Котлубей П. Л.
Практикум №2.
Задание №1. Составьте глоссарий, отражающий основные черты развития Кольского Севера с древности до начала ХVII века.
Глоссарий
1. Акциз - сбор с продажи некоторых товаров внутреннего производства, в основном — с водки и табака. Ведал выдачей свидетельств на продажу акцизных изделий государственный чиновник — акцизный инспектор.
2. Амбары - отдельно стоящие складские помещения.
3. Аренда (кортома, откуп) — весьма распространенная практика сдачи владельцами своих угодий во временное пользование сторонних людей за условленную по договору плату.
4. Асбестовая керамика - археологическая культура Финляндии и Карелии, сформировавшуюся в эпоху бронзы, во второй половине II тыс. до н. э., и существовавшую до середины I тыс. н. э.
5. Асбестовая керамика — тип глиняной посуды первобытной эпохи (среднего неолита, но встречается и позднее).
6. Бабинский погост — лопарская община, поселение на юго-западной Имандре, известное с XVI века.
7. Барыш (прибыль) — чистый доход от вложения капитала в производство или торговлю. Основной показатель успеха промысла.
|
|
8. Басаргин правёж — опричный погром селений северо-западного Беломорья в 1568 году.
9. Благотворительность — добровольная помощь бедствующим людям.
10. Вавилоны — местное название каменных кладок- лабиринтов. На Кольском полуострове отмечены близ Кандалакши, Умбы, Поноя, Дроздовки и в других местах.
11. Вайда-губа — поселение на северо-западной оконечности полуострова Рыбачьего.
12. Верша – ловушки, сплетенные из ивовых прутьев или тонких корней сосны (дословно – рыболовная сеть).
13. Воеводы — царские наместники в уездах. В их обязанности входила оборона края от внешних нападений, поддержание «тишины и порядка», наблюдение за сбором податей и исполнением государственных повинностей, претворение в жизнь распоряжений правительства.
14. Волоки — ложбины, по которым в XVI—XVII веках перетаскивались суда для сокращения пути и безопасности движения.
15. Волость. - 1. Село. 2. Административная единица внутри уезда.
16. Воровские набеги — вторжения грабительских шаек в Смутное время в поморские селения.
17. Выходцы - 1. Пришелец, переселенец из другого края (устар.). Словно в. с того света (похож на мертвеца). 2. Человек, к-рый перешёл из одной социальной среды в другую. В. из крестьян.
18. Гарпуны - орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных;
19. Гольфстри́м (от англ. gulf stream — течение из залива) — тёплое морское течение в Атлантическом океане. В узком смысле Гольфстримом называют течение вдоль восточного побережья Северной Америки от Флоридского пролива до Ньюфаундлендской банки (так оно, в частности, отмечается на географических картах). В широком смысле Гольфстримом часто называют систему тёплых течений в северной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана.
|
|
20. Грузило – тяжесть, привязываемая к рыболовным удочкам для держания крючка на определенном месте. Для ужения с поплавком грузило делаются из дроби, картечи и листового свинца; для донной удочки в виде грузило употребляются ружейные пули.
21. Двоеданство (также двоеданничество) — исторический термин, обозначающий уплату дани двум государствам или уплату двойной дани.
22. Двор — совокупность жилых и хозяйственных построек (изба, хлев, сенник, кладовые и т. п.).
23. Долото – деревообрабатывающий инструмент — заточенная стальная пластина для выдалбливания отверстий, пазов и т. д. Различают долота ручные (с ручкой и уже, чем стамеска) и машинные. Разновидность — полое долото со сверлом внутри (для сверлильно-долбежных станков). Долото буровое.
24. Долото - плотничий или столярный инструмент, предназначенный для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов и т. п. Обычно имеет вид насаженного на рукоятку продолговатого металлического бруса с заточенным рабочим концом.
