Тема «Язык художественной литературы»
1.Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.
(Из письма Д.С. Лихачева)
-Как понимаете значение этих слов?
(С помощью родного языка мы познаем мир, приобщаемся к опыту, познаем самобытность национального характера, душевную и духовную красоту.)
- Русский язык – олицетворение самой России. Не любить и не беречь его – значит, не любить и нашу Родину. И делать это нужно каждый миг.
Вспомним особенности официально-делового стиля русского языка
Официально-деловой стиль
А) - сжатость,
-стандартность,
-точность,
-строгость,
-лаконичность.
Б) Лексика
-терминология,
-сложносокращенные слова,
-аббревиатуры,
-прямое значение слов,
-отсутствие эмоционально-экспрессивных средств.
В) Синтаксис
-прямой порядок слов в предложении,
-повествовательный характер изложения.
3.Памятка
«Как сохранить родной язык».
1.Говори грамотно, согласно нормам родного языка;
|
|
2.Следи за изменениями, происходящими в различных разделах языкознания;
3.Изучай научную, художественную литературу;
4.Участвуй в лингвистических конференциях, конкурсах.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
1.Определите тему
2.Укажите характерные черты
3.Определите стиль речи
-Как вы думаете, к кому обращается с речью И.С. Тургенев?
(Ко всем, кто прочитает)
-Какова структура этих предложений?
(Сложные, осложненные)
-Что характерно для формы?
(Развернутость, образность)
-Назовите эпитеты, которые использует автор.
(Прекрасный язык, умелые руки, могущественное орудие)
-Определите метафоры.
(Язык – клад, достояние, орудие)
-Прямой ли порядок слов в предложениях?
(Нет, автор использует инверсию: в руках умелых)
-Передает ли автор эмоции? Какие они?
(Да, он гордится языком, любит его, заботится о нем)
-Как вы думаете, из какой литературы был взят этот отрывок?
(Произведение, художественная литература)
4. А) Прочитайте стихотворение С. Маршака «Ландыш».
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины,
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики,
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики,
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
|
|
Какую картину нарисовал автор? Какие чувства и мысли старался передать? Какие выразительные средства языка есть в этом тексте?
Автор словесно нарисовал картины весеннего леса, природы, просыпающейся от зимнего сна, появления ландыша. Автор восхищается, наслаждается, радуется, любуется. Олицетворение – разбуженный лес, метафора – бутоны ландыша – колокольчики весны, оксюморон – счастливая тоска, эпитет – нетронутая глушь.)
Б) Прочитаем стихотворение Пушкина «Буря мглою…»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой,
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка,
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица,
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
5. Выпишите из 4 строк А.С. Пушкина «Буря мглою…» олицетворение, сравнение
(Сравнение – как зверь, как дитя; олицетворение – буря завоет, заплачет.)
6.-Вновь обращаю внимание на слова Д.С. Лихачева, которые мы обсуждали в начале урока:
Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.
(Из письма Д.С. Лихачева)
Домашнее задание. Выполнить задания в тетради (У кого есть долги)