МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
(Б.Т. Лихачев)
Методы организации и самоорганизации детского коллектива -коллективная перспектива; -коллективная игра; -коллективные единые требования; -коллективное самоуправление; -коллективное соревнование; -коллективное самообслуживание; | Методы повседневного общения, взаимодействия -метод уважения детской личности; -педагогическое требование; -убеждение; осуждение; понимание; -доверие; -побуждение; -сочувствие; -предостережение; -критика; -конфликтные ситуации. | Методы детской самодеятельности -самоанализ; -самокритика, -самопознание; -самоочищение; -самовыражение; самообучение; -самообладание; -самоограничение; -самоконтроль; -самостимулирование | Методы педагогического воздействия - обращение с сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения) -обращение к чувству (совести, достоинству, самолюбию и чести, чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.п.); -обращение к воле и поступку (требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание) |
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
|
|
(В.А. Сластенин, Г.И. Щукина)
Методы формирования сознания Все методы убеждения:рассказ, объяснение и разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, дискуссия, полемика, доклад, положительный пример. | Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности Упражнение. Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности. | Методы стимулирования поведения и деятельности Соревнование. Поощрение. Наказание. Сюжетно-ролевые игры. | Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения Педагогическое наблюдение. Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости. Опросы, устные и анкетные. Тесты. Анализ результатов общественно-полезной деятельности, работы органов самоуправления. Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников. |
ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАССОВЫЕ
КРУЖКОВЫЕ ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ
Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:
1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.
|
|
2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».
3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).
4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.
5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.
6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».
7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».
Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.
Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).