и в сонатах, и в квартетах, и в симфониях.

2) Другой вид многоголосия появился намного раньше гомофонии и получил широчайшее распространение еще в XVI и XVII веках. Это - полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук). Здесь все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.
В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры: это пассакалья, чакона, инвенция и канон.

Вершина полифонического искусства – фуга. Наивысшего расцвета эта форма полифонии достигла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.

Слово «Фуга» произошло от латинского «бег». Сочиняется фуга по особым, весьма строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема - яркая, хорошо запоминающаяся. Это тема звучит последовательно в разных голосах. В зависимости от количества голосов, фуга может быть двухголосной, трехголосной, четырехголосной и т.д.
По строению фуга делится на три части.Первая - экспозиция
, где тема проводится по всем голосам. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе, называемая противосложением.

В фуге есть участки, где тема отсутствует, это - интермедии, они располагаются между проведением темы.
Прослушивание: 02 трек И.С.Бах Фуга до минор из 1 тома Хорошо темперированного клавира-0.25

Вторая часть фуги называется разработка, тема там подвергается развитию, проходя попеременно по разным голосам.
Третий раздел – реприза, здесь темы проходят в главной тональности. В репризе для ускорения музыкального развития часто используется прием стретта. Это такая имитиация, где каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе.
К репризе примыкает кода, подводящая итог развития фуги.


Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными. Очень часто фуге предшествует небольшая пьеса – фантазия, вариация или хорал. Но особенно популярны были циклы «прелюдия и фуга».







Прослушивание: 03 трек И.С. Бах 'Прелюдия и фуга № 1 до мажор'-исп. В.Рихтер  

И.С. Бах написал 48 прелюдий и фуг и объединил их в два тома под называнием «Хорошо темперированный клавир».

 

Презентация к уроку 1685- 1750)

Слайд 1 портрет Баха

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)-немецкий композитор (

Слайд 2   

Итак, отправляемся на родину знаменитого композитора - в Германию а именно в город Айзенах

С лайд 3

С лайд 4. Дом, в котором родился великий композитор И. С. Бах

Кому не известно имя Иоганна Себастьяна Баха? Я думаю, что мало найдётся таких людей. Музыку этого гения не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах

Слайд 5. Церковь Святого Фомы

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по - прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.

Слайд 6 орган

Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.

Слайд 7

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсонабыло публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»

Слайд 8

Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание, прежде всего, связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?

Об этом мы узнаем из   учебника музыки -стр.132-133. 

  Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение.  Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание, ребята, относится к такой музыкальной форме, как фуга. (Фуга-бег) Фуга – является вершиной полифонической музыки. В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, по очереди, или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится.

Музыку И.С. Баха можно сравнить с образами величественных соборов. На слайде 8    вы видите Реймский и Кёльнские соборы. Глядя на эти соборы, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам, тоже само происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.

 Прослушивание музыки И.С. Баха Органная прелюдия соль минор-2.08  

Домашнее задание:

1. Запишите размышление: «Какое впечатление на меня произвела музыка И.С.Баха? Какие чувства она вызывает?»

   

2. Что роднит образ архитектурного сооружения собора с органной музыкой И.С.Баха?

Прикрепите файл с результатом на проверку учителю музыки (это может быть работа в Word или скриншот фото работы в рабочей тетради!!!)

Оценка за выполнение работы будет выставлена за 06 апреля 2020 года в Дневнике.ру

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: