Форма исполнения музыки

Словарные слова

Средства музыкальной выразительности

· Темп (от латинского «темпус» - «время») – скорость исполнения музыкального произведения.

· Динамика –(от греческого «динамис» -«сила») – громкость звучания.

· Мелодия (по-гречески «напев») – музыкальная мысль выраженная одноголосно.

· Штрихи (с немецкого «штрих»- черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук.

· Фактура (по-латыни «строение, обработка») – это музыкальная ткань, которая составлена из выразительных средств музыки.

· Тембр – (по –французски «окраски») – окраска звука.

· Лад –(согласие, порядок, стройность) – согласованность музыкальных звуков, разных по высоте.

· Тональность –(тоника, Iступень +лад) –точная высота лада.

· Ритм –(от греческого «ритмос» -«чередование»)- закономерное чередование долгих и коротких звуков.

· Регистр (от латинского «региструм»- «список, перечень») – объединение звуков в группы по высоте и окраске.

· Гармония – (по-гречески «стройность, соразмерность») – это аккорды и их последовательность.

· Метр – (от греческого «метрон» - «мера») –равномерное чередование сильных и слабых долей.

· Диапазон- (от греческого «диа пазон хордон – «через все струны») – расстояние между самым низким и самым высоким звуком данного голоса или инструмента.

 

Способы развития в музыке

1. Повтор  - точное повторение мелодического оборота или фразы.

2.  Секвенция – повторение одного и того же мотива или фразы от разных нот, через одинаковый интервал.

3. Мотивная работа – повтор мотивов или фраз в разных тональностях, - регистрах голосах.

4. Варьирование –повторение мотивов или фраз с изменениями.

5. Контраст – совершенно новый музыкальный материал.

6. Имитация (подражание) – повторение темы по очереди в разных голосах.

7. Кульминация – самая напряженная точка развития темы.

 

Музыкальные формы

1. Интонация (лат. произношу нараспев, пою первые слова)1- многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли 2- музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.

2. Мотив (от латинского «мовео» - «двигаю»)- наименьшее музыкальное построение, часть музыкальной темы.

3. Фраза – это незаконченное построение, состоящие из двух или нескольких мотивов.

4. Предложение  - относительно законченное музыкальное построение. состоящее из двух или нескольких фраз.

5. Период – объединение нескольких предложений в одно законченное построение.

6. Простая двухчастная (2-хчастная) форма –форма, которая состоит из двух периодов.

7. Простая трехчастная форма – форма, которая состоит из трех периодов.

8. Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.

9. Рондо (с французского –«круг») – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.

10. Реприза – повторение как знак. Повторение части музыкального построения как форма.

11. Соната (с  итальянского «звучать»)- один из основных жанров инструментальной музыки. Классически сформировалась в течении 18 в. Форма 3-х частная- 1 – часть сонатная форма, 2- часть- медленная 3- часть – финал.

12.  Сонатная форма – музыкальная форма, состоящая из 3-х основных разделов – экспозиция, разработка, реприза, возможны вступление и кода. Экспозиция- противопоставление тем –главной и побочной. Разработка- развитие материала, реприза- обьединение музыкального материала по тональному и тематическому признаку.

13. Симфония (с греческого «созвучие», «благополучное сочетание тонов») – ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в 18 веке. Классический облик симфония приобретает в творчестве венских классиков – это 4-х частный сонатно-симфонический цикл. 1 часть- Allegro в сонатной форме, 2 часть- медленная, 3 часть- менуэт (позже скерцо), 4 часть-финал.

14. Каденция - (с итальянского «оканчивающийся «) 1- заключительный гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение. 2- виртуозное соло в вокальной пьесе или инструментальном концерте

15. Цезура –это граница между музыкальными построениями.

16. Полифония (с греческого «многочисленный»)1- вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий.

 

Иностранные музыкальные термины

Andantino – андантино - неторопливо

Allegro – аллегро - скоро

Andante – андантэ-  спокойно, не спеша

Moderato – модэрато – умеренно

Presto –прэсто - быстро

Vivo –виво - живо

Accelerando –аччелерандо -ускоряя

Largo – ларго- широко

Lento –ленто - протяжно

Ritardando- ритардондо - запаздывая

Allegretto – аллегрэтто - оживленно

Жанры в музыке

Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия.

Ария - (с итал. Англ. Франц. Air- воздух) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории. Иногда арией называется инструментальная пьеса певучего характера. Термин известен с 15 века.

Скерцо  (с итальянского  –«шутка») 1- В 16-17 в. Обозначение музыкального сочинения на шутливые тексты 2- одна из частей сонатно-симфонического цикла.

Программная музыка – род инструментальной музыки, а также музыкальное произведения, имеющие словесную (нередко стихотворную)программу и раскрывающие ее содержание. Программой может служить заглавие. Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и поэтому не переданное.

Балет-   (с французского – «танцую») вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально- хореографических образах.

Опера -  (с итальянского – «сочинение»)-вид музыкально-театрального искусства. Музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Заклички – Небольшие песенки или стихотворное обращение к явлениям природы. Один из древнейших жанров фольклора.

Колядки - (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании)

Былина- древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.

Танцы

Аллеманда – (с французского – «немецкий» - алеманы- старинное название немцев) - старинный танец-шествие. Размер 4/4.

Куранта (с французского – «беглый, текучий») – Старинный оживленный танец в трехдольном размере. Распространенный в Италии,Франции 17-18 веке.

Сарабанда – старинный испанский танец в размере ¾. с акцентом на второй и третьей доле. Суровый, мрачный в медленном темпе.

Жига – старинный ирландский танец. Размер 6/8,12/8. Исполняется в очень быстром темпе.

Менуэт (с французского «Menu» - маленький) – старинный французский народный танец, в 17 веке стал придворным танцем. Размер- 3\4.

Вальс – (с немецкого «вальцер») - плавный, трехдольный, европейский танец 19 века,

Мазурка – польский народный, энергичный танец, Размер ¾.

Полька – («половинка». «пол-шага») - чешский народный парный танец. Подвижный, задорный. Размер 2/4.

Полонез-  (с французского «польский») — польский  торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Размер 3//4.

Форма исполнения музыки

Дует –дуэт- (с итальянского. Duetto — двойка)- любой артистический коллектив из двух человек: дуэт певцов, музыкантов.

Квартет – (с итальянского –кварто –четыре- любой артистический коллектив из четырех человек: дуэт певцов, музыкантов.

Ансамбль (с французского – «вместе»)-1-группа исполнителей, выступающих совместно. (дуэт, трио, квартет. и т. д.) 2- стройность слаженность совместного исполнения 3- музыкальное произведение для ансамблевых исполнителей. (дуэт, трио и т. д.) 4-законченный номер оперы, оратории, кантаты, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра или без сопровождения.

 Оркестр (с греческого – «площадка перед сценой») большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. Оркестры различают по составу инструментов (симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, джазовый, эстрадный и т.д.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: