Тема 4. Воспитательная система школы

Никишкина Вероника

Извекова Мария

ТЭ-ЭИБ-21.

Задание от 16.04.2020

Семинарско-практическое занятие № 4.

Тема 4. Воспитательная система школы

Дети святы и чисты.

Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

(А.Чехов)

Тема доклада:

2. Общее, особенное и единичное в модельных представлениях о воспитательной системе учреждения дополнительного образования.

Выделенное дать ученикам под запись:

     Воспитательная система существует в любом учреждении дополнительного образования. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, системной природой воспитательного процесса и спецификой деятельности учреждений данного типа, их функциональным предназначением. Но следует подчеркнуть, что речь идет лишь о наличии воспитательной системы, а не об уровне ее развития или эффективности функционирования.

     Низкая эффективность воспитательной системы может стать одной из причин и предпосылок процесса ее моделирования, когда объект надо во многом создавать заново, конструировать его в реальной действительности. Создание модели воспитательной системы нового качества, более высокого уровня становится важнейшей целью процесса моделирования.

     Мы отмечаем, что сегодня создание воспитательной системы в учреждениях данного типа является одним из факторов их развития. Эффективность воспитательной системы во многом зависит от успешности процесса моделирования. Поэтому считаем необходимым и важным освоение и адаптирование теории и практики моделирования, ее дополнение с учетом специфики учреждений дополнительного образования.

     Для нашего исследования понимание сущности процесса моделирования становится определяющим, поскольку является его предметом. В процессе изучения публикаций В.Г. Афанасьева, М.К. Бусловой, В.Н. Веникова, Б.А. Глинского, Я.Г. Неуймина, И.Б. Новика, А.И. Уемова, В.А. Штоффа и других, посвященных разработке проблем моделирования, происходило выявление и осмысление важнейших характеристик данного процесса.

К важнейшим характеристикам процесса моделирования  мы относим:

     1. Под моделированием принято понимать специфический способ познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой (модели). Или, как считает В.А. Веников, "... при моделировании для изучения объекта применяется некоторый вспомогательный искусственный или естественный промежуточный "объект" (модель), имеющий то или иное объективное соответствие с изучаемым объектом (оригиналом), замещающий оригинал на некоторых этапах исследования и позволяющий в результате проведенного исследования получить определенные сведения (информацию) об изучаемом объекте (оригинале)" (35, с. 76).

     2. Основой моделирования является теория подобия (И.Т. Фролов, М.В. Кирпичев, А.И. Уемов). В.А. Штофф отмечает что, "отношение модели к моделируемому объекту есть отношение не тождества, а аналогии" (166, с. 137).

     3. В многочисленных дефинициях понятия "модель" во многом отражены основные ее качества и функции. К таким качествам В.Г. Афанасьев относит: - соответствие, подобие системе-оригиналу; - целенаправленность, то есть увязка ее параметров с поставленной перед системой целью, с ожидаемым результатом; - нейтральность по отношению к субъективным оценкам и предпочтениям участников моделирования; - отвлечение, абстрагирование некоторых деталей и параметров системы-оригинала (11, с. 196-197).

     Все вышеназванные положения имеют отношение к процессу моделирования любого явления, а, следовательно, и к формированию модельных представлений о воспитательной системе учреждения дополнительного образования. Так, например, мы можем заключить, что приобретение воспитательной системой новых качественных характеристик (модель будущего состояния) будет происходить благодаря коррекции и усовершенствованию реально существующего системного образования. Представленные выше функции модели должны быть присущи и создаваемым моделям воспитательной системы. Соответствие модели ее функциональному предназначению в определенной степени свидетельствует об эффективности моделирования.

     Моделирование как специальный метод исследования в педагогике в последнее время все чаще имеет отношение к таким объектам педагогической действительности, как учебный процесс, урок или занятие, педагогическая ситуация, воспитательная система. Б.П. Битинас указывал на возможность моделирования целостного воспитательного процесса, его компонентов. Эта точка зрения вполне применима и к воспитательной системе, которая является объектом нашего исследования. Моделирование воспитательных систем становится одним из наиболее перспективных направлений педагогической деятельности, способствующим повышению ее эффективности. Разработке теоретических аспектов данной проблемы посвящены исследования Л.К. Балясной, В.А. Караков-ского, И.А. Колесниковой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Степанова и др.

     Мы полагаем, что моделирование учреждений дополнительного образования имеет не только сходство с данным процессом в образовательных учреждениях вообще, но и различия. Выявление общего, особенного и единичного в моделировании воспитательной системы учреждения дополнительного образования стало важнейшей задачей нашего исследования. Относясь к философским категориям, эти понятия представлены как "... то, что отличает сравниваемые предметы друг от друга, составляет особенное в них, то же, что указывает на их сходство, - общее, а единичное - то, что принадлежит только одной вещи" (59, с. 151). Понятия "предмет", "вещь" в данном случае обозначают как материальное образование, так и процесс, явление и др.

     Общим для моделирования различных воспитательных систем является сущность данного процесса. Под моделированием понимается метод познавательной и управленческой деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системного образования, получить и использовать в воспитательной практике новую информацию о настоящем и будущем состоянии системы, возможностях и условиях ее построения, закономерностях и тенденциях ее функционирования и развития (151, с. 74).

     Следует заметить, что многими исследователями (Л.В. Байбородо-ва, B.C. Безрукова, О.Г. Важнова, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, М.И. Рожков и др.) понятия "модель", "моделирование" употребляются в контексте понятия "педагогическое проектирование". Не вызывает сомнения, что педагогическое проектирование обязательно предполагает "взгляд в будущее" (во временном аспекте). Моделирование же может быть обращено не только в будущее, но и в прошлое, настоящее. Исходя из этого, можно предположить ограниченные возможности проектирования. На самом деле, исследователь, проектируя педагогическую систему (будущее состояние объекта), может использовать в качестве исходного материала модели педагогических систем прошлого. Создание этих моделей будет происходить на одном из этапов проектирования. Таким образом, присваивая результаты моделирования, проектирование расширяет свое "временное" пространство.

     Если в ходе проектирования выбирается вид проекта - модель, то этапы проектирования совпадают с этапами моделирования. Моделируя будущее состояние объекта педагогической действительности, мы можем говорить о модели-проекте, так как она объективно существует лишь в идеальной форме и не реализована в действительности. Становится очевидным, что данные процессы взаимосвязаны, имеют некоторую аналогию.

Вопросы ученикам:

1. Что может повлечь за собой низкая эффективность образовательной системы?

2. Важнейшие характеристики процесса моделирования?

3. Что понимается под моделированием?

4. Предполагает ли педагогическое моделирование взгляд в будущее?

Используемая литература:

1. Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 3 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 6).

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. М., 2000.

3. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков, 1998.

4. Технология проектирования и реализация системы воспитательной работы школы и новационного учебного заведения / Новац. пед. центр упр. образования г. Волгограда. ВГПУ. Волгоград. 1993. 53 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: