Порядок выполнения работы
Задание 1.Определите понятия глоссария, перечисленные выше, используя доступные информационные ресурсы.
Задание 2. Обоснуйте границы биосферы в пределах атмосферы, гидросферы, литосферы. Отметьте границы биосферы (верхняя граница в атмосфере, нижняя граница в океане, нижняя граница в земной коре) на рис.5.1.
Рис. 5.1. Границы биосферы
Задание 3.Раскройте главные закономерности эволюции биосферы, придерживаясь схемы описания этапов, показанных в таблице:
Этап | ПроцессынаЗемле | Сущность процессов, их последствия | Геологическийпериод (сроки) |
1. Добиотическаяэволюция | Образование планеты Земля. Возникновение атмосферы. Образование органических веществ. Появление круговорота органических веществ | ||
2. Биотическаяэволюция | Возникновение жизни. Появление фотосинтезирующих растений и т.д. |
Задание 4. Каким образом живое вещество обеспечивает механизм устойчивого функционирования биосферы?
|
|
СОВРЕМЕННАЯ БИОСФЕРА
К современной биосфере относится вся совокупность живых организмов и все вещества литосферы, гидросферы и атмосферы, управляемые живыми организмами через осуществляемые ими продуцирование, потребление трансформацию. Такое понимание совпадает с понятием «экосфера»–планетарнаясовокупностьсовременныхэкосистем.АвтортерминаЛ.Колопределилегокак
«совокупность всего живого на Земле, включая его окружение и ресурсы». Значит ли это, что эко- сфера охватывает человека вместе со сферой его хозяйственной деятельности? Именно человечество (в особенности – продукты его производства и потребления, отходы) все более существенно влияют на биогеохимический круговорот веществ: в биосферу попадают ксенобиотики (чуждые природе вещества), которые никогда раньше там не встречались, т. к. были захоронены (депонированы).
Задание 5. Выберите правильные утверждения:
1) место планеты Земля в иерархической организации Вселенной: Вселенная (метагалактика) – галактика Млечный путь – Солнечная система – Земля;
2) около 3,5–4 млрд лет назад, когда жизнь на Земле начала зарождаться, существовали атмосфера, гидросфера,почва;
3) энергия, заключенная в нефти, угле, торфе – это энергия Солнца, запасеннаярастениями;
4) кислород в атмосфере появился в результате разложенияводы;
5) благодаря биологическому круговороту веществ биосфера обеспечивает стабильные условия существования всех видов организмов, включаячеловека;
6) почву В.И. Вернадский назвал биокосным веществом, так как она состоит из минеральных компонентов, органических соединений и живыхорганизмов;
|
|
7) почва была сформирована после заселения суши живымиорганизмами;
8) живые организмы не играют значительной роли в разрушении горных пород и растительных остатков.
Пищевая цепь является основным каналом переноса энергии в сообществе. По мере удаления от первичного продуцента к первичному консументу и далее, скорость потока энергии резко ослабевает, ее количество уменьшается.
Трофический уровень – совокупность организмов, объединенных типом питания.
Рис. 5.2. Упрощенная схема экологической пирамиды: основанием служит уровень продуцентов, последующие уровни питания (консументы) образуют этажи и вершину
Задание 6.6.1. В чем отличие пирамид чисел от пирамид биомассы и пирамид продукции (энергии)?
6.2. Изобразите в виде рисунков (см. рис.5.3) примеры экологических пирамид для экосистем суши иводоема.
6.3.
Какой уровень в экологической пирамиде может занимать человек? Ответобоснуйте.
Рис. 5.3. Экологические пирамиды
Задание 7.Вычислите, пользуясь правилом 10 %, долю энергии, поступающей на четвертый трофический уровень, при условии, что общее количество энергии на первом уровне составляло 1000 условных единиц.
|
Рыбоядныептицы 20,00
Мелкаярыба 2,0
Зоопланктон 0,20
Фитопланктон 0,04
Вода 0,000003
Рис. 5.4. Аккумуляция пестицидов (на примере ДДТ) в водной экосистеме (по Н.Ф. Реймерсу)