25. Жалованные грамоты — документы о привилегиях и льготах, выдавались российскими государями монастырям, отдельным представителям феодальной знати и даже простым людям за какие-либо исключительные их заслуги.
26. Жалованье — заранее установленное вознаграждение за работу или службу. По росписи 1647 года Кольским стрельцам выдавали государева жалованья по 3 руб. 50 коп. деньгами и по 5 четвертей хлебом (рожью, овсом и ячменем) в год.
27. Жрец - 1. религ. служитель религиозного культа. 2. устар. перен. тот, кто посвятил себя служению чему-либо искусству, науке и т.п.
28. Казаки на Севере — низший слой феодального общества, бездомные люди, нанимались в работу за кров и пропитание.
29. Казенные службы — феодальные повинности государственных крестьян и посадских людей (горожан), существовавшие до 1775 года.
30. Карбас - деревянное парусное или гребное судно разного размера и назначения. Грузоподъемность от 3 до 12 т. У лопарей шился из тонких досок оленьими жилами. Успешно использовался для передвижения по озерам и порожистым рекам. Терские поморы перевозили на К. дрова и сено. При попутном ветре ставилась мачта с парусом. Расчитан на 4-х чел., часто использовался на промыслах.
31. Изуверство: 1) Жестокость на почве религиозного фанатизма и нетерпимости (изуверский поступок).
32. Крайний Север - часть территории России, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга.
33. Крестование — лопарский обычай побратимства, обмен нательными крестами в знак нерушимой дружбы и взаимопомощи. «Крестовые братья» ездили друг к другу в гости, преподносили подарки, старались оказать содействие в делах.
34. Кречеты (Falco rusticolus, саамское — «вальй», карельск. — «тунтури-хаукка»), хищная птица семейства Соколиных. Самый крупный из настоящих соколов (общая длина 55–60 см, размах крыльев до 135 см, масса 1–2 кг; самки крупнее самцов) и самый северный из хищных птиц: обитает по всей Арктике от лесотундры до морских побережий и островов. Осенью К. откочевывают к югу обычно не далее 1000–2000 км, но некоторые самцы весь год держатся вблизи своих гнездовых участков. Окраска — от темной с буровато-серым верхом и беловатым с пестринами низом до почти однотонной белой. Молодые — бурые. Гнездится в равнинных и горных тундрах и лесотундрах, изредка в прилегающих участках лесной зоны. Гнезда строит на скалах, редко — на деревьях
35. Культура асбестовой керамики — археологическая культура Финляндии и Карелии, сформировавшуюся в эпоху бронзы, во второй половине II тыс. до н. э., и существовавшую до середины I тыс. н. э.
|
|
36. Лодья — мореходное парусное судно. Использовалось как для перевозки грузов, так и для ведения промыслов. Строились в Поморье разных размеров
37. Лопари (современное название — саамы) — аборигены Кольского полуострова. В XVI веке их обитало в крае около 1200 человек.
38. Лопь — древнерусское название коренных обитателей Кольского Севера.
39. Лук — единица налогообложения до введения подворной подати (1679).
40. Мездра – внутренний рыхло – волокнистый слой кожи на шкурах животных.
41. Меновая торговля — вид торговли, подразумевающий прямой обмен одних товаров и услуг на другие товары и услуги, без использования денег.
42. Мурманщики — жители беломорских селений, ходившие зимою на мурманские промыслы.
43. Норманны (Северные люди) – норвежцы.
44. Оленеостро́вский моги́льник — археологический памятник эпохи мезолита или неолита в Карелии. Расположен на территории Южного Оленьего острова на Онежском озере в 12 км от острова Кижи.
45. Острог – военное укрепление.
46. Печок — зимняя одежда лопарей, мехом наружу, шилась наподобие мешка с прорезами для головы и рукавов, с воротником.
47. Погосты – это поселения отдельных самостоятельных семей.
48. Поморы — небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа русского народа на Белом и Баренцевом море, а также на побережьях северных рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина.
49. Промысловое освоение - занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования (драгоценная пушнина, семга, жемчуг, вываривание соли).
50. Рубило – ручное рубило, орудие труда первобытного человека, распространённое повсеместно в шельскую и ашельскую эпохи Палеолита. Представляло собой камень миндалевидной формы, оббитый сколами с двух сторон, утолщённый и закруглённый в основании и заострённый с другого конца.
51. Саами (саамы) – один из малочисленных коренных народов Севера, проживающий на территориях современных России, Норвегии, Финляндии и Швеции.
|
|
52. Сейды - священный объект Северо – европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней.
53. Скребло – кремнёвое орудие для скобления и резания шкур животных и дерева. Овальное скребло. Простое одинарное скребло. Двойное скребло. Скребло с прямым лезвие.
54. Становище Кегор – располагалось на северной части полуострова Рыбачьий.
55. Станы – жилые избы.
56. Терский данник - сборщик дани с Терской земли (в Новгородской летописи в числе убитых в Липецкой битве упоминается Семьюн Петриловиц).
57. Терфинны - терские саамы или терская лопь, как называли русские.
58. Тоня — место рыбного промысла; участок, на котором стояла жилая изба с амбаром и приспособления ми для просушки сетей.
59. Угодья - это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам.
60. Угро – финны (Финно-венгерские народы (фи́нно-у́гры)) — группа народов, говорящих на финно-венгерских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной и Восточной Европе.
61. Эмисса́р (от лат. emissarius — посланец) — специальный представитель государства, политической организации или спецслужб, направляемый в другую страну для выполнения различных поручений (преимущественно секретных).
Задание №2.
Таблица «Основные черты развития Кольского Севера с древности до начала ХVII века»
Сфера общественной жизни | Термины и их определения | Исторические персоналии |
Хозяйство / экономика | Верши — ловушки, сплетенные из ивовых прутьев или тонких корней сосны. Весновальный промысел — охота на морских зверей с марта по май, в основном на серку и нерпу. Жемчужный промысел — извлечение жемчужин (перлов) из раковин, водившихся в реках Поморья и Лапландии. Зуйки — подростки на мурманских рыбных промыслах (лет 12-14); занимались на берегу переборкой снастей, заготовкой дров, приготовлением горячей пищи и т. п. работами. Карбас — лодка разного размера и назначения (у лопарей шилась из тонких досок оленьими жилами, успешно использовалась для передвижения по озерам и порожистым рекам). Кережа, кережка — лопарские санки в виде усеченной с кормы лодочки, в которые впрягался один олень, способный везти одного человека или груз до пяти пудов. Китовый промысел — добыча сала обмелевших китов на Мурмане с XVI века. Летняки — люди, прибывшие на судах из Беломорья и добывавшие рыбу. Лодья — поморское мореходное судно, часто трехмачтовое.с командой 6—8 человек, поднимающее груза до 10 тысяч пудов. Масельгский погост - промысел лопарей (рыбу, зверей, птиц, кожу продают кольским купцам и мещанам, отставным солдатам; сами содержат овец). Нотозерский погост – промысел лопарей (рыбу и зверей, кожу продают кольским купцам и мещанам; птиц и оленье мясо оставляют себе). Оленеводство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя (приручение оленя на Кольском полуострове произошло в начале I тысячелетия нашей эры). Пазрецкий погост - промысел лопарей (в небольших количествах занимаются ловлей рыбы и охотой на зверей; изготавливают лодки, сети на продажу; женщины прядут для сетей, рубят дрова, вяжут из овечьей шерсти). Писцовые книги – делопроизводственная документация, составлявшаяся в ходе и по результатам писцовых описаний главным образом земельных владений и городской недвижимости и по распоряжению правительства в XVI—XVII веках «царскими писцами» для налогообложения податного населения. Поездование – лов рыбы сетями с идущих в ряд лодок. Понойский погост - промысел лопарей (оленеводство, ловля рыбы(семга), охота на зверей в больших количествах; для пошива одежды используют всё покупное, кроме шкуры оленя). Промысловое освоение - занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования (драгоценная пушнина, семга, жемчуг, вываривание соли). Пушной промысел — охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом, с последующей обработкой (выделкой) и торговлей их выделанными шкурками (пушниной). Развитие рыбного промысла – источник для добывания средств существования (поморы и карелы обнаружили в водах Мурмана большие сезонные скопления трески и палтуса). Семиостровский погост - промысел лопарей (продают треску, семгу, палтус приезжим и местным; занимаются охотой на зверей). Семужий промысел – лов сёмги; главный промысел для крестьян Терского берега от Умбы до Поноя и второй по значимости на Мурмане. Серебро – иностранные и русские деньги; платежное средство с середины XVI века. Соколиный (иначе «кречатий») промысел — поимка ловчих птиц: кречетов, соколов, ястребов, орлов; промысел вёлся на Кольском полуострове с конца XIII века до последней четверти XVIII века. Солеварение – добыча пищевой соли вываркой её из воды. Сонгельский погост - промысел лопарей (на море собственных промыслов не имеют; содержат овец и продают их кольским жителям; на зиму заготавливают брёвна на домовое строение в Колу; промышляют стрельбой из ружья на зверей). То́ня — место рыбного промысла; участок, на котором стояла жилая изба с амбаром и приспособлениями для просушки сетей. Торговые связи — это вид экономической деятельности, способствующий товарообмену, покупке-продажи товаров, и последующие операции, связанные с этим процессом (торговцы привозили лопарям металлические изделия, ткани и другие товары и обменивали их на пушнину, семгу и птичий пух). Торосовый промысел — охота на тюленей в Горле Белого моря (от Сосновца до мыса Орлова) на подвижных льдах, которая проходила в феврале—марте; участвовали крестьяне юго-восточного побережья Кольского полуострова. Ушкуи — тип кораблей, созданный на Руси в конце XIII века, так называемые новгородские плоскодонные речные судна. Шне́ка (шнек, шняка) — парусно-гребное судно; поморы так называли судно рассчитанное на артель из четырёх рыбаков. | Строгановы (рус. купеческий, баронский и графский род. Происходят из крестьян-поморов Русского Севера), решили отправлять свои товары на Мурман. Михалков Алай Иванович (государственный деятель, думный дьяк, организатор и участник переписи тяглого населения Кольского в 1574 г.) |
Социальная сфера | Двор — совокупность жилых и хозяйственных построек (изба, хлев, сенник, кладовые и т. п.). Лопари – древнее название народности саами. Лопь — древнерусское название коренных обитателей Кольского Севера. В документах, начала XVI века упоминается Дикая (искрещенная, языческая) лопь. Писцовая книга 1608 года зафиксировала деление на былые племенные объединения: 1) Терская лопь — в восточной половине Кольского полуострова, 2) Лопь Верхней земли — в центральной и западной части полуострова, 3) Кончанская лопь — от реки Териберки до поселений норвежских лопарей, 4) Летая (лесная) лопь — в северной Карелии, к юго-западу от Кандалакши. Мурманщики — жители беломорских селений, ходившие зимою на мурманские промыслы. Община – самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив надсемейного уровня, основанный на совместном (коллективном) владении (и/или распоряжении) средствами производства, коллективистских принципах солидарности и взаимопомощи. Представляет собой базовый социальный институт и первичную форму экономической и социальной организации непосредств. производителей в доиндустриальных обществах. Погосты – это поселения отдельных самостоятельных семей. Поморы— жители беломорских побережий; сначала — только русские крестьяне западного («Поморского») берега Белого моря. Саами (саамы) – один из малочисленных коренных народов Севера, проживающий на территориях современных России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Становище — поселение, в котором люди проживали только во время промыслов, по окончании трудового сезона оно пустовало до очередного выхода на промыслы Терфинны – терские саамы; Финны – саамы; Явка – платежи за выход на промыслы. Ямская гоньба — перевозка казённых грузов и служилых людей. | |
Внутренняя политика | Административный центр - официальный главный город любого административного образования (с 1582 г. Кола становится административным центром крайнего Северо-Запада России). Варзуга — село в Терском районе Мурманской области. Воевода – царский наместник в крае, в обязанности которого входили: оборона территории, контроль за полнотой сбора налогов и пошлин, суд и наказание преступников, поддержание порядка в селениях. Воеводское управление – введение воеводского управления краем (1582 г.). Городовое дело – строительство и ремонт укреплений Кольского осторога; Дань - натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов (лопь платила Новгородской республике ежегодно по пять беличьих шкурок с каждого охотника, т.к. Терская земля являлась владением Новгородской республики). Земская изба — учреждение, подвластное воеводе. Казенная служба – продажа кабацкого питья и сбор пошлин; Кола – небольшой город в Мурманской области, расположенный в месте слияния рек Колы и Туломы. «Мирские расходы» - расходы на посылку челобитчиков в Москву, наем сторожей и т.п. «Обычай милосердия» - освобождение от податей больных, калек, семей, потерявших кормильцев на море во время промыслов. Основание монастырей – основание Кандалакшского и Печенгского монастырей (1554 г.). Передача владения – передача крестьян Умбы и Варзуги в вотчинное владение монастырей и патриаршего дома (1578 – 1619 гг.); передача Мотовского и Печенгского погостов в вотчину Печенгского монастыря (1581 г.). Печенга – посёлок в Печенгском районе Мурманской области. Смена власти (1471 – 1478 гг.) - переход Терской земли под власть Москвы. Терский берег – это юго-восточное побережье Кольского полуострова, берег Белого моря, к востоку от Кандалакши. Терский наволок – название Кольского полуострова до возникновения Колы. Умба – посёлок в Мурманской области. Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной част ной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян. «Целовальники» - выборные крестьяне и горожане, которые занимались сбором пошлин; Воевода – царский наместник в крае. Ямская гоньба – перевозка казенных грузов и служилых людей. | Князь Александр Невский и его сын Андрей. Иван IV Васильевич. СемьюнПетрилович (знатный новгородец, сборщик дани с Терской земли). Кольские воеводы (некоторые): Аверкий Иванович Палицын (1582—1583) – первый кольский воевода; Максак Федорович Судимантов (1583—1584); Андрсян Григорьевич Ярцов (1585); Семен Иванович Шаховской-Харя (1644—1646); Лев Измайлов (1649) и др. |
Внешняя политика | Артиллерия Кольского острога – присланный в Кольский острог «наряд» (пушки) московским правительством после шведского нападения на Колу зимой 1589/90 года. Кольский острог 1. Официальное название Колы с конца XVI века до 1775 года. 2. Укрепление, сооруженное в Коле в 1583—1584 годах и перестроенное в 1700—1706 годах. Благодаря ему защитники Колы успешно отразили нападения шведских отрядов в 1589—1590, 1591 и 1611 годах. Деревянный острог сгорел 11 августа 1854 года во время обстрела города англичанами. Ливонская война (1558—1583 гг.) — крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России. (уничтожение жителей Кандалакши и Печенги шведами; урон от нападения шведов в 1589 г. исчислялся 120 тысячами рублей; за изгнание шведов правительство освободило колян на 3 года от всех податей и повинностей, а также получили льготы на торговлю). Торговые связи - это вид экономической деятельности, способствующий товарообмену, покупке-продажи товаров, и последующие операции, связанные с этим процессом (Англия, Голландия и другие страны Западной Европы везли сукна, разные металлы, вина, оружие, инструменты и др., а закупали семгу, треску, пушнину и др.). | Владимир Федорович Загрязский (воевода Кольского Севера, в 1591 году организатор борьбы местного населения с нашествием шведов (отрядом Ганса Ларссона в 1200 воинов). |
Культура и быт | Асбестовая керамика — тип глиняной посуды первобытной эпохи (среднего неолита, но встречается и позднее). Характерной особенностью является добавка в глину мелкотолченого асбеста, отчего сосуды становились более прочными. Обнаружена на стоянках внутренней Лапландии и Восточного Мурмана. Благовещенская (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы) церковь в г. Кола – первая, деревянная, одноименная церковь, которая была построена близ устья р. Кола, по русской летописи, в 1532 г., по норвежским сведениям, — в 1529. Вавилоны — местное название каменных кладок- лабиринтов. На Кольском полуострове отмечены близ Кандалакши, Умбы, Поноя, Дроздовки и в других местах. Датируются III—I тысячелетиями до н. э. Назначение загадочно, связано с верованиями первобытных обитателей края. Описаны А. И. Кельсиевым, К. П. Рево, С. Н. Дурылиным. Вежа — жилище лопарей, шалаш особой конструкции. В зимних погостах более утепленные (обычно шкурами). Воскресенский собор в Коле - деревянный собор, построенный в 1681—1684 годах неизвестным мастером из Поморья. 19-главый, из трех соединенных церквей. Высота центральной части 37 метров. Сожжен англичанами при артиллерийском обстреле города 11-12 августа 1854 года. «Жемчюг» — рукописная книга второй половины XVII века, флорилогий (сборник изречений мудрых людей) и другие сочинения. Хранилась в Коле в домашней библиотеке солдата Прокопия Суханова. КандалакшанеКорташевы в 1721 году брали эту книгу «ради читания» на отъезжие промыслы (на Грумант). Ныне находится в коллекции книг Мурманского областного краеведческого музея. Жрец – служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов. Золотошвейное дело — украшение женских головных уборов золотыми нитями. Существовало в поморских селах в XVII—XVIII веках. «Како молодым людям торг вести и знати всему цену» – книга, составленная в 1575 году, речь в которой идёт о торговле на Мурмане с иноземцами. Кандалакшский (Кокуев) монастырь — упразднённый мужской монастырь на берегу реки Нивы (Кандалакша, Мурманская область). Существовал с 1548 по 1742 годы. Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей (русские крестьяне, поселившиеся на Кольском Севере, принесли свою культуру высокая грамотность населения, широкое распространение книг, умение строить храмы и удобные для жизни дома). Лоция – предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя разъяснения навигационных особенностей (рельеф дна, приметных мест, знаков и берегов), а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии, включают действующие законы и правила водных бассейнов, в соответствии с географическим положением (поморы составляли данные описания). Обычай побратимства – обмен русского и лопаря нательными крестами и становление «крестными братьями». Петроглифы — рисунки первобытных людей, выбитые на камнях. Печок — зимняя одежда лопарей, мехом наружу, шилась наподобие мешка с прорезами для головы и рукавов, с воротником. Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области; старейший монастырь на Кольском полуострове. Сейды –— священные камни у лопарей; по их верованиям, обиталище «хозяев местности». Даже в христианскую эпоху сейдам приносились жертвы — рога и кости оленей, жир, табак и т. п. Тупа — срубная жилая постройка у лопарей площадью 14—18 квадратных метров, высотой немногим более двух метров, крытая тесом и дерном на один скат, отапливаемая камельком (открытой печью наподобие камина). Успенская церковь в селе Варзуга — деревянная, одноглавая церковь, построенная мастером Климентом в 1674 году. Христианство – религия, в основе которой — вера в Единого Бога (с распадом родового строя лопари принимают христианство). | Вянзин Семен (в монашестве Сергий) -первожитель Колы, игумен Петровского монастыря в Коле (с 1581 года). Преподобный Трифон Печенгский. |